Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Почерк Леонардо и почерк Рубиной

Дина Рубина «Почерк Леонардо» (читал в файле).

Эту книгу я начинал дважды. Один раз решил, что читать не буду. Потом меня попросил уважаемый мной человек, и я согласился прочитать.



Прочитал эту книгу до конца, потому что обещал. Когда год назад её смотрел и пробежал несколько страниц, читать не захотелось, а вот всё-таки прочитал. И не жалею. Потому что теперь могу сформулировать некоторые важные вещи.

Но сначала плюсы.

Того, что называют фактурой, здесь в избытке. Свои ли впечатления или (большей часть, видимо) умелые расспросы других людей – это не так важно. Результат налицо: множество подробностей жизни, обрушивающихся на читателя водопадом и производящих магнетическое впечатление.

Писательское ремесло (не говорю слово «мастерство») автор знает. И в смысле образной структуры, и в смысле построения сюжета книга сделана старательно.

Персонажи выразительные, зримые, полные индивидуальных особенностей и речевых самохарактеристик.

Думаю, что если постараться, можно список плюсов ещё продолжить и не сомневаюсь, что такие энтузиасты найдутся. У меня энтузиазм кончился. Почему – будет ясно из дальнейшего.



Что мне мешало:

Матерщина. Можно сказать, что у нас почти весь народ матерится, а значит – это как бы часть реалистического отображения жизни. По-моему, это ерунда. Матерщина – это грязь, которую выдают за почву. В основе её всегда лежит желание вовлечь того, кто слышит (или читает) в унизительную игру, привычную для пользователя этой грязи. А о её целительных свойствах мне слушать неинтересно.

Злословие. В общем-то нет ни одного персонажа, про которого Рубина не наговорила бы гадостей. Но даже на этом фоне поражает её усердное охаивание целой социальной категории – цирковых. Со смаком и хрустом Рубина смакует их пьянство, распутство, грязь, невежество… Одна наша знакомая, старая цирковая артистка, живущая сейчас в Америке, писала нам: «Когда я прочла эту книгу, мне стыдно было выйти на улицу – вдруг кто-нибудь узнает, что я работала в цирке…» Я знаю многих людей цирка, много цирковых судеб, там бывает разный народ (хорошего намного больше, как и всюду). Но должна же быть у автора элементарная логика! Подавляющее число номеров требуют трезвости и хорошего физического состояния, недоступного выпивохам и распутникам.

Отсутствие собственной мысли. По большому счёту, писать надо тогда, когда есть ЧТО сказать, есть КАК сказать и есть ЗАЧЕМ сказать. КАК у Рубиной получается намного лучше, чем ЧТО (если не иметь в виду обычные житейские умозаключения, которые можно услышать повсюду). А вот ЗАЧЕМ отсутствует практически полностью. Это скучно. Бесцельны её персонажи, бесцелен и сам автор.



Но вот самое главное, что не позволяет говорить об этой книге как о значительной литературе. Книга написана БЕЗ ЛЮБВИ! Ни одного из своих персонажей автор не любит, даже главных героев. Каждого Рубина готова в любой момент чем-то унизить – если не за счёт злословия, то хотя бы за счёт своей авторской интонации. Симпатии какие-то есть, но и этого крохи.

Не об этом ли сказано в Евангелии (1Кор.13:1): «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»?..
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА, книги, чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments