Простая вещь - и далеко не всегда осуществляемая: жить общей жизнью с ребёнком. Не воздвигать стены между его миром и своим взрослым миром. Искать общности, подниматься над различиями. Не позволять себе смотреть на ребёнка, на его "мелкие" проблемы и горести свысока, снисходительно. Тем более не смеяться над ними.
В жизни ребёнка нет мелочей. Для него и растаявшая льдинка, с которой он играл полчаса, может означать утрату друга... Сочувствовать ему, переживать сообща все его беды. Сообща радоваться. Признавать истинность этих переживаний. Детство – не преддверие жизни, это сама жизнь, полная глубоких и ярких впечатлений.
И со своей стороны – быть открытым с ребёнком в своих взрослых радостях и печалях. Общаться с ним, как с другом, который всегда нам посочувствует, даже если он совсем ещё мал. Не стараться выглядеть перед ним суперменом – это лишь мешает доверительности отношений.
Легко ли это? Что труднее всего? Где граница между тем, во что мы посвящаем ребёнка, и тем, что было бы безжалостным вываливать на его голову? Не будет ли лицемерием наше сочувствие мелочам его жизни в то время, как мы переживаем свои серьёзные проблемы?..