Что такое увязывание
О чём речь. Речь пойдёт о том, чем занимается каждый и чего каждому не хватает. От чего зависит вся жизнь человека, но если он этим полностью поглощён, то кажется странным.
Это называют многими разными словами и выражениями, но ни одно из них как следует не подходит.
Можно вообще не заморачиваться этой темой, как подавляющее большинство жителей земного шара. Можно интересоваться ею в меру, пока не надоест. Но и в том, и в другом случае придётся жить по правилам человеческих традиций мышления и поведения, по веками слежавшимся правилам, принимая их или оспаривая, но неумолимо следуя по накатанной колее.
Я зову тебя на время позабыть про чужие колеи, довериться своему собственному разуму и порадоваться свободным путешествиям мысли по вверенным тебе мирам. А сначала – заняться увязыванием снаряжения в дорогу.
От неувязок к увязыванию. В нашей жизни, если присмотреться, много неувязок. Скажем, тысячи лет человечество занимается поисками истины, но до сих пор нет такого учения, истина которого была бы признана всеми. Или то, что мы гораздо больше внимания уделяем второстепенным вещам, часто даже не задумываясь о наиболее важных. Или вера в силу логического мышления, тогда как мышление метафорическое ничуть не менее значительно, а то и более.
Перечислять неувязки можно долго, но сейчас не это моя цель. Мне хочется обсудить средство постепенного избавления от них. Хочется поговорить об увязывании .
Что же такое увязывание. Увязывание – это преодоление тех неувязок, с которыми мы сталкиваемся в жизни и в своём отношении к ней. С неувязками можно, конечно, сосуществовать, только жизнь при этом что-то теряет в своём качестве.
Разум позволяет нам видеть различные связи между явлениями. Увязывание – просто сведение этих связей воедино, что тоже дело разума, хотя мы не всегда даём ему взяться за такую работу.
Увязывание – это то, ради чего возникла в человечестве философия. Гармонизация представлений о внутреннем и внешнем мирах. Соединение главных представлений в единую картину. Умение переводить встреченное в жизни на язык своего понимания.
Как ни называть этот процесс, увязывание – необходимая процедура для того, кто хочет самостоятельно мыслить и иметь дело с максимально правдивыми представлениями о жизни. Без него человек остаётся среди навязанных ему с детства способов восприятия мира и суждений о нём, полных всевозможных неувязок и предубеждений.
Увязывание – путь к самостоятельности, самобытности человека. Путь к осознанию других путей и возможностей постижения жизни и себя самого. Само слово «увязывание» непривычно и не обязательно. Гораздо важнее то, что стоит за ним.
Почему не философия. Стоп! Если это «то, ради чего», зачем же заменять само слово «философия»? Почему бы не пользоваться именно им? Так здорово придумали древние греки: фило-софия, любовь к мудрости. Или, если точнее, дружба с мудростью.
Мне самому нравится слово философия . И много лет я спокойно им пользовался, пока не стал замечать странную вещь: оно отпугивает людей. Не всех и не всегда. Не пугает тех, кто пользуется им профессионально (не будет же профессор философии всю жизнь бояться сам себя!). Не пугает тех, кто пользуется им для важности (наоборот, можно других припугнуть фамильярностью с таким солидным понятием). Зато отпугивает обычного простого человека (а их на земле большинство), хотя такому человеку то, что стоит за словом «философия», как раз всего нужнее.
Под философией понимается уже вовсе не любовь к мудрости, а некое философоведение , соединённое с бесконечными интерпретациями тех идей, которыми одарили человечество настоящие философы – считались они таковыми или нет.
Зачем это нужно. Действительно, для чего нужно ещё какое-то там увязывание, если так много, кроме философии, разных психологических методик и религиозных учений?
Начать с того, что увязывание нисколько не противостоит ни методикам, ни учениям. Практика увязывания (а теории у него и нет) – это дело личное, индивидуальное, так что выбирать полезное для себя можно отовсюду. Лишь бы одно выбранное вязалось с другим. А нужно увязывание вот для чего:
1. Чтобы иметь при себе наиболее важные вещи.
Жизнь – это путешествие по жизни, довольно длительное. Представь, что ты отправляешься в далёкое путешествие и набиваешь в дорогу рюкзак наугад, что под руку попадётся. Странное поведение?..
Не менее странно жить, довольствуясь теми представлениями, которые достались тебе, в общем-то, случайно. Что-то было обычным в том окружении, в котором ты вырос. Что-то ты от кого-то услышал. Что-то где-то прочитал. Право, стоит выбрать из этого вороха наиболее важное.
2. Чтобы согласовать эти важные вещи друг с другом. Увязать.
Представим немного другую картину сборов в дорогу. Ты выбрал самое существенное, но насыпал всё это в свой рюкзак перемешанной кучей. Даже не слишком опытный турист знает, что в таком виде рюкзак будет обременителен и натрудит спину. Но в нашем случае и рюкзак, так сказать, мировоззренческий, и речь идёт не о спине, а о душе.
3. Чтобы выбранные главные вещи годились для жизни.
Плохо, если в турпоходе палатка не защитит от дождя и ветра, спальник не согреет, а компас будет указывать куда захочет. Ещё хуже, если твои представления о жизни окажутся пустыми умствованиями, не пригодными для тех испытаний, которые выпадут на твою долю.
4. Чтобы понимать других.
Если попал в другую страну, язык которой тебе незнаком, понадобится не так много времени, чтобы понимать окружающих не уровне самого необходимого . Но чтобы понимать даже одного другого человека, даже говорящего на одном с тобой языке, в том, что относится к самому важному , нужно потратить гораздо больше времени и сил, да и то не всегда удаётся этого достичь.
Увязывание главных вещей внутри себя помогает, встретившись с иными взглядами на эти главные вещи, перевести их на свой внутренний язык, язык увязывания. Такой перевод позволяет понять, можешь ли ты чему-то научиться у другого (и увязать что-то по-новому) или его взгляды никак не меняют твоё восприятие жизни потому-то и потому-то.
5. Чтобы быть готовым к неожиданностям.
Путешественник попадает в новые места, где многое может быть неожиданно, и готовность к неожиданностям входит в число его навыков. Но неожиданности могут возникать даже когда ты живёшь дома. Для путешественника по жизни новым «местом» становится каждый новый день, и результатом добротного увязывания является постоянная готовность к тому, чего ещё с тобой не случалось.
Уметь справиться с небольшими испытаниями, уметь с честью встретить и сильный шторм – это то, к чему готовит увязывание.
Вслушивание в слово. Корень «вяз» заключает в себе и созидающее соединение и вместе с тем угрозу, ему противостоящую. Можно связывать, увязывать , но, если с эти не справиться, можно и завязнуть, увязнуть , не говоря уж о том, что тебя могут повязать другие.
Увязывать нужно для того, чтобы не вязнуть в непонятном. Такая альтернатива: вязнуть – или учиться увязывать , чтобы не сгинуть в трясине.
Увязывать познаваемое, чтобы свободно воспринимать на его основе тайну, видя в ней не темноту, а неявленный свет.
Увязывать явления мира, чтобы быть готовым в неведомый момент шагнуть за его грань...
Другие имена. Можно говорить об этом как о философии , если мы не боимся поучительной зауми, или как о философствовании , хотя в этом слове сквозит ирония. Можно называть самопознанием , если нас не смущает высокопарность, или формированием мировоззрения , что тоже звучит слишком важно. Можно относить занятие, о котором здесь речь, к практической психологии , вот только не понятно, кто тут психолог, а кто псих. Можно попробовать скрестить психологию с философией в неологизме психософия , хотя нет гарантии, что результат скрещивания приведёт к избавлению от родительских недостатков...
Словом увязывание мы пользовались в философских беседах с моим другом-поэтом Михаилом Файнерманом. Оно служило альтернативой другим, более замусоленным и искажённым именам. Подчёркивая необходимо личный характер осмысления жизни и отстраняясь от затоптанной области философии-как-науки, это слово свидетельствует о простоте и естественности стремления соединять элементы восприятия воедино.
Увязыванием занимается каждый – в той или иной мере, применительно к тем или иным вещам. Чтобы уточнить, какое увязывание требует от человека особого внимания, поможет представление об ориентировании. Ориентирующее увязывание – вот то человеческое занятие, в котором нуждается каждый и на осмысление которого мне хочется направить внимание независимо от того, как ЭТО называть. Но ведь и само занятие хочется увязать с названием. Что я и стараюсь сделать.
Сознание, мышление, разум. Посмотрим, что у нас есть, с чем мы принимаемся за увязывание.
Сознание – это способность воспринимать ощущения. Сознание свойственно не только человеку. Оно есть у всех живых существ, в том числе у растений. Возможно, в каком-то виде (неизвестном нам) сознание имеется у многих из тех объектов, которые мы называем неодушевлёнными. Сознание – это центральный факт нашего существования, вмещающий все остальные известные нам факты.
Мышление – это способность увязывать воспринимаемые ощущения друг с другом, судить об их взаимосвязях. Мышление, исходя из фактов сознания (ощущений, впечатлений, восприятий), вырабатывает суждения и образы, которые позволяют нам соединять факты и обобщать их.
Разум – это и сознание, и мышление, и нечто сверх того, что позволяет нам не только иметь дело с фактами восприятия и собственными суждениями, но даёт и дополнительные средства ориентирования. Разум – это и свет, необходимый для внутреннего зрения, и само это зрение как средство понимания. Можно сказать, что это зрячий свет.
Увязывание для себя. Конечно, оно нужно прежде всего себе самому. Можно радоваться своим успехам в увязывании, но смешно ими хвастаться. Это интимнее любого интима. Увязывание не претендует на научность, на объективность, на вписывание в мейнстрим. Это в принципе частный процесс. Увязывает каждый сам для себя. Вне этого персонального дела и помощи в нём друг другу – увязывание не существует.
Другие дело, что найденные приёмы увязывания могут оказаться существенными для других людей. Того, кто нашёл что-то важное для многих, мы можем называть философом или учёным, поэтом или художником, мудрецом или мыслителем. Можем прибегать и к другим именованиям. Главное, что индивидуальные усилия этого человека по увязыванию открывают нам новые возможности для личного усвоения.
Куда можно добраться. Хорошая экипировка, хорошо уложенный рюкзак помогают человеку добраться до высочайших вершин, до глубочайших глубин, до самых таинственных мест внутреннего и внешнего мира. Увязывание – это и сборы в путь, и сам путь, и те удивительные встречи, которые на этом пути могут произойти, те открытия, которые мы делаем, идя вперёд.
Слово «увязывание» - лишь кончик той путеводной нити, которая ведёт нас к тому, КАК ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ.