Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Само собой и само тобой - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 2 (32)

Начало занятий - успешное

По сравнению с началом года состав участников существенно пополнился. Представлю всех участников и снова настойчиво порекомендую всем друг друга зафрендить и откликаться на выставленные произведения. Про всё это написано на сайте, в конце этой странички . Кое-что я туда потом добавлю, а пока пишу это кое-что здесь:

1. Старайтесь соблюдать структуру комментариев, отвечать на запись с моим текстом для вас, а не начинать каждый раз снова отвечать на основной текст занятия.

2. Если ВОЗ-1 и ВОЗ-2 связаны друг с другом, начинайте с первого, а не со второго.

3. Не давайте мне на выбор варианты слов, выбирайте сами.

4. Старайтесь до того, как показать что-то мне, сделать максимум того, что вы можете сами. Тогда я смогу говорить о более тонких вещах.

Надо сказать, работа на этом занятии меня в целом порадовала. Ещё раз я убедился, что эффективность занятий на студии зависит не только от меня, но и от позиции конкретного участника, от его желания усовершенствовать свои возможности. Было придумано много интересных афоризмов-определений, написаны хорошие рассказы и сказки.

Вместе с тем объём моей работы со студией существенно возрос, и я обдумываю возможные изменения регламента. Не исключено, что со временем мне придётся сделать занятия условно-платными, но пока я от этой идеи старательно уворачиваюсь.

Итак, сегодняшний состав студии (указана сумма плюсиков после первого занятия):
agnile: 0, nikaromanovna: 21, elizabeth_1992: 6, fox_kate: 10, helk_fan: 22, hoochecoocheman: 5, ictoruljevich08: 7, jezmen: 15, jirafa_anuta: 13, klina: 22, kokki_lokki: 5, lanemru: 17, moakniga: 15, murmjay: 6, myster_ee: 14, nastashdmaa (Ваня): 7, novayadoroga: 6, perrou: 26, rob_vanya: 12, sapiv: 41, savtatyana: 23, sherochka_s: 18, sova_savushka: 20, sova_savushka (Саша): 9, sunnycountry: 26, tanigawa_spb_ru: 7, tiputya: 16, turfevna: 6, volkoejik: 20, voyd_absolute: 13.

Кто не нашёл себя в списке или ещё что не так – пишите мне на мейл. Всякое бывает.

Теперь перейдём к занятию.

Занятие 2 (32): Само собой и само тобой

Это название темы для всех. Для тех взрослых, которые любят слова посолиднее, я называл бы тему «Спонтанность и план». Но смысл один и тот же.

На предыдущем занятии у некоторых участников быстрее получалось написать историю в виде полного текста, чем кратко изложить сначала сюжет. Может быть, это даже лучше – избежать промежуточного этапа и, если пишется само собой, писать. Для кого-то, наверное, лучше. Но всё-таки посмотрим, что можно сделать, если льётся само, и что – если надо прокладывать русло.

Если пишется само собой

Простейший и приятнейший способ сочинительства – это писать как пишется. Когда слова сами рвутся на бумагу (или в компьютер). Пишешь себе и пишешь. И всё хорошо… если оно само пишется.

Это способ естественный, как дыхание. Но он действует не всегда – в отличие от дыхания.

Хорошо помню, как я начал писать сказочную повесть «Волшебный возок», которую много лет рассказывал детям. Персонажей, приключений и забавных сценок, казалось, хватило бы на три повести. Бери да пиши. Вот я и стал писать. Как пишется, само собой. Лихо написал первую главу (самую маленькую) – и забуксовал. В голове всего было много, а писать не получалось. Пришлось искать другие способы.


Ещё один естественный способ сочинительства можно назвать полётом души. Он состоит в том, чтобы поначалу как раз НЕ писать. Дать себе свободу просто помечтать, пофантазировать, повыдумывать… Только обязательно пообещать самому себе, что потом будет записан «отчёт о полёте». Придумывается само собой, а записывается тобой.

А когда автор одновременно с полётом души вслух рапортует о том, что приходит ему в голову, это называется «импровизация». Импровизацией называется, впрочем, любая речь без бумажки и заучивания наизусть. Встречал я и людей, способных импровизировать на тему, которую им только что задали. Не только прозой, даже стихами. Даже соблюдая строгий размер, даже с рифмами.

Особенность «полёта души» в том, что полученным в результате текстом надо ещё как следует поработать, чтобы читателю было интересно его читать.

Может ли писаться само собой, если не пишется?

Сразу скажу: может. И расскажу про упражнение «Утренние страницы». О нём написала в своей книге «Путь художника» американка Джулия Кэмерон. Книга вообще интересная и полезная для развития в себе тяги к творчеству. Про упражнение я пишу по памяти, нарочно не заглядывая в книгу. Сейчас скажу почему.

Упражнение состоит в том, что каждое утро вы в обязательном порядке пишете три страницы текста. (Вот почему я не заглядываю в книгу: не помню, сколько страниц советует писать Кэмерон и какого размера. Трёх небольших страничек мне кажется вполне достаточно для начала. А вдруг там речь о десяти больших страницах?..)

О чём? О чём угодно. Главное – не задумывайтесь надолго, просто пишите о том, что приходит в голову. Ничего не приходит в голову? Так и пишите: «Мне ничего не приходит в голову. Но этот противный Виктор Гаврилович почему-то считает это упражнение полезным. Поэтому назло ему пишу ту ерунду, которая подворачивается. Пусть увидит, как глупо писать, когда нет настроения, вдохновения, времени, желания…» И не останавливайтесь, пока не испишите три странички.

Делайте так каждый день. Сначала это может оказаться всякая чушь. Но постепенно вы заметите, как текст становится всё более интересным и неожиданным, - ведь каждый день писать чушь рано или поздно надоест. И когда вы заметите, что вам захотелось улучшить то, что вы написали утром, превратить это в рассказик или сказочку, во что-то законченное, - это будет означать, что упражнение начало работать!..

«Утренние страницы», разумеется, можно превратить в вечерние, послеобеденные или ночные. Это же будет ваше упражнение.

Разница между сюжетом и планом

На прошлом занятии мы проращивали зерно темы, чтобы получился сюжет (ВОЗ-1). Краткое изложение сюжета – это ещё не план произведения. Но это уже важная подготовка к тому, чтобы писалось, когда само пока не пишется. Мы словно подсказываем сами себе: что же должно писаться. Если подсказки длинные, это хорошо, потому что уже мы себе начинаем представлять некоторые кусочки того, о чём хотим написать. А плохо это тем, что за длинными фразами и преждевременными подробностями мы можем не разглядеть главное.

Если нам хочется увидеть, каким будет то, что пока не написано, мы составляем план. План – это угадывание того, чего ещё нет. Это то, из чего потом появится написанное. Это (не пугайтесь, пожалуйста, такого сравнения, оно не страшное!) скелет, на котором будет держаться наш текст.

Достоинства плана:

1. Он состоит из достаточно простых и понятных пунктов.

2. По нему можно проследить, есть ли у нас Действие, Образ и Мысль. См. Произведение как ДОМ.

3. По нему видно, может ли получиться ли у нас Увлекательно, Удивительно и Убедительно (если мы постараемся, конечно). См. Три «У».

4. В нём отмечены все основные персонажи.

5. В нём намечен зацепка и концовка (см. «Написать свою книгу»).

Но это уже доработанный план. А поначалу он может быть каким угодно черновым, похожим на запись сюжета. И если вам в голову пришла идея, которую вы запишете в своё «собрание несочинений» (см. здесь), лучше всего записать то, что пришло в голову, в виде хотя бы маленького плана.

Само, но тобой: углубление плана

Как выглядит самый простой план? Это одна строчка: название того произведения, которое вы хотите написать. Причём название не окончательное, а начальное, черновое, то есть какое угодно. Его называют рабочим названием . Да, это уже маленький план: ведь мы именно это собрались сочинить.

А дальше, если не начало вдруг писаться само, можно перейти к углублению плана . То, что мы хотим написать, может быть сказкой, рассказом, эссе, повестью, даже романом. О стихах здесь мы говорить не будем.

Углубимся сначала немного. Составим небольшой список основных частей, хотя бы 3-5 пунктов. Каждую часть обозначим своим рабочим названием. Теперь план состоит из нескольких строчек: общее название и названия частей (удобно названия частей писать с небольшим сдвигом вправо)

Теперь выберем один из этих пунктов – например, первый. Первый – это не обязательно. Можно взять любой другой, если он нам кажется аппетитнее. Но будем считать для простоты, что выбрали первый пункт.

Углубимся теперь в него: составим к нему такой же небольшой перечень частей, из которых будет состоять именно эта часть. Этот перечень сдвинем ещё чуть-чуть вправо.

Потом выберем один из пунктов этого последнего перечня и сделаем то же самое…

Но до каких же пор нам углубляться? Не превратится ли это углубление в бесконечную занудную работу?..

Вот когда вы об этом подумаете, когда очередной пункт окажется для вас таким понятным и обозримым, что этот кусочек уже захочется написать полностью (может, это и будет-то всего лишь один абзац, или одна страничка), - берите и пишите.

После этого можно вернуться к тому перечню, куда входил этот пункт (ура! уже написанный), и перейти к следующему пункту.

Способ углубления хорош тем, что в каждый момент мы можем видеть наше произведение целиком. Где-то видны написанные кусочки текста, а где-то пока стоят только короткие намеченные пункты. А что не для каждого из пунктов плана мы написали свой кусочек… Значит, просто кое-где осталось дописать кое-что.

Так можно сочинять даже роман. Но если мы задумали всего лишь рассказик или сказку – что ж, с небольшим текстом справиться быстрее и легче. И всё это – благодаря плану.

План – это просто набросок, позволяющий охватить взглядом целое. Человек с хорошей памятью может даже держать мысленный план в голове, и тогда со стороны может казаться, что у него пишется само.

План – это грядка, засеянная зёрнышками для выращивания. Это канва для вышивания словами.

Для тех, кто постарше:
Есть некоторые существенные вопросы, которые можно себе задать, составляя план. Одна у нас сюжетная линия или несколько? Какая линия главная? Пишем ли мы о событиях в хронологическом порядке, или восстанавливаем их ход в обратном порядке, начиная с конца? Или, может быть, используем произвольную последовательность эпизодов? Если у нас несколько сюжетных линий, как они взаимодействуют друг с другом: идут ли одна за другой, развиваются ли параллельно, переплетаются? Где мы даём события крупным планом, где детализируем их? Гораздо проще подумать об этом на уровне плана, чем на уровне текста.

Сопровождение плана

В добавление к плану можно составить ещё всякие полезные списки.

Например, список персонажей (если у нас их много).

Или список испытаний, которые пройдёт наш герой.

В «Волшебном возке» я составил список сокровищ, которые надо было разыскать герою (десять штук – разве упомнишь?). И список вредных как-бы-сокровищ, которые подсовывал герою пакостный Серый Тень. Был и список персонажей, и список приключений, и ещё всякие списки. Для сказок поменьше я обхожусь и без этого. А для сказок-крошек – вообще без плана. Или план такой коротенький, что мне удаётся держать его в голове.

От «само тобой» опять к «само собой»

И что же? Вместо вдохновенного сочинительства, вместо чудесного «само собой» нужно возиться с планами и списками?.. Нет, с самого начала я сказал, что если пишется само пишите. Заняться улучшением текста можно, когда он уже есть. А вот если «само собой» не происходит, начинается «само тобой» - план и его углубление.

Когда же мы нападаем на такой пункт плана, который нам не терпится написать, для него вполне может случиться «само собой». Этому можно только радоваться. И как раз план помогает сдвинуть наше дело с точки замирания. Если повозиться и подготовиться, знать, в каком месте о чём будешь писать, то и «само собой» будет происходить всё чаще.

Кстати, составив план и всякие списки (и потратив на эту работу заметное время), я с новыми силами отправился со своим героем в волшебное путешествие. И то и дело радовался: надо же, как легко стало писаться, прямо само собой.

Вопросы для ответов – для тех, кто постарше

1. Какой способ писать вам ближе – спонтанный или с помощью плана? Какой для вас продуктивнее?

2. Какие моменты занятия вам показались сложнее прочих?

3. Пользовались ли вы планами раньше? Собираетесь ли пользоваться в дальнейшем? А полезными списками? Кстати, эти вопросы относится не только к литературному творчеству.

4. Была ли вам полезной работа с проращиванием сюжета в предыдущем занятии – до того, как написать сам текст?

5. Пытались ли вы начать повесть, которую не сумели закончить (или роман)?

ВОЗ

Напоминаю, что полезнее выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Исключение составляют определения, которые можно придумывать независимо от ВОЗ-1 и ВОЗ-2, если нет никаких специальных советов.

1. Сочинить небольшую историю без плана, от начала до конца, не прерываясь.

2. (Для тех, кто постарше.) Попробовать упражнение «Утренние страницы». Можно изменить время дня и вместо трёх страниц писать одну. Не предъявляйте мне тексты, а напишите впечатление от упражнения.

3. Сочинить историю с помощью плана и углубления его пунктов.

4. Афоризмы-определения.

Слова для определений: ГЕНЕРАЛ, ГЛАЗУНЬЯ, ГОЛ.

Добавок тем, кто постарше: ГАЛОП, ГЛУБОКОМЫСЛИЕ, ГОНГ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 267 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →