Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Фромм «Человек для себя»

Фромм Эрих «Человек для себя», Минск, Коллегиум, 1992

Прочитал, как и другие книги Фромма (1900-1980) с громадным удовольствием. Книга вышла в 1947 году и совершенно не устарела.

Это не значит, что я со всем согласен. Мне печален атеизм автора (сказывающийся, естественно, и на общей рисуемой им картине). Некоторые предложенные Фроммом модели мне представляются слишком упрощёнными. Но важно не это, а масштаб и самобытность личности автора, которому удалось кое-что сдвинуть в мозгах людей в лучшую сторону.

Попробую немного осветить содержание книги для тех, кому интересно, добавив малую толику своих замечаний.

Начну с большой вкусной цитаты:

«Похоже, современный человек считает, что читать и писать – это искусства, которым следует учиться, что стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим можно лишь благодаря серьёзному обучению, но жить – это нечто настолько простое, что не требуется никаких особых усилий, чтобы этому научиться. Просто потому, что каждый «живёт» по-своему, жизнь считается делом, в котором каждый – знаток. Но дело здесь не в том, что человек до такой степени овладел искусством жить, что утратил представление о его трудности. Распространённое отсутствие подлинной радости и счастья совершенно исключает такое объяснение. Современное общество, несмотря на всё то значение, какое оно придаёт счастью, индивидуальности и личным интересам, научило человека чувствовать, что не его счастье (или, если воспользоваться теологическим термином, не его спасение) является целью жизни, а его долг трудиться или его успех. Деньги, престиж и власть стали его побудительными мотивами и целями. Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих личных интересах, а на самом деле он служит чему угодно, но только не интересам своего реального «я». Всё что угодно важно для него, за исключением его жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, только не для самого себя».


Фромм вводит важное различие между авторитарной и гуманистической этикой.

Авторитарная этика основана или на рациональном авторитете (компетентном) или на иррациональном (вменённом властью или убеждением). Добро и зло определяются авторитетом.

Гуманистическая этика – это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке». Гуманистическая этика антропоцентрична, основана на том, что способствует благополучию человека. Добро и зло – это то, что хорошо для человека (по большому счёту, то есть с учётом отношений с другими людьми) или вредит ему. Благо – утверждение жизни, развёртывание человеком своих сил. Добродетель – это ответственность за собственное существование.

«...В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно...»

Эх, общался я с нашими «гуманистами», которые лучше всего усвоили именно атеизм. Но Фромм сам даёт им такое основание, исключая из картины мира Тайну и Замысел. А человек, уткнутый в самого себя, всё-таки не замечает некоторых самых важных вещей. Сам Фромм, мне кажется, их чувствовал, но пытался втиснуть в свои гуманистические модели. Тоже интересно...


Читаем дальше.

Люди обладают разными темпераментами, но не темперамент решает судьбу человека, а характер. Ключевое различие имеют плодотворная ориентация характера или неплодотворные ориентации. Рассматривая типы неплодотворных ориентаций, Фромм предупреждает, что каждый из этих типов редко встречается в чистом виде, обычно типы ориентаций в разной пропорции смешаны в характере человека. Но для понимания он описывает именно чистый вид каждой ориентации.

Рецептивная ориентация. Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и надо суметь получить всё, что необходимо. Например, не любить, а добиться любви. Верующий всего ждёт от Бога. Люди такой ориентации предпочитают всему и всем говорить «да», потому что во многих нуждаются. Они любят поесть и выпить.

Эксплуататорская ориентация. Тоже основана на том, что источник благ вовне, но старается не получить, а отнять желаемое силой или хитростью. Такие люди склонны переоценивать чужое и недооценивать своё.
Стяжательская ориентация. Основана на стяжательстве и экономии, а траты воспринимаются как угроза. Такие люди окружают себя защитной стеной, стараясь больше приносить в своё укрытие и меньше отдавать. Они ценят порядок и безопасность, склонны к упрямству и отрицанию.

Рыночная ориентация, самая распространённая в современности. Сосредоточенность на том, чтобы добиться успеха в рыночных условия, на желании подать себе и продать. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы быть ходким товаром. Как товар он воспринимает и других.

Единственной верной ориентацией является плодотворная ориентация. Плодотворность – это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности, свои потенциальности. «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность».


Дальше Фромм пишет о разнице между себялюбием и любовью к другим, с которой неразрывно связана и плодотворная любовь к себе. Обсуждает вопрос о том, что такое совесть, отличая совесть авторитарную от совести гуманистической (аналогично различию между двумя видами этики). Говорит о том, что такое удовольствие и счастье, о средствах и цели. Веру он показывает как черту характера, совершенно не обязательно связанную с религией. Говорит о моральных силах человека и о смысле моральных оценок. В заключение пишет о том, что главная моральная проблема «нашего времени» (наверное, нашего с вами тоже, хотя оно и попозже) – это безразличие человека к самому себе. «Мы стали вещами, и наши ближние стали вещами», - пишет он. Гуманистическая этика в его понимании должна стать ориентиром для углубления и осмысления человеческого существования.


Больным местом для Фромма остаётся религия, особенно кальвинизм, но его упрёки относятся скорее к конфессиональному догматизму.


Изложение моё совсем кратко. Главный вкус – в мотивировках Фромма, в его мощном опыте практикующего врача-психоаналитика. Это всё я передать не берусь. Читайте книгу!


Кому интересно взглянуть на Эриха Фромма и услышать его голос, вот клип с его интервью: клип .
Tags: чтение
Subscribe

  • Розочка на резиночке

    Роза была мамина дочка. Никуда без мамы не хотела. Ничего без мамы не делала. Была у Розы крошечная куколка. Висела на резиночке, чтобы не…

  • Развалины с замочками

    Странный дом стоял в одном городке. Ветхий, весь в щелях – и весь увешан запертыми замочками. Ловкий вор Удини решил, что раз столько замков,…

  • Капитан пруда

    Тёме подарили на пятилетие капитанскую фуражку. Пошёл он к пруду – единственному близкому водоёму. Да и там воду слили, чтобы дно очистить...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments