Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

ИЗЮМИНКА-2010, занятие 10 (28): Афоризм-определение, подход 2

Время урожая

Осень – время урожая. Вот я и подумал, почему бы и нам не заняться урожаем. А какой урожай на литературной студии?..

Урожай-1 – формирование и развитие навыков письменной речи. Мне ведение студии в этом помогает, но смешно будет, если я примусь об этом рассказывать, потому что дело не во мне. Помогает ли и чем оно кому-то ещё? – вот вопрос урожая-1.

Урожай-2 – литературные результаты участников студии. Разумеется, речь идёт лишь о тех вещах (небольших), которые были написаны в рамках ВОЗ. Подразумевалось, что участники дают ссылки на свой блог, где можно их прочитать. Но иногда мне присылают интересные ссылки на вещи, относящиеся к прошлому занятию, в которое мало кто будет заглядывать. Вот пример: сказка-крошка от murmjay. Прочитать её можно здесь. Но вообще надо придумать для этого постоянную страничку: или в ЖЖ (сообщество, но нужно, чтобы кто-то модерировал, не я), или на моём сайте (я там готовлю место для Изюминки), или где-то ещё.

Урожай-3 – наши афоризмы-определения. Вот этому урожаю будет отчасти посвящено наше октябрьское занятие. Но вначале я дам очередную сводку материалов по этому жанру. Напомню, что занятие по нему уже было в Изюминке-2009 (будем считать его подходом-1), поэтому сейчас – подход-2.


Текущие суммы плюсиков (у кого изменились): agnile: 117, nikaromanovna: 61, elizabeth_1992: 7, hoochecoocheman: 4, moakniga: 10, murmjay: 63, sherochka_s: 83, tanigawa_spb_ru: 34, turfevna: 34, voyd_absolute: 19.



Занятие 10 (28): Афоризм-определение, подход 2

Для начала можно прочитать в Википедии статьи «Афористика», «Афоризм», «Афоризм-определение».

В дополнение к сказанному ниже можно прочитать главку, посвящённую этому жанру в «Написать свою книгу» и связанную с ним часть занятия 4 Изюминки-2009.

Но сейчас – очередное занятие.

Афоризм-определение как один из полезных жанров

Выражение «полезный жанр» не надо понимать слишком прагматично. Имеется в виду прежде всего польза, которую может извлечь из него человек, развивающий свои литературные способности. Для этого нужно, чтобы контуры жанра были достаточно понятны, чтобы написанное в таком жанре произведение могло иметь небольшой объём, и чтобы автор имел здесь широкие возможности для самовыражения.

По всем трём направлениям афоризм-определение можно считать не просто полезным жанром, а наиполезнейшим (не пренебрегая, впрочем, и другими). Например, странно было бы считать полезным жанром просто афоризм – слишком расплывчаты его очертания. Не особенно располагают к опробованию своих возможность роман, повесть или венок сонетов – слишком долго для опробования. Наверное, даже просто сонет трудно причислить к полезным жанрам и предлагать его для свободного самовыражения современному человеку.

Афоризм-определение имеет минимальный объём, чётко очерчен своими жанровыми особенностями и вместе с тем даёт возможность автору высказать глубокую мысль или просто улыбнуться, быть парадоксальным или поэтичным, рассудительным или ироничным, найти неожиданный образ, оригинально построить фразу, связать воедино далёкие ассоциации и многое, многое другое.

Добавлю, что полезен этот жанр и любому литературному мастеру в его работе над произведениями других жанров. К примеру, любая статья будет глубже и эффектнее, если перед тем, как начать писать, придумать для ключевых понятий, которые должны в ней фигурировать, свои определения в афористической форме.

Некоторые технические замечания

В НСК описаны 26 способов придумывания определений. А вот детям я предлагаю запомнить одно словечко «ВОТ». Чтобы придумать определение, нужно взять слово-Вопрос (которое хочешь определить), придумать для него слово-Ответ (оно будет главным словом в определении), а потом протоптать между ними словесную Тропинку (добавляя всё, что нужно, чтобы было понятно, то есть превращая слово во фразу). Тропинка может быть метафорической (если мы придумали картинку), или юмористической (если захотелось смеяться), или парадоксальной (если мы придумаем что-то наоборотное), или... да мало ли!..

Чтобы придумать хорошее определение, важно позаботиться о том, чтобы выбирать слова (особенно опорное слово, слово-Ответ) за пределами первого слоя подворачивающихся под руку ассоциаций (см. в НСК о принципе следующего слоя). Стоит следить и за насыщенностью каждого слова (ведь это афоризм). Скажем, если мы говорим, что врач – это «человек, который...», неплохо задуматься о том, может ли врач НЕ быть человеком.

Даже слово «это» имеет своё значение. Его лучше использовать тогда, когда не совпадают род определяемого слова и определяющего. Если такого несовпадения не удалось избежать, то пусть «это», вставленное между ними, возьмёт на себя роль небольшого амортизатора.

Перейдём к урожаю

В следующем посте отдельно представлен словарик афоризмов-определений, сочинённых участниками Изюминками-2010 (может быть, немного и прошлогодних есть). Определения даны не все, но большая часть присутствует. Однако это не публикация, а часть занятия. Поэтому здесь я даю афоризмы без подписей. Мне хотелось показать, что у нас получается в целом и вместе с тем обозначить те уязвимые места, которые возникают при недостаточном внимании к принципу следующего слоя.

Очень советую каждому участнику набраться терпения и прочитать всю подборку. Некоторые важные вещи я нарочно говорю ближе к концу. :)
Словарик показывает удивительные возможности жанра, о котором ещё год-два назад большинство авторов не имели понятия. В тоже время я сам с интересом увидел, как даже на вполне удачных афоризмов можно поучиться вниманию к словам, которые мы используем, просто за счёт соседства разных определений друг с другом.

Вопросы для ответов

1. Как вы относитесь к жанру афоризма-определения и к его пользе для литературных навыков?
2. Сколько вы придумали афоризмов-определений? Если не можете ответить, постарайтесь собрать их вместе и сосчитать, сколько слов в получившемся словарике, сколько определений?
3. Помогает ли вам этот жанр для других литературных занятий?
4. Предлагали ли вы поиграть в определения знакомым детям? Если нет, то почему? Если да, то что из этого получилось?
5. Как по-вашему, имеет ли смысл повторять в занятиях темы, которые уже были?

ВОЗ

1. Придумайте сказку по одному из своих определений.
2. Составьте словник из десяти самых интересных для определения слов.
3. Определения. Придумайте определения для пяти слов из составленного вами словника.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →