Надеюсь, все участники студии уже поняли, что у нас нет никакого особого регламента. Вернее, он есть у меня (я стараюсь вывесить занятие 5 числа каждого месяца, веду список «посещений», подсчёт плюсиков и т.п.), но остальные участники могут определять для себя время и степень участия, как хотят. Но хотелось бы в очередной раз поделиться соображениями об эффективности студии как инструмента.
Думать, что прочитать текст очередного занятия достаточно, чтобы обратить его себе на пользу, - всё равно что мечтать научиться плавать, оставаясь на берегу. Формировать литературные мышцы можно только путём их тренировки, то есть пробовать что-то написать. Как побуждение к этому задуманы ВОЗы, но это лишь побуждение.
Участвовать в занятии – это прежде всего пропускать его через себя, примерять к себе. Для этого я задаю вопросы, и не отвечать на них – значит дать проскользнуть теме мимо себя. Если Вы не хотите выставлять свои ответы на всеобщее обозрение, пришлите их мне по мейлу, хотя ответы на занятии лучше, потому что помогают ориентироваться и остальным.
Особенно важной для каждого мне представляется работа с фразой. Для этого нам служат афоризмы-определения, и я рад, что почти все этим пользуются. Другая возможность поработать непосредственно с написанным текстом – это плюсики. С учётом сегодняшних сумм уже шестеро участников могут прислать мне свои тексты на редактуру, но ни один этим не воспользовался. Если этот инструмент окажется неработающим, я перестану заниматься подсчётами (требующими времени и внимания) и оставлю открытой возможность редактирования только в соответствии с уже набранными суммами.
Сейчас суммы плюсиков такие (отмечаю тех, у кого они изменились с прошлого занятия):
agnile – 56, hoochecoocheman – 31, lanemru – 7, mazepina – 1, murmjay – 22, nana_rubina – 7, obi_van_ki_ro – 1, savtatyana – 52, sherochka_s – 46, sova_savushka – 72, tanigawa_spb_ru – 17, voyd_absolute – 74.
А теперь
Занятие 5 (23): От реального к художественному
Часто противопоставляют реализм и фантазию. Но даже самая крутая фантазия не обойдётся без реального опыта автора (откуда же брать «стройматериал»?). И даже самый занудный реализм несёт в себе элементы фантазии (ведь то, что мы написали, всегда обстругано нашим воображением).
Сегодня мы поговорим об использовании жизненного материала в литературных целях.
Я и не-я
С нами случаются разные случаи, о некоторых из них нам особенно хочется рассказать. Такой случай – жаждущий рассказаться – естественная основа и для литературного рассказа. И тут перед нами встаёт первый вопрос: рассказывать ли прямо от своего имени?
Но даже если повествование идёт от первого лица, не обольщайтесь: это рассказываете не вы сами, а тот персонаж, которого вы называете «я». Ведь не приложишь к рассказу расшифровку, кто такой автор. Пока знакомые читают, им хорошо. А незнакомые?.. Для них надо всё-таки очертить персонажа «я», то есть позаботиться о нём, как и о любом другом персонаже. Поэтому грамотнее сразу отнестись к персонажу «я» как к любому другому. То есть постараться, чтобы его увидел читатель. Для этого, естественно, можно использовать не только прямые описания, но и реплики других персонажей, и речевую самохарактеристику, и т.п. И думать не о том, что соответствует нашему представлению о себе, а о том, что соответствует персонажу «я». Значит, вполне допустима и художественная фантазия, и изменение действительного случая до выразительного сюжета.
В то же время, нам не нужно избегать вкладывать себя, свои переживания и мысли в главного персонажа (и не только в главного), независимо от того называется он «я» или нет. Я никогда не выдавал себя за червячка Игнатия, но всегда радовался, когда маленькие читатели называли меня его именем. Это сигнал о том, что удалось передать червячку какие-то особенно важные для меня свойства.
Другие персонажи
Все мы привыкли встречать в романах авторское уведомление о том, что всякое сходство персонажей с реальными лицами является случайным. Это верный знак того, что случайным оно, как правило, не является – не в смысле желания автора кого-то нарочно изобразить, а с точки зрения писательской кухни.
Автору естественно пользоваться для изображения персонажей теми или иными реальными прототипами, потому что естественно пользоваться своим жизненным опытом. И вполне естественно положить в основу изображения того или иного действующего лица человека, которого ты знаешь. Другое дело, что это должно быть именно основой, а не портретом а-ля Шилов, где каждая бородавочка на своём реальном месте. Художественная достоверность, то есть перекличка образа с другими персонажами и с сюжетом, гораздо важнее.
Полезное упражнение для писателя (им нередко пользуются актёры, входящие в роль) – продумать судьбу своего персонажа (уже именно персонажа, а не прообраза) шире рамок сюжета, чтобы чувствовать, почему он поступил так, а не иначе, почему сказал то-то и так-то уже в тексте повествования.
События
Тот же принцип остаётся верным и для элементов сюжета, для различных событий и деталей. Черпать материал мы будем из собственного жизненного опыта, но обрабатывать так, чтобы он соответствовал нашему литературному замыслу – композиционно, интонационно, стилистически.
Надо отметить, что частью нашего опыта является и чтение других авторов. Вот здесь надо быть осторожным. Не только потому, что плагиат это плохо этически. Это плохо ещё и эстетически, потому что мешает нам делать свои открытия, создавать свои образы, вымешанные из теста собственных впечатлений. (Я не говорю о сознательном вплетении в свой текст намёков на известные по классике образы и коллизии.)
Соединение реально пережитого и воображения похоже на химическую реакцию, в результате которой получается новое вещество. Или на прививку одного фруктового дерева к другому, приводящую к появлению нового плодово-ягодного сорта. Поэтому автор не может на замечания в адрес рассказанного возражать: «Но ведь так всё и было», «Я ничего не придумал» и т.д. Убедительность, достоверность, выразительность в литературном тексте гораздо важнее полного его соответствия действительности (впрочем, полное соответствие и невозможно, если не сводить текст к протоколированию бесконечного ряда фактов).
Реализм и фантазия
Писательский путь от фактического к художественному схож для реалистического изображения и для фантазии. Из жизненных впечатлений мы выбираем то, что соответствует нашему замыслу, что-то добавляем, что-то видоизменяем. Сказочный и фантазийный жанр требуют от нас создания образной основы, но и здесь наше воображение сознательно или подсознательно отталкивается от пережитого.
При создании персонажа А (неважно, человек это, марсианин или гном) мы будем использовать или свойства нашего знакомого Б, или различные свойства нескольких известных нам людей, что-то видоизменяя, что-то добавляя от себя. Другое дело, что эти видоизменения и добавления могут быть реалистичными или фантазийными. Это и есть область художественного творчества.
Вопросы для ответов
1. Всегда ли вы знаете, с кого списан тот или иной ваш персонаж? Нужно ли это знать?
2. Считаете ли вы, что переход от реального «я» в повествовании к «я» как персонажу может сказаться на искренности или на других важных свойствах текста?
3. Какое направление ближе вам самим – реалистическое или фантазийное? Или что-то среднее?
4. Интересно ли вам как читателю связь литературных образов с их прототипами?
5. Можно ли выдумать такое, чего вообще не было в вашей жизни?
ВОЗ
1. Напишите небольшой рассказ (или сказку) с 2-3 персонажами. После этого напишите биографию каждого из персонажей. Затем внесите в рассказ те поправки, которые связаны с этими биографиями.
2. Выберите одного из людей, которых вы хорошо знаете. Выберите один из наиболее интересных случаев, произошедших с этим человеком. Напишите об это случае рассказик, чтобы прототип был неузнаваем.
3. Слова для афоризмов-определений: АППАРАТ, ДЕСАНТ, ИКРИНКА, НЕГАТИВИЗМ, ФАКИР.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →