ЛИМЕРИК
- весёлый бред, схваченный пятью пальцами.
- поэтический поиск гармонии в бессмыслице.
- рифмованная шутка в пять шагов: с границами, но без оков.
От пятёрки здесь улизнуть непросто. Это тем легче, чем больше мы переносим внимание с формы на суть. Лучше всего это удалось второму определению.
ЛИСТ
- поле для символов.
- портрет несозданного произведения.
- холст для писателя.
- это универсальное средство, используемое для заворачивания сэндвичей, изготовления оберток, этикеток, в гигиенических целях, а также иногда для написания прозы, стихов, рецептов, доносов и прочей литературной деятельности. Однако последнее применение постепенно изживает себя ввиду появления электронных носителей.
Самое неожиданное и цельное, мне кажется, - второе определение. Самое смешное – четвёртое. Но и первые два хороши. И повторов не видно.
МАШИНА
- друг человека, ему же отравляющий жизнь.
- комнатка с управляемо движущимся видом за окнами.
- мобильная печка для Емели и Кº с креслами, радио, проигрывателем и кондиционером.
Каждое из определений годится как тема для эссе (третье), рассказа (первое) или сказки (второе). Впрочем, уточнения в скобках можно поменять местами.
МЕЛОЧЬ (деньги)
- блестящая чешуя Денежной Рыбы.
- денежные песчинки.
- деньги, которые много весят и мало стоят.
- мало стоящее, но много весящее.
- монеты, которые больше звенят, чем стоят.
- осколки купюр.
- плоские гири для кошелька.
- то, что делает кошелек тяжёлым, но богатства хозяину не прибавляет.
«Денег» - три штуки, «кошельков» - две штуки, «много-мало» - две штуки. А вообще-то определения хорошие.
МЕЛОЧЬ (пустяк)
- кусочек мира, оказавшийся под лупой внимания.
- песчинка в часах жизни.
- то, из-за чего не стоит переживать.
Здесь интересны смысловые линии. Второе и третье определения направлены на подтверждение того, что мелочь – это именно мелочь. Первое интереснее тем, что оно меняет смысл на противоположный и оправдывает эту перемену полярности.
МЕТЕОРИТ
- выносливый летун класса «космос-планета».
- космическая пылинка, попавшая в глаз Земли.
- нежданная посылка космоса.
- неожиданный космический свидетель.
- снаряд из пращи космического великана.
- языческое возмездие за людские грехи.
«Космос-космический» фигурирует в пяти из шести определений! О чём это говорит? Правильно, об очевидности, первослойности этого слова в данном случае. Обойтись без него непросто, но стоит постараться.
МЕТЕОРОЛОГИЯ
- высотная наука о небесной канцелярии.
- наука о настроениях воздушных масс.
- прогноз по кофейной гуще прошедшей погоды.
А здесь хорошо бы обойтись без «науки». Что метеорология ею является всем известно.
МУЗА
- двигатель искусства в юбке.
- медсестра скорой помощи для вдохновения.
- мисс Вдохновение.
- посмертная форма существования работников культуры.
- почтальон вдохновения.
- своенравная массажистка творческой мускулатуры.
- трепетный антрепренёр для личных иллюзий.
- фея творчества, приходящая к трудолюбивым золушкам.
- хозяйка предприятия «Вдохновение», работающая только по ей одной ведомым правилам.
- это вдохновение во плоти.
Пять «вдохновений» на десять определений. Как избежать этого слова, не видя чужих вариантов? Поймать себя на первой пришедшей ассоциации (это и будет «вдохновение») и сказать: вот без этого слова я обойдусь! И мысль заработает изобретательнее.
МЫСЛЬ
- мимолетное прикосновение к вечности.
- путешествие неозвученных слов.
- требовательный пульс мозга.
Три хороших продуманных определения. Поэтому и повторений никаких нет. Каждый о своём, а не об общеупотребительном.
МЯГКОСТЬ
- возможность ласкать всей поверхностью прикосновения.
- лёгкая услада для души и тела.
- прогибающаяся нежность общения.
- способность дивана прогибаться под задним местом, шерсти – под гладящей рукой и характера – под другим характером.
Можно иметь в виду мягкость восприятия (определения 3-4) или мягкость воздействия (определения 1-2). Возможно, можно определить мягкость и универсально, но здесь чёткое расслоение.
НЕГАТИВИЗМ
- душевная аллергия на избыток внушений.
- инъекция антиматерии.
- лихорадочное «нет» где надо и где не надо.
- молоток для проверки жизни на прочность.
- невосприятие белого цвета на зебре жизни.
- отражение со знаком минус.
- принципиальная наоборотчина.
Всем авторам браво! Нет ни одного слова «отрицание», которое напрашивается первым. Отсюда разнообразие лексики и образов. Но дело не в сравнительном разнообразии, а в том, что это семь индивидуальных ёмких афоризмов.
НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
- броуновское движение поступков и мыслей.
- воля, играющая с собой в поддавки.
- клубок в лапках котёнка.
- развилка без указателя направлений.
- шарахание по кривым вместо прямой.
Тоже обошлось без повторений. Каждому удалось пробиться к следующему слою слова и мысли.
НОВЕЛЛА
- невесомый рассказ.
- рассказ-переросток или роман-недоросль.
- сестра рассказа.
- скальпель мысли, чутко касающийся ткани событий.
Мы точно не знаем, что такое новелла, но знаем, что это что-то похожее на... Правильно, на рассказ. Вокруг него и крутится мысль. Кроме четвёртого афоризма, который одинаково подходит и для рассказа, и для новеллы, и даже для романа. Так что во всех четырёх случаях стоило бы поискать что-то более глубокое.
Новолуние
- время проявления на небе улыбки Чеширского кота.
- детство ночной королевы небес.
- рождение серебряной черепахи в тёмных небесных водах.
- тёмное время для ночного светила.
- тёмный полог наваждения, накрывающий самоубийц и влюблённых.
- это время, когда оживают страхи и оборотни.
- это свет, выходящий из-за приоткрытой крышки небесного люка.
Смотрим. «Время» - 3 раза. «Тёмный» - 3 раза. «Небо-небесный» - 4 раза. Вот пунктир, обозначающий первый лексический слой.
ОЗОРСТВО
- возможность на минутку забыть о своём возрасте.
- деяние ребёнка, вызывающее улыбку и уборку.
- доступный вход в мир выходок.
- шальное пересечение границы правил.
- шкодничество, заряженное весельем.
Вполне можно было бы ждать повторов «детей» и «ребёнка», но их нет, это приятно. Значит, у взрослых тоже есть шанс поозорничать, а у авторов определений – сказать об озорстве что-то именно своё.
ОРАВА
- вопящий людской рой.
- избыток ора.
- сборище для кратковременного буянства.
- толпа в квадрате.
- шумная компания без особого взаимопонимания.
- шумная толпа, забывшая про порядок.
«Шумный» - 2 раза, но ещё есть «вопящий» и «ор». «Толпа» - 2 раза, но есть ещё «рой», «сборище», «компания». Это показывает, что даже общие подходы могут быть лексически разнообразны.
ОРЕХ
- закованное в природную броню лакомство.
- камушек с мягким сердцем.
- колобок в доспехах.
Напомню, что здесь фигурируют только принятые определения. К сожалению, нередко участники студии, разочарованные моими придирками, переставали доводить до конца некоторые из своих определений. Например, исходных определений слова «орех» (как, впрочем, и других слов) было гораздо больше. Те же, кто терпеливо продирался к наиболее выразительной формулировке, получали важный опыт работы с фразой. Успех в таком случае получается и итоговый (хороший афоризм-определение), и развивающий (возникновение подсознательного чувства слова).
Специально пишу об этом ближе к концу – для тех, у кого хватит терпения пройти весь этот текст.
Глядите, как по-разному нашла отражение в афоризмах твёрдость ореха, в каждом из трёх. Это нормально при требовательной словесной работе: каждый находит своё.
ОТЗЫВ
- вдумчивый отклик на «свет-мой-зеркальце-скажи».
- видимый след следа, оставленного произведением.
- литературное произведение о художественном произведении.
- найденный в себе отклик о прочитанном.
- ответ читателя на тайные вопросы писателя.
Скажу и об одной педагогической стороне моих замечаний к определениям. Те, кто читает все комментарии к занятию, могли заметить, что к кому-то моя критика снисходительнее, к кому-то настойчивее. Это связано с тем, кто на каком этапе умения работать с фразой находится в данный момент. Например, четвёртое определение в этом ряду не столь оригинально, как остальные четыре, оно ближе к определению толковому. Наверное, другому из участников я мог бы вместо принимающего «хорошо» написать об этом – не для того, чтобы забраковать, а чтобы побудить к поиску более самобытного решения. В данном случае мне показалось более верным укрепить автора в его сегодняшней возможности к афористической работе, тем более что формулировка вполне приемлемая, и я отложил придирки на потом.
Очень
- вода, что перелилась через край стакана.
- восклицательный знак качества.
- гирька, придающая вес впечатлениям.
- нолик к любой словесной единичке.
- усилитель наших эмоций.
Очень удачные находки для очень трудного слова (в смысле афоризма-определения). Своё «очень» повторяю нарочно. :)
ПАЛОМНИК
- жаждущий странник в поисках смыслов.
- идущий по земле путем духа.
- ищущий в земном путешествии встречи с вечностью.
- молитвенник в облачении странника.
- прототурист, утративший в процессе эволюции главную цель.
- путешествующий искатель чуда.
- путешествующий на земле по граду небесному.
- странник, идущий по следу Бога.
- человек, движимый верой к святым истокам.
- человек, чуткий к магнитам духовности, притягивающим его достаточно железную волю.
Очередная полезная арифметика: «странник» - 3, «человек» - 2, «путешественник-путешествующий» - 3, «земля-земное» - 3. Отмечу, что в последнем определении, дающем неожиданно выразительный образ, из них мелькает только «человек», само естественное. В столь же оригинальном пятом определении нет ни одного из этих соблазнительно подворачивающих слов. То есть оригинальность, углублённость в образ как бы страхует от лексики первого слоя.
ПЛАЩ
- ветрозащитный ореол таинственности.
- длинный пиджак, мечтающий о дождливой погоде.
- дремлющая мечта о полёте.
- кожа для дождя.
- компромисс между зонтиком и пальто.
- скрытый привет из Средневековья.
Удивительно, как по-разному можно рассказать одной фразой о такой простецкой вещи как плащ!.. Кстати, повторений практически нет, пару раз мелькает «дождь», пару раз «мечта» - и всё. потому что простецкую вещь определять труднее, чем экзотическую. Тут уж не до первого слоя.
ПОДХАЛИМ
- актёр, играющий преданного слугу, пока ему выгодно.
- угодник, целующий фразами.
- услужливая тень важного человека.
- шакал, пристально смотрящий льву в рот, пока оттуда есть чему выпадать.
Подхалим – это и актёр, и угодник, и тень, и шакал... Прекрасный спектральный анализ понятия.
Так же по-разному надо придумывать и одному автору, который хочет сочинить больше одного определения для одного и того же слова. И это вполне возможно.
ПРАВОЗАЩИТНИК
- камушек на пути кривозакония.
- пророчествующий о последствиях беззакония.
- рыцарь у пролома в стене закона.
- старатель на раскопках гуманизма.
- телохранитель закона, им же вооружённый.
- человек, считающий, что каждый из нас не «вошь дрожащая», а «право имеет».
Здесь ахиллесова пята – «закон». Хотя, скажем, первое определение в использовании этого корня не упрекнёшь: оно вошло в хороший неологизм.
Остаётся вопрос шестого афоризм, авторство которого нужно поделить с Достоевским, но это и так всем понятно, а определение хорошее.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
- капитан команды в игре «Мой бизнес».
- организатор ловли денег.
- первопроходец в мире рынка.
- полезный искатель выгоды.
Приятно разнообразие опорных слов в определениях. А повторов нет вообще!
РАБОЧИЙ
- ближайший к делу.
- подлинный фундамент строительства.
- редкий подвид гомо сапиенс, исчезающий вследствие потери цепей.
- тот, кто выращивает себе хлеб у станка.
- тот, кто с колхозницей.
- человек в основании трудовой пирамиды.
Здесь тоже нет повторов, но, может быть, за счёт большей вариативности понимания слова. Всё-таки третье определение больше подходит для слова «пролетарий», а пятое специфически игриво и отказывается искать суть самого понятия.
РАЗРУШАТЬ
- возвращать гармонию к хаосу.
- делить целое как попало.
- способ ускорить неизбежное.
Глаголы труднее определять, чем существительные. Но здесь это у всех получилось.
РАКУШКА
- отголосок моря, колыбель потерянной жизни.
- радиостанция, передающая сказки морских волн.
Два определения, два «моря». Хотя в каждом свой поворот.
РАССТОЯНИЕ
- безжалостный монстр, с которым влюблённые воюют крепкими объятиями.
- инструмент, превращающий большие предметы в маленькие.
- полумера пути от разлуки до встречи.
- промежуток между двумя точками, измеряемый ожиданием.
Очень разные подходы, разная и лексика.
РОДСТВО
- взаимопрорастание душ, так, что питающие соки перетекают из одной в другую.
- племенная память.
- разновидность связи между людьми, при которой их может связывать либо очень многое, либо ничего, кроме предков.
- совпадение значимого.
- удача или неудача человека, от него не зависящая.
Неудачный повтор «связь-связывать» внутри одного и того же определения (виноват, не заметил раньше). Обращаю внимание на универсальность первого и четвёртого определений, выходящую за пределы биологического представления.
СЕЛО
- бедный родственник города.
- возможность максимально приблизиться к природе и отдохнуть от города.
- зерно, из которого может вырасти город.
- конец кочевого образа жизни.
- местность, где сохраняется сущность Земли.
- утерянный сельскохозяйственный рай.
- это повзрослевшая деревня.
