Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Чем я занимаюсь?

Многие из моих френдов, видимо, знают, что помимо литературно-педагогических занятий у меня есть ещё особый интерес, который неким образом лежит в их основе. Ну, что-то вроде того, что называют философией. Этим словом долго пользовался и я сам, хотя это всегда меня смущало. Отголоски этой проблемы возникали и в моём ЖЖ. Тот, кому интересно, как я с ней управлялся и чем дело кончилось (на сегодняшний день), может прочитать только что законченное эссе «Чем я занимаюсь?».

Критические замечания и вопросы приветствуются.



Чем я занимаюсь?

Раньше я любил говорить, что занимаюсь философией . Но всё больше мне хочется расстаться с этим словом. Не потому, что оно отпугивает большинство нормальных людей. В конце концов, всё большее число людей в наше время отпугивает и поэзия. Нет, меня смущает сама философия как род занятий. Ведь сейчас это уже вовсе не любовь к мудрости, а некое философоведение , соединённое с бесконечным обмусоливанием тех идей, которыми одарили человечество настоящие философы – считались они таковыми или нет.

Но тогда чем же я занимаюсь?..

На некоторое время мне приглянулось слово « психософия » - мудрость, относящаяся к душе. Я написал о нём в «Этюдах о непонятном». Никакой реакции ни от кого не слышал. А потом, где-то в конце девяностых годов, встретил книгу стихов с таким же названием. В начале двухтысячных этот термин уже стали осваивать разные авторы. Впрочем, оно меня перестало устраивать. Ведь это слово как бы подразумевает, что мы представляем себе, что такое душа, а это ещё надо сначала понять.

Итак, чем же всё-таки я занимаюсь?..

Долго я думал, что можно вернуть подлинный смысл слову «философия» добавив к нему важное ключевое дополнение. Им стало « ориентирование ». Ведь ориентация среди главных для человека вещей (начиная с определения того, что же является главным) – это то, для чего ему и нужна философия. Выражение « философия ориентирования » казалось мне достаточно точным. Смущало лишь то, что философией в современном профессиональном смысле слова здесь и не пахло. И вдруг я встретил подробную рецензию на книгу немецкого профессора философии Вернера Штегмайера, посвящённую именно философии ориентирования. Но – увы – «ориентирование» означало здесь не то необходимое свойство философии, в котором она нуждается, а многогранное жизненное явление, ставшее предметом философского исследования (как можно говорить о «философии моды», «философии маркетинга» или «философии футбола»).

Нет, хотелось применять слово «ориентирование» совсем по-другому, чтобы оно действительно обозначало то дело, которое мне представляется изначально важнейшим для человека. У двух моих книг: «Государство чувств» и «Книга без титула и комментарии к ней» даже одинаковый подзаголовк – «Ориентирование во внутреннем мире». Однако выражение «философия ориентирования» после профессора Штегмайера мне окончательно расхотелось использовать.

Нужно другое обозначение для того, чем я занимаюсь.

Мне вспомнилось слово, которым мы пользовались в философских разговорах с моим другом-поэтом Михаилом Файнерманом: « увязывание ». Оно стало замечательной альтернативой девальвированному понятию «философия». Подчёркивая необходимо личный характер осмысления жизни и отмежёвываясь от затоптанной области философии-как-науки, это слово свидетельствует о простоте и естественности стремления соединять элементы жизни воедино.
Увязыванием занимается каждый – в той или иной мере, применительно к тем или иным вещам. Уточнить, какое увязывание требует от человека особого внимания, помогает то же слово «ориентирование». Ориентирующее увязывание – вот то человеческое занятие, в котором нуждается каждый и осмыслением которого я занимаюсь независимо от того, как это называть. Но ведь и само это занятие хочется увязать с названием. В чём и отчитываюсь.
Tags: размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments