Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

ИЗЮМИНКА-2010, занятие 7 (25): Критичность и самокритичность

Итоги полугодия?

В одном из комментариев к последнему занятию было предложение поговорить об итогах полугодия. Попробую начать этот разговор в расчёте на то, что он будет поддержан участниками студии (и не только теми, кто в списке), - когда кто сможет. Время всё-таки летнее...

Сначала отчитаюсь. Сейчас в списке Изюминки-2010 – 21 участник. Из них примерно две трети участвовали в двух занятиях и больше. В последнем занятии проявились пока меньше трети участников. Суммы плюсиков у них: agnile: 78, lanemru: 22, mazepina: 25, savtatyana: 67, tanigawa_spb_ru; 19, voyd_absolute: 63.

За каждым по-прежнему подразумевается свобода участия (или неучастия) в любом занятии. Даже за предыдущий год, только плюсики там не увеличиваются.

Участники студии очень разные, и каждый из них решает свои задачи, как и должно быть. Мне кажется, по тем текстам, которые я вижу, что у каждого наблюдается, как говорят врачи, своя «положительная динамика». Хотя относить это за счёт студии, с моей стороны, было бы самонадеянностью. Человек развивается за счёт множества факторов, и приписывать успехи человека именно его участию в студии я не берусь. Но мне было бы интересно узнать мнение самих участников.

Было бы также интересно услышать тех, кто читает материалы студии, не являясь её участником. Время от времени я о таких людях узнаю, иногда даже встречаюсь с ними, но в комментариях они проявляются редко.

Теперь -

Занятие 7 (25): Критичность и самокритичность

Не жанру литературной критики посвящено это занятие. Речь пойдёт о том, как мы можем помочь самому себе или другому автору в работе над текстом. О конструктивной критичности по отношению к тексту. Хотя, наверное, какие-то подходы могут быть отнесены и к литературной критике как жанру.

Ободряющая критичность

Сначала поговорим о том, как можно помочь другому автору улучшить написанный им текст.

Нужно ли вообще критиковать текст, который тебе предложили прочитать, чтобы узнать твоё мнение? Может быть, главное для творчества – поддержка, и надо вообще отказаться от критических замечаний? Может быть, в любом случае надо искать только слова похвалы и ободрения?

Ободрение и поддержка – вещи необходимые в творческом взаимодействии. Но без критичности не будет и самого взаимодействия. Поэтому всегда необходимо искать такие подходы, которые эффективно сочетали бы ободрение с критичностью. Именно эти подходы и будут практическими инструментами поддержки.

Ободряющей критичности полезно исходить не из НЕДОСТАТКОВ текста (и уж тем более не из недостатков автора!), а из его ДОСТОИНСТВ. Не бывает так, чтобы у текста, в котором человек творчески себя проявляет, не было совершенно никаких достоинств. Значит, первая задача критичности – увидеть эти достоинства, чтобы было на что опереться. Чтобы было ради чего способствовать улучшению текста.

Не бывает, вообще говоря, и текста без недостатков. Но здесь надо различать разные их виды. Есть недостатки, которые легко исправить, и они не задевают внутреннюю самобытность автора. На другом полюсе – то, что может показаться нам недостатком, но на самом деле это свойство, которое органически связано с индивидуальностью автора, и такое свойство способно, при внимательном отношении к нему, перейти в разряд достоинств. Это ещё одна причина необходимости исходить именно из достоинств текста, способствовать их усилению, а не приводить текст к какой-то безличной «норме».

Ещё один важный момент. Лучше показать автору на возможности улучшения, чем подсказывать конкретные варианты возможного улучшения. Чем более значительны предстоящие изменения, тем это важнее. Конечно, где-то можно и конкретное слово посоветовать на замену. А вот фразу автору лучше придумать самому. И композицию изменить тоже.

Прообраз текста

Для каждого текста можно попробовать представить себе его ПРООБРАЗ – то есть этот текст, каким он мог бы быть, если бы автор написал его на максимуме своих возможностей. Вот к этому представлению, к прообразу текста, и должна продвигать работа по его улучшению.
Представление о прообразе текста будет тем более различным у разных людей, чем меньше они вникают в личность автора и чем больше руководствуются собственными вкусами. Поэтому наша помощь, в отличие от чисто редакторской работы, должна состоять в столкновении автора с его собственными побуждениями и в поддержке движения в намеченном направлении.

Вспомогательные перечни

Напомню две мнемоники, которые помогут понять, в чём может быть улучшен текст:

1. ДОМ – присутствие в тексте трёх главных составляющих литературного произведения. Д – действие, О – образ, М – мысль.
2. Закон трёх У. Удачное повествование должно быть Увлекательным (то есть читаться с интересом), Удивительным (то есть содержать что-то своё, никем ещё не сказанное) и Убедительным (то есть достоверным, независимо от того, реальность это или выдумка).

Можно также привести перечень опорных свойств прозы, которые могут помочь найти слабые стороны текста:
1 – ДЕЙСТВИЕ, событие, происшествие, приключение.
2 – ОБРАЗ, метафора, картина, изображение.
3 – МЫСЛЬ, идея, постижение, переживание.
4 – КОМПОЗИЦИЯ, структура, ритм, мелодия.
5 – ЗАЦЕПКА, привлечение внимания.
6 – ГЕРОЙ и другие персонажи.
7 – ИНТОНАЦИЯ, стилистика.
8 – ЮМОР, ирония, парадокс.
9 – УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, достоверность.
10 – НЕОЖИДАННОСТЬ, непредсказуемость, удивление.
11 – ПОДРОБНОСТИ, фактура, деталь.
12 – КОНЦОВКА, заключительный аккорд.

Перечень опорных свойств поэзии близок к предыдущему:
1 – МУЗЫКА, размер и ритм, рифма и звукопись.
2 – ЧУВСТВО, эмоциональная искренность.
3 – МЕТАФОРА, углублённое сопоставление, превращение одного в другое.
4 – ЖИВОПИСЬ, изображение.
5 – ОБРАЗ, изобразительно-смысловой итог.
6 – МЫСЛЬ, попытка постижения.
7 – ОСЬ стихотворения, его герой.
8 – НЕОЖИДАННОСТЬ, удивление.
9 – ДЕТАЛЬ, подробности.
10 – КОНЦОВКА, замыкание в образ.

Подробнее эти инструменты, которые можно использовать для анализа текста, описаны в НСК.

Самокритичность и редактирование

Теперь проще представить себе и ободряющую самокритичность, с которой стоит относиться к своему собственному тексту. Дело автора не в том, чтобы задаваться вопросами, нагнетающими внутреннюю неуверенность: кому это интересно? не графомания ли это? умею ли я вообще писать?.. Дело автора – приближать написанный текст к его прообразу: к тому, каким этот текст может стать, если его улучшить.

Опираться на достоинства текста нужно и в том случае, если он твой собственный. Чем отличается самокритичность от критичности – это тем, что конкретные варианты улучшения текста нужно искать самому. Потому что здесь конечная инстанция – ты сам.

Для редактирования стоит использовать вспомогательные перечни, приведённые выше. Кроме того, полезно:
- убрать повторения,
- подобрать наиболее точные синонимы,
- укоротить длинные фразы,
- урегулировать абзацы,
- и прочее, что тебе подсказывает имеющийся опыт редактирования.

Надо не забыть и дать почитать текст кому-то, кто сможет добавить к твоей самокритичности свою ободряющую критичность.

Вопросы для ответов

1. Болезненно ли вы относитесь к критике написанного вами? Какая критика представляется тягостной, а какая полезной?
2. Помогаете ли вы кому-то улучшать свои тексты? Полезна ли эта работа вам самим?
3. Понятно ли представление о прообразе текста? Что к нему можно добавить?
4. Какие из опорных свойств прозы или поэзии вам представляются наиболее важными? Каких не хватает в перечне?
5. Какие виды работ с текстом вы добавили бы к перечисленным в занятии?

ВОЗ

1. Проведите эксперимент. Дайте прочитать один и тот же вариант написанного вами текста двум-трём людям, попросив их не обмениваться мнениями друг с другом. Попросите каждого сделать замечания по тексту. Сами тоже – перечитайте свой текст и сделайте пометки для его улучшения. Насколько совпали или разошлись замечания каждого из критикующих? Помогает ли вам совпадение замечаний?
2. Возьмите какой-нибудь небольшой текст из интернета. Лучше, если это будет текст кого-то из знакомых, кто готов к вашей критике. Просмотрите его и обдумайте, какие замечания по его улучшению вы бы сделали (или сделайте их для знакомого). В чём были затруднения? Нравится ли вам такая работа?
3. Слова для определений: БЕЛИЗНА, ГОЛОГРАММА, ДОВОД, КАЛОРИЯ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Защитник женщин

    - Давай побегаем! – предложила девочка Захарке. - Я от женщин не бегаю, – отказался тот. - Тогда в прятки! – сказала девочка. - Я…

  • Во всеувиденье

    Битику нравилось, топая по улице, говорить по мобильнику во всеуслышанье. А потом он купил голографический видеомобильник. Идёт, а рядом с ним…

  • Во что играем?

    Богатые родители подарили Игорю конструктор, из которого любую игру можно сделать. Вышел Игорь во двор похвастаться. - Кто со мной сыграть хочет?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • Защитник женщин

    - Давай побегаем! – предложила девочка Захарке. - Я от женщин не бегаю, – отказался тот. - Тогда в прятки! – сказала девочка. - Я…

  • Во всеувиденье

    Битику нравилось, топая по улице, говорить по мобильнику во всеуслышанье. А потом он купил голографический видеомобильник. Идёт, а рядом с ним…

  • Во что играем?

    Богатые родители подарили Игорю конструктор, из которого любую игру можно сделать. Вышел Игорь во двор похвастаться. - Кто со мной сыграть хочет?…