Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

От меньшего к большему - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 4 (34)

Весна – время прорастания

Будем произрастать и мы... занимаясь выращиванием.

Но пока что мне придётся ещё немного ужесточить регламент занятий. Теперь я буду реагировать только на те комментарии участников, которые появились ДО КОНЦА МЕСЯЦА. Связано это с тем, что как раз в те начальные дни следующего месяца, когда я активно готовлю новое занятие, некоторые участники студии спохватываются, что они, оказывается, не успели поучаствовать в предыдущем. И у меня возникают две пиковые нагрузки вместо одной. Так что теперь придётся спохватываться чуть пораньше.

Даю очередной список участников с суммой плюсиков (у кого она изменилась) после третьего занятия:
nikaromanovna: 68, elizabeth_1992: 18, helk_fan: 50, hoochecoocheman: 23, ictoruljevich08: 44, klina: 44, lanemru: 42, myster_ee: 46, perrou: 69, sapiv: 94, savtatyana: 70, sova_savushka: 53, sunnycountry: 74, svetlankadea: 21, tanigawa_spb_ru: 25, tiputya: 45, voyd_absolute: 48, zolotovd: 3.

Те, кто рассмотрит этот список внимательно, заметит, что примерно треть участников перешли с регулярных занятий на эпизодические. Присоединились к нам и два новых участника: svetlankadea и zolotovd. Хотя я стараюсь сейчас избежать расширения студии, но они получили шанс запрыгнуть на ходу. Пожелаем им успеха! Как всегда, призываю всех ко взаимной поддержке.

Напомню, что плюсики ведутся для возможности редакторской работы с текстами вне занятия. В частности, если вы выполнили ВОЗ, но хотите прислать мне дополнительный текст, то правильнее прислать его по почте, воспользовавшись имеющейся у каждого «валютой» плюсиков.

Новое занятие посвящено как раз прорастанию и называется

Занятие 4 (34): От меньшего к большему

В НСК вы найдёте главку «Выращивание». Там есть и пример перехода от сказки-крошки к сказке более привычного размера. Здесь мы постараемся приглядеться к теме выращивания подробнее. Ведь это может оказаться очень полезной штукой.

Чем полезны ограничения

Каждый литературный жанр – это своего рода игра по определённым правилам. Конечно, слово «игра» может показаться слишком игривым. Конечно, правила можно и нужно нарушать, чтобы не написать что-то совсем скучное. Но всё-таки мы всегда имеем дело с какими-нибудь ограничениями. С числом строк в лимерике или в сонете, с необходимостью быть правдоподобным в рассказе или, наоборот, фантазировать в сказке.

Бывают правила доброжелательные. Скажем, принцип ДОМ можно нарушать сколько угодно, но если о нём помнить, написанное будет лучше. Бывают ограничения строгие, с ними особенно знакомы журналисты, у которых обычно ограничен размер написанного (количество знаков должно быть не меньше стольких-то и не больше стольких-то).

Но самое важное здесь – это то, что ограничения пишущему человеку на пользу. Главное, чтобы научиться эту пользу ощущать и применять к делу. Ограничения побуждают нас сосредотачиваться, искать неочевидные решения.
Самым простым примером служит жанр афоризмов-определений, которым мы пользуемся на каждом занятии. Мало того, что это должно быть именно определение и именно афоризм, нельзя, оказывается, давать и слишком толковую формулировку, и слишком бестолковую. А если кому-то покажется этих усложнений мало, вредный ведущий всегда готов по ходу дела придумать другие ограничивающие замечания. Тем не менее, именно множество ограничений приводит к тому, что всё чаще появляются неожиданные, смешные, лирические и парадоксальные развороты одного и того же слова.

Так что будем относиться к ограничениям внимательно и с интересом: какие наши новые возможности они помогут нам обнаружить?

Легко ли начинать с маленького

Идея выращивания – от меньшего к большему – может показаться связанной с тем, что маленькое легче и быстрее написать, чем большое. Это не совсем так. Фраз в маленьком тексте меньше, чем в большом, а значит с ними легче управиться. Но вот найти именно те фразы, которые дадут право маленькому тексту называться законченным литературным произведением, явно труднее.
Ведь речь идёт уже не о пунктах плана, которые можно особо не шлифовать – лишь бы понятно было, о чём здесь будет говориться. Нет, здесь уже именно то самое, что говорится, а значит в маленьком должно уместиться то, что иногда и в большом-то не получается как следует выразить.

Однако у малого текста есть своя явные достоинства. В нём всё видно. В нём обнажён сюжет, а значит видно чего он стоит. В нём все слова близко друг к другу, а значит сразу будут видны повторы. В нём автор не может спрятаться в замысловатые выражения. Всё видно, как с высоты птичьего полёта, а значит сразу заметны изъяны (и то, что заметил, можно исправить!).

Шорт-шорт и рассказик

В Америке популярен жанр рассказа, который называют «шорт-шорт». Это значит, короткий-короткий, но нам он может не показаться таким уж необычно коротким. Особенно если мы читали Антона Чехова, Андрея Платонова, Исаака Бабеля, «Крохотки» Солженицына, и ещё разное. В мини-прозе жанра «шорт-шорт» объём рассказа может быть в тысячу слов или меньше. Ну, может и немного больше тысячи. Если вам очень захочется примеров, поищите «шорт-шорт» в интернете. Но лучше попробовать самому.
Ещё интереснее попробовать написать рассказ в жанре «рассказик», где было бы НЕ БОЛЬШЕ ТРЁХСОТ СЛОВ. Это чуть больше полстранички. Количество слов легко определить в Ворде, выделив текст рассказика и выбрав пункт «Статистика» в разделе «Сервис».

Не обязательно выбирать для этого упрощённый сюжет. Наоборот, полезно попытаться вместить в такой объём какой-нибудь свой просторный по содержанию замысел. Отбрасывайте всё, чем можно пожертвовать, и текст приобретёт особую выразительность. Станет ясно, что в нём главное.

Кстати, триста слов – это не так уж мало. Представьте, что держите в руках нитку жемчуга, в которой триста жемчужин. Да вы богач!..

Сказки-крошки

Ещё более скупой объём имеют сказки-крошки, которыми я увлекаюсь уже много лет. В каждой из них НЕ БОЛЬШЕ СТА СЛОВ. (Если вам станет себя жалко, считайте объём без учёта названия сказки, но не забудьте всё-таки это название придумать.)

Почему для сказки объём в три раза короче? Потому что в рассказе важнее показать место и обстоятельства события, уточнить облик и характер персонажей, чтобы читатель увидел именно то, о чём говорит автор. Сказка в большей степени, чем рассказ, опирается на читательское воображение. Здесь читатель может сам увидеть то, чего ни он, ни автор не видали.

Сказки-крошки замечательны тем, что каждая из них вполне достаточна для применения принципа ДОМ и для обкатывания других опорных свойств сказки. Натренировавшись писать крошечные истории, вы можете сохранять свои идеи в готовом виде (а не только строкой в «Собрании несочинений») до тех пор не появится желание и возможность предоставить им более широкий простор.

Когда много лет назад моя дочка подарила мне крошечную записную книжку и посоветовала на каждой страничке писать по сказке, мне сначала показалось это невозможным. Сейчас у меня больше полутора тысяч сказок-крошек, и я понимаю, что они дают огромную свободу в освоении сюжетов и возможность разнообразия творческих подходов. Это я рассказываю специально, чтобы вы не пугались ограничения в сто слов, потому что дальше я буду пугать вас ещё сильнее.

Твиттер-сказки

Немногим более полугода назад я с презрением смотрел на извращение по названию Твиттер, где размер блога ограничен длиной смски – ста сорока знаками. Потом я решил опробовать этот дурацкий механизм. Потом вошёл во вкус и присоединился к странному племени микроблогеров Твиттера, используя эту стилистику для развития афористических навыков.

И всё-таки, когда в Твиттере объявили конкурс сказок, мне показалось, что это уже чересчур. Но азартность натуры побудила меня принять этот вызов, и я стал учиться писать сказки длиной не больше СТА СОРОКА ЗНАКОВ. Правда, без заглавий, их я придумывал, но в Твиттер не посылал.

Так и не узнал я, чем кончился этот конкурс (подозреваю, что ничем, как-то по-дурацки он был организован), но для меня уже это не имело никакого значения. Я и без подведения итогов остался в выигрыше, освоив ещё один удивительный жанр.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры твиттер-сказок:

Искал Колобок, кому придётся по вкусу. Но кто же съест прославленного? А Иван-дурак подобрал его и унёс со словами: «Две головы лучше».

Потеплело после снегопада. Выросли на газонах снежные бабы – самые разные. Рады друг другу. «Да здравствует бабья зима!» - думают.

Построили под Москвой жар-птицефабрику. Чтобы у каждого своя жар-птица была. Но приехал Иван Иваныч и закрыл её. «А если пожар?» - говорит.


Каким же удовольствием оказался переход от такой микро-сказки к огромной сказке-крошке (текст которой раз в пять больше)!.. Для примера: первую сказку я уже выставлял в ЖЖ: здесь.

Свойства для разрастания

Мини-жанры (рассказик по сравнению с рассказом, даже по сравнению с «шорт-шорт») и микро-жанры (твиттер-сказка по сравнению со сказкой-крошкой, сказка-крошка по сравнению с обычной сказкой) представляют особый интерес в двух отношениях.

Во-первых это прекрасное средство для развития литературных свойств вообще. Задача уместить сюжет, мысль и образ в небольшой объём побуждает нас прежде всего как следует продумать и то, и другое, и третье. Да и слова подбирать приходится с большим тщанием.

Во-вторых, из меньшего можно сделать большее. После принятого на себя ограничения чувствуешь лёгкость, как фигуристы, которые тренируются с отягощениями, а потом снимают их – и словно вырастают крылья.

Чем же можно воспользоваться при таком переходе? Будем говорить об ограничениях, снятых вообще.

1. Дописать всё, что мы не могли высказать из-за фиксированного объёма.
2. Придумать имена персонажам, оставшимся безымянными. И не только имена, но и облики, характеры, особенности...
3. Добавить витки и развороты сюжета.
4. Уточнить детали и обстоятельства событий и ситуаций.
5. Вставить разговоры, отступления, размышления...
И многое, многое другое... Только не забывать при этом о необходимости сохранить то ядрышко, с которого началась наша работа.

Вопросы для ответов – для тех, кто постарше

1. Какого примерно объёма (в знаках, в словах, в страницах или в авторских листах) самый маленький из сочинённых вами текстов, не считая афоризмов? А самый большой?

2. Какие произведения вы больше любите читать – рассказы или романы? сказочки или сказочные повести?

3. Можно ли использовать маленькие тексты внутри больших? Как?

4. Бывает ли, что вы досадуете на автора за то, что он пишет слишком длинно или слишком коротко?

5. Каких писателей вы бы отметили как мастеров короткой прозы?

ВОЗ

ВОЗ-1. Сочинить рассказик, в котором будет не больше трёхсот слов.

ВОЗ-2. Сочинить сказочку размером не больше 300 символов, включая пробелы. Видите, я не такой жестокий на ограничения, как Твиттер!

ВОЗ-3. Вырастить эту сказочку до сказки-крошки (не больше ста слов). После этого (не ВМЕСТО) вырастить эту сказку до такого размера, который вам кажется наиболее подходящим для неё.

ВОЗ-4. Определения.

Слова для определений: ЕДИНОБОРСТВО, ЕДИНОРОГ, ЕЖЕДНЕВНИК.

Добавок тем, кто постарше: ЕДИНОДУШИЕ, ЕСЛИ, ЕХИДСТВО.

Для взрослых на этот раз дополнительное задание. Перед тем как определять слова, составьте себе список ограничений, подобный тому, какой я предлагал на прошлом занятии: очевидные слова, которые надо избежать использовать в определении того или другого слова.


Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Вышла из печати книга «В КАЖДОМ СВЕТИТ ЛУЧИК. В КАЖДОМ ЖИВЁТ АВТОР»

    Вот её выходные данные: Виктор Кротов « В каждом светит лучик, в каждом живёт автор. Инклюзивная литературная студия» – М.:…

  • Пугало

    (По картине Валерия Каптерева) Одному пугалу мальчишки-озорники сделали голову из черепа, который стащили в школе, от учебного скелета. Радо пугало…

  • Археология

    (По картине Валерия Каптерева) Художник Капт любил бывать на археологических раскопках. Приходил и смотрел на всякие древности, только что из земли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вышла из печати книга «В КАЖДОМ СВЕТИТ ЛУЧИК. В КАЖДОМ ЖИВЁТ АВТОР»

    Вот её выходные данные: Виктор Кротов « В каждом светит лучик, в каждом живёт автор. Инклюзивная литературная студия» – М.:…

  • Пугало

    (По картине Валерия Каптерева) Одному пугалу мальчишки-озорники сделали голову из черепа, который стащили в школе, от учебного скелета. Радо пугало…

  • Археология

    (По картине Валерия Каптерева) Художник Капт любил бывать на археологических раскопках. Приходил и смотрел на всякие древности, только что из земли…