Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

ИЗЮМИНКА-2010, занятие 10 (28): продолжение-2

Здорово мы поработали. Словарик не вошёл в один пост. Здесь его вторая часть.



ЛИМЕРИК
- весёлый бред, схваченный пятью пальцами.
- поэтический поиск гармонии в бессмыслице.
- рифмованная шутка в пять шагов: с границами, но без оков.

От пятёрки здесь улизнуть непросто. Это тем легче, чем больше мы переносим внимание с формы на суть. Лучше всего это удалось второму определению.

ЛИСТ
- поле для символов.
- портрет несозданного произведения.
- холст для писателя.
- это универсальное средство, используемое для заворачивания сэндвичей, изготовления оберток, этикеток, в гигиенических целях, а также иногда для написания прозы, стихов, рецептов, доносов и прочей литературной деятельности. Однако последнее применение постепенно изживает себя ввиду появления электронных носителей.

Самое неожиданное и цельное, мне кажется, - второе определение. Самое смешное – четвёртое. Но и первые два хороши. И повторов не видно.

МАШИНА
- друг человека, ему же отравляющий жизнь.
- комнатка с управляемо движущимся видом за окнами.
- мобильная печка для Емели и Кº с креслами, радио, проигрывателем и кондиционером.

Каждое из определений годится как тема для эссе (третье), рассказа (первое) или сказки (второе). Впрочем, уточнения в скобках можно поменять местами.

МЕЛОЧЬ (деньги)
- блестящая чешуя Денежной Рыбы.
- денежные песчинки.
- деньги, которые много весят и мало стоят.
- мало стоящее, но много весящее.
- монеты, которые больше звенят, чем стоят.
- осколки купюр.
- плоские гири для кошелька.
- то, что делает кошелек тяжёлым, но богатства хозяину не прибавляет.

«Денег» - три штуки, «кошельков» - две штуки, «много-мало» - две штуки. А вообще-то определения хорошие.

МЕЛОЧЬ (пустяк)
- кусочек мира, оказавшийся под лупой внимания.
- песчинка в часах жизни.
- то, из-за чего не стоит переживать.

Здесь интересны смысловые линии. Второе и третье определения направлены на подтверждение того, что мелочь – это именно мелочь. Первое интереснее тем, что оно меняет смысл на противоположный и оправдывает эту перемену полярности.

МЕТЕОРИТ
- выносливый летун класса «космос-планета».
- космическая пылинка, попавшая в глаз Земли.
- нежданная посылка космоса.
- неожиданный космический свидетель.
- снаряд из пращи космического великана.
- языческое возмездие за людские грехи.

«Космос-космический» фигурирует в пяти из шести определений! О чём это говорит? Правильно, об очевидности, первослойности этого слова в данном случае. Обойтись без него непросто, но стоит постараться.

МЕТЕОРОЛОГИЯ
- высотная наука о небесной канцелярии.
- наука о настроениях воздушных масс.
- прогноз по кофейной гуще прошедшей погоды.

А здесь хорошо бы обойтись без «науки». Что метеорология ею является всем известно.

МУЗА
- двигатель искусства в юбке.
- медсестра скорой помощи для вдохновения.
- мисс Вдохновение.
- посмертная форма существования работников культуры.
- почтальон вдохновения.
- своенравная массажистка творческой мускулатуры.
- трепетный антрепренёр для личных иллюзий.
- фея творчества, приходящая к трудолюбивым золушкам.
- хозяйка предприятия «Вдохновение», работающая только по ей одной ведомым правилам.
- это вдохновение во плоти.

Пять «вдохновений» на десять определений. Как избежать этого слова, не видя чужих вариантов? Поймать себя на первой пришедшей ассоциации (это и будет «вдохновение») и сказать: вот без этого слова я обойдусь! И мысль заработает изобретательнее.

МЫСЛЬ
- мимолетное прикосновение к вечности.
- путешествие неозвученных слов.
- требовательный пульс мозга.

Три хороших продуманных определения. Поэтому и повторений никаких нет. Каждый о своём, а не об общеупотребительном.

МЯГКОСТЬ
- возможность ласкать всей поверхностью прикосновения.
- лёгкая услада для души и тела.
- прогибающаяся нежность общения.
- способность дивана прогибаться под задним местом, шерсти – под гладящей рукой и характера – под другим характером.

Можно иметь в виду мягкость восприятия (определения 3-4) или мягкость воздействия (определения 1-2). Возможно, можно определить мягкость и универсально, но здесь чёткое расслоение.

НЕГАТИВИЗМ
- душевная аллергия на избыток внушений.
- инъекция антиматерии.
- лихорадочное «нет» где надо и где не надо.
- молоток для проверки жизни на прочность.
- невосприятие белого цвета на зебре жизни.
- отражение со знаком минус.
- принципиальная наоборотчина.

Всем авторам браво! Нет ни одного слова «отрицание», которое напрашивается первым. Отсюда разнообразие лексики и образов. Но дело не в сравнительном разнообразии, а в том, что это семь индивидуальных ёмких афоризмов.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
- броуновское движение поступков и мыслей.
- воля, играющая с собой в поддавки.
- клубок в лапках котёнка.
- развилка без указателя направлений.
- шарахание по кривым вместо прямой.

Тоже обошлось без повторений. Каждому удалось пробиться к следующему слою слова и мысли.

НОВЕЛЛА
- невесомый рассказ.
- рассказ-переросток или роман-недоросль.
- сестра рассказа.
- скальпель мысли, чутко касающийся ткани событий.

Мы точно не знаем, что такое новелла, но знаем, что это что-то похожее на... Правильно, на рассказ. Вокруг него и крутится мысль. Кроме четвёртого афоризма, который одинаково подходит и для рассказа, и для новеллы, и даже для романа. Так что во всех четырёх случаях стоило бы поискать что-то более глубокое.

Новолуние
- время проявления на небе улыбки Чеширского кота.
- детство ночной королевы небес.
- рождение серебряной черепахи в тёмных небесных водах.
- тёмное время для ночного светила.
- тёмный полог наваждения, накрывающий самоубийц и влюблённых.
- это время, когда оживают страхи и оборотни.
- это свет, выходящий из-за приоткрытой крышки небесного люка.

Смотрим. «Время» - 3 раза. «Тёмный» - 3 раза. «Небо-небесный» - 4 раза. Вот пунктир, обозначающий первый лексический слой.

ОЗОРСТВО
- возможность на минутку забыть о своём возрасте.
- деяние ребёнка, вызывающее улыбку и уборку.
- доступный вход в мир выходок.
- шальное пересечение границы правил.
- шкодничество, заряженное весельем.

Вполне можно было бы ждать повторов «детей» и «ребёнка», но их нет, это приятно. Значит, у взрослых тоже есть шанс поозорничать, а у авторов определений – сказать об озорстве что-то именно своё.

ОРАВА
- вопящий людской рой.
- избыток ора.
- сборище для кратковременного буянства.
- толпа в квадрате.
- шумная компания без особого взаимопонимания.
- шумная толпа, забывшая про порядок.

«Шумный» - 2 раза, но ещё есть «вопящий» и «ор». «Толпа» - 2 раза, но есть ещё «рой», «сборище», «компания». Это показывает, что даже общие подходы могут быть лексически разнообразны.

ОРЕХ
- закованное в природную броню лакомство.
- камушек с мягким сердцем.
- колобок в доспехах.

Напомню, что здесь фигурируют только принятые определения. К сожалению, нередко участники студии, разочарованные моими придирками, переставали доводить до конца некоторые из своих определений. Например, исходных определений слова «орех» (как, впрочем, и других слов) было гораздо больше. Те же, кто терпеливо продирался к наиболее выразительной формулировке, получали важный опыт работы с фразой. Успех в таком случае получается и итоговый (хороший афоризм-определение), и развивающий (возникновение подсознательного чувства слова).
Специально пишу об этом ближе к концу – для тех, у кого хватит терпения пройти весь этот текст.
Глядите, как по-разному нашла отражение в афоризмах твёрдость ореха, в каждом из трёх. Это нормально при требовательной словесной работе: каждый находит своё.

ОТЗЫВ
- вдумчивый отклик на «свет-мой-зеркальце-скажи».
- видимый след следа, оставленного произведением.
- литературное произведение о художественном произведении.
- найденный в себе отклик о прочитанном.
- ответ читателя на тайные вопросы писателя.

Скажу и об одной педагогической стороне моих замечаний к определениям. Те, кто читает все комментарии к занятию, могли заметить, что к кому-то моя критика снисходительнее, к кому-то настойчивее. Это связано с тем, кто на каком этапе умения работать с фразой находится в данный момент. Например, четвёртое определение в этом ряду не столь оригинально, как остальные четыре, оно ближе к определению толковому. Наверное, другому из участников я мог бы вместо принимающего «хорошо» написать об этом – не для того, чтобы забраковать, а чтобы побудить к поиску более самобытного решения. В данном случае мне показалось более верным укрепить автора в его сегодняшней возможности к афористической работе, тем более что формулировка вполне приемлемая, и я отложил придирки на потом.

Очень
- вода, что перелилась через край стакана.
- восклицательный знак качества.
- гирька, придающая вес впечатлениям.
- нолик к любой словесной единичке.
- усилитель наших эмоций.

Очень удачные находки для очень трудного слова (в смысле афоризма-определения). Своё «очень» повторяю нарочно. :)

ПАЛОМНИК
- жаждущий странник в поисках смыслов.
- идущий по земле путем духа.
- ищущий в земном путешествии встречи с вечностью.
- молитвенник в облачении странника.
- прототурист, утративший в процессе эволюции главную цель.
- путешествующий искатель чуда.
- путешествующий на земле по граду небесному.
- странник, идущий по следу Бога.
- человек, движимый верой к святым истокам.
- человек, чуткий к магнитам духовности, притягивающим его достаточно железную волю.

Очередная полезная арифметика: «странник» - 3, «человек» - 2, «путешественник-путешествующий» - 3, «земля-земное» - 3. Отмечу, что в последнем определении, дающем неожиданно выразительный образ, из них мелькает только «человек», само естественное. В столь же оригинальном пятом определении нет ни одного из этих соблазнительно подворачивающих слов. То есть оригинальность, углублённость в образ как бы страхует от лексики первого слоя.

ПЛАЩ
- ветрозащитный ореол таинственности.
- длинный пиджак, мечтающий о дождливой погоде.
- дремлющая мечта о полёте.
- кожа для дождя.
- компромисс между зонтиком и пальто.
- скрытый привет из Средневековья.

Удивительно, как по-разному можно рассказать одной фразой о такой простецкой вещи как плащ!.. Кстати, повторений практически нет, пару раз мелькает «дождь», пару раз «мечта» - и всё. потому что простецкую вещь определять труднее, чем экзотическую. Тут уж не до первого слоя.

ПОДХАЛИМ
- актёр, играющий преданного слугу, пока ему выгодно.
- угодник, целующий фразами.
- услужливая тень важного человека.
- шакал, пристально смотрящий льву в рот, пока оттуда есть чему выпадать.

Подхалим – это и актёр, и угодник, и тень, и шакал... Прекрасный спектральный анализ понятия.
Так же по-разному надо придумывать и одному автору, который хочет сочинить больше одного определения для одного и того же слова. И это вполне возможно.

ПРАВОЗАЩИТНИК
- камушек на пути кривозакония.
- пророчествующий о последствиях беззакония.
- рыцарь у пролома в стене закона.
- старатель на раскопках гуманизма.
- телохранитель закона, им же вооружённый.
- человек, считающий, что каждый из нас не «вошь дрожащая», а «право имеет».

Здесь ахиллесова пята – «закон». Хотя, скажем, первое определение в использовании этого корня не упрекнёшь: оно вошло в хороший неологизм.
Остаётся вопрос шестого афоризм, авторство которого нужно поделить с Достоевским, но это и так всем понятно, а определение хорошее.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
- капитан команды в игре «Мой бизнес».
- организатор ловли денег.
- первопроходец в мире рынка.
- полезный искатель выгоды.

Приятно разнообразие опорных слов в определениях. А повторов нет вообще!

РАБОЧИЙ
- ближайший к делу.
- подлинный фундамент строительства.
- редкий подвид гомо сапиенс, исчезающий вследствие потери цепей.
- тот, кто выращивает себе хлеб у станка.
- тот, кто с колхозницей.
- человек в основании трудовой пирамиды.

Здесь тоже нет повторов, но, может быть, за счёт большей вариативности понимания слова. Всё-таки третье определение больше подходит для слова «пролетарий», а пятое специфически игриво и отказывается искать суть самого понятия.

РАЗРУШАТЬ
- возвращать гармонию к хаосу.
- делить целое как попало.
- способ ускорить неизбежное.

Глаголы труднее определять, чем существительные. Но здесь это у всех получилось.

РАКУШКА
- отголосок моря, колыбель потерянной жизни.
- радиостанция, передающая сказки морских волн.

Два определения, два «моря». Хотя в каждом свой поворот.

РАССТОЯНИЕ
- безжалостный монстр, с которым влюблённые воюют крепкими объятиями.
- инструмент, превращающий большие предметы в маленькие.
- полумера пути от разлуки до встречи.
- промежуток между двумя точками, измеряемый ожиданием.

Очень разные подходы, разная и лексика.

РОДСТВО
- взаимопрорастание душ, так, что питающие соки перетекают из одной в другую.
- племенная память.
- разновидность связи между людьми, при которой их может связывать либо очень многое, либо ничего, кроме предков.
- совпадение значимого.
- удача или неудача человека, от него не зависящая.

Неудачный повтор «связь-связывать» внутри одного и того же определения (виноват, не заметил раньше). Обращаю внимание на универсальность первого и четвёртого определений, выходящую за пределы биологического представления.

СЕЛО
- бедный родственник города.
- возможность максимально приблизиться к природе и отдохнуть от города.
- зерно, из которого может вырасти город.
- конец кочевого образа жизни.
- местность, где сохраняется сущность Земли.
- утерянный сельскохозяйственный рай.
- это повзрослевшая деревня.

«Город» - 3 раза, это естественное (слишком) противопоставление. Более неожиданное – «деревня», оно и не повторяется. Остальные обошлись без того и без другого, отсюда и обострённые повороты мысли.

УБЕДИТЕЛЬНЫЙ
- не оставляющий щелей для просачивания сомнений.
- отсекающий сомнения.
- разносящий в пух и прах крепость неверия.
- укутывающий собеседника своей правдой.
- умело выращивающий признание своей правды.

Подворачиваются слова «сомнение» (2 раза, а на третий – нет: сомнение превратилось в неверие) и «правда» (ещё 2 раза). Третье определение избежало того и другого.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ
- зажигающий чудом обыденность.
- открывающий глаза на необыкновенность обыкновенного.
- показывающий живые души вещей.
- предлагающий неожиданный угол видения.
- родственник чуда, но рангом ниже.

«Чудо» повторяется пару раз, но совсем в разных контекстах. вообще же формулировки очень самостоятельные, хотя мысли довольно близки.

ФАКИР
- бродячий удивитель.
- восточный продавец иллюзий.
- восточный фокусник, превращающий жизнь в сказку.
- мастер вызывать удивление зрителей опасными играми.

Слово «восточный» в одном случае я сам подсказал, так что тоже грешен в хватании за подворачивающееся. Небось если бы своё придумывал, не торопился бы. Хотя...

ФЕВРАЛЬ
- выпускной праздник зимы с торжественными хороводами метелей.
- зимний месяц с запахом весны.
- месяц дряхлой зимы.
- месяц, отморозивший пару дней на кончике хвоста.
- самый коротенький братец-месяц, иногда встающий на цыпочки.

Четыре «месяца» из пяти. От этого слова надо избавляться решительно, если придумываешь единственное своё определение. А если несколько? Тогда надо обходиться без этого слова во всех определениях, кроме разве что одного. Можно ведь, как показывает первый афоризм.

ЧРЕВОВЕЩАНИЕ
- общение со своим животом на потеху публике.
- разговор из-под полы.
- цирк речи.

Первое определение немного прямолинейное. Третье – нормальное. Второе – изумительно многозначное.

ШАПИТО
- гуляющий цирк.
- огромная шляпа, спасающая от дождя цирковые праздники.
- цирк, которому не сидится на месте.
- цирк, лёгкий на подъём.

Слово «цирк» лезет неумолимо. Столь же неумолимо надо от него избавляться. Других прямых повторов нет, но смысл подвижности дублируется в трёх афоризмах из четырёх. Между прочим, бывают шапито и вполне стационарные.

ШКОЛЬНИК
- маленький Мук в храме наук.
- потенциальный студент, уже выросший из коротких штанишек.
- солдатик армии, послушно штурмующей крепость знаний с сентября по май.
- червячок, грызущий горькие учебники с надеждой добраться до услаждающих оценок.

Просто удивительно, что нет повторов. С некоторыми мыслями можно спорить (например, куда делись первоклассники во втором определении), но это героическая судьба афоризма: он бросает вызов.

ШЛАГБАУМ
- векторный ограничитель свободы передвижения.
- однорукий режиссёр транспортного движения.
- полосатый намек на непреодолимые обстоятельства.

Определяли это слово мы в Изюминке-2009, поэтому в результаты Изюминки-2010 попала только толика определений. Хороших, хотя слово «движение-передвижение» - риск на грани первого слоя.

ЭКРАНИЗАЦИЯ
- замена полёта фантазии на ограниченное созерцание.
- попытка книги достучаться до зрителей.
- творческое пережёвывание книги для пресыщенного потребителя.

Разумеется, в определение рвётся слово «книга» (два раза удалось прорваться). «Зритель», «читатель» и «кино» тоже напрашивающиеся слова, но здесь этого не видно.

ЭЛЕМЕНТ
- деталька конструктора, из которого собрано мироздание.
- наполнитель общего.
- осколок всемирной мозаики.
- целая часть целого.
- это рационализированное рассудком маленькое чудо из необъятного мира чудес.

Лучше всего, мне кажется, четвёртый афоризм, хотя в нём дважды повторяется самое очевидное вроде бы слово. Однако больше нигде оно почему-то не встречается.

ЭССЕ
- испытание словом.
- литературный этюд на горящую тему.
- отчёт о прогулке на велосипеде воображения.
- притягательная неопределённость.
- разговор с самим собой с надеждой быть услышанным.
- раскопки собственной тени, чтобы открыть невидимое.
- словесный след полёта мысли.
- танец мысли в зале чувств.
- цепная реакция мыслей.

Два «слова», три «мысли», но общее разнообразие ракурсов такого, что эти повторы растворяются в удачных мыслях и словах.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments