Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Реальность чудес - ИЗЮМИНКА-2010, занятие 12 (30)

Завершение года

Сегодня у нас начинается последнее занятие Изюминки-2010. Очень прошу всех успеть ответить на него (или на какие-то из предыдущих, в которых вы хотели поучаствовать) до конца года.

Я начинаю формировать список ИЗЮМИНКИ-2011. Участникам Изюминки, которые собираются появиться на занятиях 2011 года, достаточно прислать мне мейл с подтверждением этого намерения. Правда, хотелось бы, чтобы там же вы написали о своём впечатлении от работы студии в 2010 году, даже если участвовали и не во всех занятиях. Это поможет мне ориентироваться. В этом же письме я с удовольствием найду и пожелания на будущее.

Условия работы студии изменятся не сильно. Как именно, я напишу немного позже.

Текущие суммы плюсиков (у кого изменились): agnile: 155, nikaromanovna: 113, ictoruljevich08: 41, lanemru: 57, mazepina: 7, myster_ee: 89, obi_van_ki_ro: 34, savtatyana: 87, tiputya: 37, turfevna: 40, voyd_absolute: 67.



Занятие 12 (30): Реальность чудес
(рождественская история, святочный рассказ, новогодняя сказка)

Темой этого занятия будет особый прозаический жанр, принадлежащий пограничной территории между рассказом и сказкой. Чтобы обозначить его, будем использовать название «рождественская история» . Этот жанр называют также святочным рассказом , а если не хотят связывать его с христианской традицией – новогодней сказкой или новогодней историей .

Литературный жанр или произведение на случай?

С точки зрения практического сочинительства, раз в год наступает время, когда этот жанр наиболее востребован. Поэтому, кстати, тема рождественской истории звучит у нас сейчас, в начале декабря. Когда, как не сейчас, писать такое?..

Но это лишь для возбуждения интереса. Дело не в том, успеем ли мы сочинить что-то подходящее к Новому году. Дело в том, сумеем ли мы, пользуясь эти поводом, сочинить что-нибудь стоящее. Многим писателям это удавалось. Стоит попробовать войти в этот жанр и нам.

Суть рождественской истории в соприкосновении реальности с чудом. Если чудеса преобладают, это уже сказка, если они полностью вписываются в реальный ход событий, это скорее рассказ. Но именно чудо становится здесь главным героем, наряду с теми персонажами, которые с ним встречаются. Даже если это самое маленькое чудо. Даже если оно кажется поначалу читателю элементом самой обычной жизни.

Поэтому рождественская история чаще всего поначалу именно рассказ, описание привычной нам земной реальности. Вспомним хотя бы «Девочку со спичками» Андерсена. Сказка ли это – или рассказ? Это рождественская история, и в этом её суть.

Центральное событие

Всё-таки не будем называть чудо главным героем. Главным героем остаётся человек. Чудо – центральное событие рождественской истории. Чудо – это необычный разворот обычной жизни. Оно может быть вообще совершенно реальным событием, без всякой мистики и пафоса. Важно, чтобы оно делало свою чудесную работу.

То, что воспринимается как чудо, отличается тем, что отвечает надеждам человека, его устремлённости к тому, что кажется невозможным, а в нашей истории – осуществляется.

Чудо не преподносит человеку то, к чему он стремился, на блюдечке с голубой каёмочкой (кстати, кто вспомнит, откуда эта идиома?), а организует ход событий так, что изменяется что-то в самом человеке, высветляет его душу, по-новому разворачивает возможности его характера. Значит, наш герой должен быть в каком-то отношении расположен к встрече с чудом, что-то в нём должно быть таким, чтобы чуду было на что опереться.

Земная реальность

Основой рождественской истории, местом её действия, её канвой служит наша обыденная жизнь, и чем больше деталей, чем она ощутимее и узнаваемее, тем выразительнее подготовлена почва для чуда. Ведь реальность чуда ощущается именно в соотношении с реальностью повседневной жизни.

Наша первая задача состоит в том, чтобы создать тот рисунок обыденности, который подразумевает невозможность выхода к чему-то иному. Рисунок безнадёжности, в которой, однако, скрывается и прорастает зёрнышко стремления и надежды. Или зёрнышко не предусмотренной героем возможности невозможного.

Скажем, мальчика окружили кольцом хулиганы, и ясно, что сейчас его изобьют. Драться он не умеет, да и просто не способен – мягкий, домашний, миролюбивый ребёнок. Что будем делать? Окружить мальчика силовым полем или прислать ему волшебника на голубом вертолёте – в жанр не вкладывается. Надо искать возможность в нём самом, в его мягкости и миролюбии. А вот посыпать сверху лёгким серебристым снежком, благодаря которому каждый из хулиганов вдруг увидел в мальчике облик человека (может быть, единственного на свете), который тебя любит, - это подходящий способ привести ситуацию к неожиданно благоприятному, даже счастливому концу.

Принцип ДОМ

Это напоминание о том, что нам важно присутствие в написанном трёх элементов: Действия, Образа, Мысли. Рождественская история больше других жанров располагает к каждой из этих особенностей.

Действие возникает уже потому, что происходит чудо, возникновение которого к тому же надо подготовить.

Образ – это как раз картинка встречи обыденно неизбежного с чудесно случившимся. Такую встречу, которые мы и называем чудом, очень важно показать , найти слова для зримости описываемого.

Мысль может состоять в той связи чудесного с внутренним, о которой шла речь выше.

Впрочем, это не мешает появлению и других событий, образов и мыслей.

И всё прочее

Остальные опорные свойства прозы тоже никто не отменял. Мы уделим внимание и главному герою, и другим персонажам, подумаем о зацепке и о концовке, о диалоге...

Конечно, мы вправе вводить и христианские мотивы, и Санта Клауса, а уж тем более Деда Мороза. Можем делать всё, чтобы сочинить свою особую рождественскую историю, не похожую ни на одну из тех, что написаны до нас, сколько бы их ни было и какие имена под ними не стояли бы.

И это будет замечательным чудом – рождественским, новогодним, сочинительским!..

Вопросы для ответов

1. Брали ли вы когда-нибудь на себя роль Деда Мороза? А сказки детям под Новый год сочиняли? А записывали?
2. Как вы относитесь к чудесам? Реальны ли они или целиком отданы на откуп фантазии?
3. Какие вам запомнились рождественские истории других авторов?
4. Стоит ли поддерживать у ребёнка веру в Деда Мороза или в рождественские чудеса?
5. Надо ли верить в чудеса взрослому человеку?

ВОЗ

1. Придумайте несколько возможных происшествий, в которых помочь может только чудо.
2. Сочините рождественскую историю или новогоднюю сказку. Несколько сюжетных заготовок у вас уже есть (см. ВОЗ-1).
3. Определения: ДЕД МОРОЗ, ДЕКАБРЬ, ЛИТСТУДИЯ, НОВЫЙ ГОД, ПОБЕДИТЕЛЬ.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Колдовские птицы

    (По картине Валерия Каптерева) Жили-был две обычные птицы. Надоело им быть обычными. Раздобыли они какое-то зелье – и превратились в…

  • Мальчик с апельсинами

    (По картине Валерия Каптерева «Мальчик-грузин с апельсинами») Слепил грузинский гончар вазу для фруктов в виде мальчика с блюдом на…

  • Наскальный рисунок

    (По картине Валерия Каптерева) Тысячи лет, десятки тысяч лет противился Дикий Бык охотникам. То они его окружают, то он их преследует –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Колдовские птицы

    (По картине Валерия Каптерева) Жили-был две обычные птицы. Надоело им быть обычными. Раздобыли они какое-то зелье – и превратились в…

  • Мальчик с апельсинами

    (По картине Валерия Каптерева «Мальчик-грузин с апельсинами») Слепил грузинский гончар вазу для фруктов в виде мальчика с блюдом на…

  • Наскальный рисунок

    (По картине Валерия Каптерева) Тысячи лет, десятки тысяч лет противился Дикий Бык охотникам. То они его окружают, то он их преследует –…