«Город» - 3 раза, это естественное (слишком) противопоставление. Более неожиданное – «деревня», оно и не повторяется. Остальные обошлись без того и без другого, отсюда и обострённые повороты мысли.
УБЕДИТЕЛЬНЫЙ
- не оставляющий щелей для просачивания сомнений.
- отсекающий сомнения.
- разносящий в пух и прах крепость неверия.
- укутывающий собеседника своей правдой.
- умело выращивающий признание своей правды.
Подворачиваются слова «сомнение» (2 раза, а на третий – нет: сомнение превратилось в неверие) и «правда» (ещё 2 раза). Третье определение избежало того и другого.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ
- зажигающий чудом обыденность.
- открывающий глаза на необыкновенность обыкновенного.
- показывающий живые души вещей.
- предлагающий неожиданный угол видения.
- родственник чуда, но рангом ниже.
«Чудо» повторяется пару раз, но совсем в разных контекстах. вообще же формулировки очень самостоятельные, хотя мысли довольно близки.
ФАКИР
- бродячий удивитель.
- восточный продавец иллюзий.
- восточный фокусник, превращающий жизнь в сказку.
- мастер вызывать удивление зрителей опасными играми.
Слово «восточный» в одном случае я сам подсказал, так что тоже грешен в хватании за подворачивающееся. Небось если бы своё придумывал, не торопился бы. Хотя...
ФЕВРАЛЬ
- выпускной праздник зимы с торжественными хороводами метелей.
- зимний месяц с запахом весны.
- месяц дряхлой зимы.
- месяц, отморозивший пару дней на кончике хвоста.
- самый коротенький братец-месяц, иногда встающий на цыпочки.
Четыре «месяца» из пяти. От этого слова надо избавляться решительно, если придумываешь единственное своё определение. А если несколько? Тогда надо обходиться без этого слова во всех определениях, кроме разве что одного. Можно ведь, как показывает первый афоризм.
ЧРЕВОВЕЩАНИЕ
- общение со своим животом на потеху публике.
- разговор из-под полы.
- цирк речи.
Первое определение немного прямолинейное. Третье – нормальное. Второе – изумительно многозначное.
ШАПИТО
- гуляющий цирк.
- огромная шляпа, спасающая от дождя цирковые праздники.
- цирк, которому не сидится на месте.
- цирк, лёгкий на подъём.
Слово «цирк» лезет неумолимо. Столь же неумолимо надо от него избавляться. Других прямых повторов нет, но смысл подвижности дублируется в трёх афоризмах из четырёх. Между прочим, бывают шапито и вполне стационарные.
ШКОЛЬНИК
- маленький Мук в храме наук.
- потенциальный студент, уже выросший из коротких штанишек.
- солдатик армии, послушно штурмующей крепость знаний с сентября по май.
- червячок, грызущий горькие учебники с надеждой добраться до услаждающих оценок.
Просто удивительно, что нет повторов. С некоторыми мыслями можно спорить (например, куда делись первоклассники во втором определении), но это героическая судьба афоризма: он бросает вызов.
ШЛАГБАУМ
- векторный ограничитель свободы передвижения.
- однорукий режиссёр транспортного движения.
- полосатый намек на непреодолимые обстоятельства.
Определяли это слово мы в Изюминке-2009, поэтому в результаты Изюминки-2010 попала только толика определений. Хороших, хотя слово «движение-передвижение» - риск на грани первого слоя.
ЭКРАНИЗАЦИЯ
- замена полёта фантазии на ограниченное созерцание.
- попытка книги достучаться до зрителей.
- творческое пережёвывание книги для пресыщенного потребителя.
Разумеется, в определение рвётся слово «книга» (два раза удалось прорваться). «Зритель», «читатель» и «кино» тоже напрашивающиеся слова, но здесь этого не видно.
ЭЛЕМЕНТ
- деталька конструктора, из которого собрано мироздание.
- наполнитель общего.
- осколок всемирной мозаики.
- целая часть целого.
- это рационализированное рассудком маленькое чудо из необъятного мира чудес.
Лучше всего, мне кажется, четвёртый афоризм, хотя в нём дважды повторяется самое очевидное вроде бы слово. Однако больше нигде оно почему-то не встречается.
ЭССЕ
- испытание словом.
- литературный этюд на горящую тему.
- отчёт о прогулке на велосипеде воображения.
- притягательная неопределённость.
- разговор с самим собой с надеждой быть услышанным.
- раскопки собственной тени, чтобы открыть невидимое.
- словесный след полёта мысли.
- танец мысли в зале чувств.
- цепная реакция мыслей.
Два «слова», три «мысли», но общее разнообразие ракурсов такого, что эти повторы растворяются в удачных мыслях и словах.