Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Микродраматургия: жанр пьески - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 5 (35)

Майская маята

Знаю, что май – трамплин к лету, поэтому у каждого много причин быть занятым. Но темп нашей студии не настолько критичен, чтобы невозможно было приноровиться к нему даже в напряжённых обстоятельствах. Буду благодарен тем, кто сможет прикинуть: сколько примерно времени у него уходит на участие в одном занятии студии.

Мне приятно пригласить всех посмотреть на страничку nikaromanovna, которую завели ей на сайте журнала "Электронные пампасы". Там же её сказка с авторскими иллюстрациями.

Рад поздравить ictoruljevich08 с участием в конкурсе «Встреча» на сайте Самиздата, где его рассказ занял третье место.

Ещё одно поздравление (несколько запоздалое) – для myster_ee, ставшего призёром литературного конкурса «Притча» (два рассказа-притчи опубликованы в журнале «Примиритель» № 61).

Даю очередной список участников с суммой плюсиков (у кого она изменилась) после четвёртого занятия:
nikaromanovna: 92, hoochecoocheman: 29, ictoruljevich08: 69, klina: 67, lanemru: 53, moakniga: 33, murmjay: 12, myster_ee: 58, perrou: 97, sapiv: 111, savtatyana: 84, sova_savushka: 75, sunnycountry: 107, svetlankadea: 45, tanigawa_spb_ru: 35, voyd_absolute: 76, zolotovd: 11.

Майское занятие посвящено драматургии. Точнее, микродраматургии. Называется оно

Занятие 5 (35): Микродраматургия: жанр пьески

Драматургия имеет для писателя более широкое значение, чем искусство писать пьесы или сценарии. Это целая область подходов и приёмов, важных для любого жанра. Поэтому любому пишущему стоит попробовать на вкус драматургическое творчество.

В НСК есть главка «Драматургия и сценарии: закон трёх «Д»». Но драматургические элементы литературы и тем более сама драматургия заслуживают гораздо большего внимания. Поскольку наша основная задача – приобретение практических навыков, мы сосредоточимся здесь на таком же небольшом и полезном жанре, к каким мы обращались для освоения других литературных направлений.

Пьеска как жанр

О пользе ограничений мы уже говорили. Это подтвердилось практически для каждого из участников студии, испытавших себя на ВОЗах предыдущего занятия. Вот и сейчас мы будем говорить о жанре с условной количественной границей в 400 слов.

Первый участник студии ( удивлённо ): - Почему именно четыреста?
Ведущий : - Потому что триста было для рассказика, а дополнительные сто слов послужат для ремарок и для обозначения лиц в диалоге.
Второй участник студии ( с разоблачительной интонацией ): - А почему условная граница? Значит, можно и пятьсот слов, если очень захочется?..
Ведущий : - Нет, хитренький какой! Граница есть граница. А условная – потому что можно и в триста слов уложиться, и в двести. ( Саркастически смеётся. )

Ну вот, я уже не удержался драматургические элементы использовать. Но это ещё не пьеска. Литературной пьеской мы будем называть (уменьшительно, но не пренебрежительно) законченное произведение, написанное средствами драматургии, объём которого не превышает четырёхсот слов.

Существуют различные виды пьесок без специально лимитированного объёма, но небольших в принципе. Любой сценарий достаточно малого формата можно назвать пьеской. Примером может служить то, что называют скетчем, – короткое представление лёгкого, шутливого содержания. Любопытные пьески можно найти у Хармса. Обращаются к этому жанру и другие писатели.

Немножко о драматургии

Полезно помнить, что слово «драма» означает «действие». А значит этот жанр особенно энергичен. Он разветвляется на многие другие жанры (трагические, комические, лирические, абсурдистские и прочие, в разных комбинациях), но действие свойственно всем. Даже глава пьесы обозначается как «действие». Но это не тот напористый «экшн», который процветает в кинематографе. Пьеса (даже если это пьеска) – литературное произведение.

Не будем путать пьесу со сценарием. Последний подразумевает участие режиссёра и актёров. Пьеса рассчитана прежде всего на восприятие читателя. Сценическое воплощение пьесы – это другое, как и экранизация. Хотя и работа сценариста – разновидность писательской деятельности.

У пьесы есть свои стилистические ограничения. Поэтому драматургу приходится быть искусным в применении оставшихся в его распоряжении средств. И это идёт на пользу драматургии. Так что и писателю-прозаику (и даже поэту) стоит попробовать на вкус драматургические приёмы.

Диалог и монолог

Главной палитрой драматургии является диалог. Всё то, что прозаик излагает с помощью описаний, рассуждений, отступлений и комментариев, пьеса рисует посредством диалогов. То есть авторская интонация уступает место букету разнообразных интонаций персонажей.

Диалог не обязателен в сценической и кинематографической драматургии. Бывают фильмы без слов и пантомимические пьесы. Но он остаётся главной опорой драматургии литературной. Диалог развивает в авторе умение по-особому говорить от имени каждого из действующих лиц, сталкивать друг с другом различные предпочтения и мнения персонажей. Вместо «объективного» (авторского) изображения окружения и событий мы переходим к нескольким субъективным взглядам на всё. Благодаря этому, всё становится более объёмным и выразительным.

Монолог тоже необходим. Хотя, если вдуматься, это тоже своего рода диалог – с читателем. Отличается он от обычного прозаического описания переживаний героя тем, что переводит их в русло его словесного самовыражения. Но в небольшой пьеске и монологи, если будут, скорее всего окажутся небольшими.

Конфликт как основа драмы

Если сюжетом рассказа обычно становится какое-то происшествие, то для пьесы или пьески, с их минимумом описаний, главной пружиной является конфликт . То есть противоборство характеров, целей, интересов. Так что прежде всего автору стоит решить для себя: на каком конфликте будет сосредоточена пьеса.

Вместе с конфликтом полезно представить себе и основных персонажей. Ведь их характеры должны соответствовать конфликтной ситуации. Всё это подсказывает нам, что пьеса, даже если мы уменьшили задачу до пьески, требует большего обдумывания заранее. Хорошо, если мы представим судьбу своих персонажей ДО начала сценического действия, чтобы каждая реплика была обоснована внутренне этой судьбой и соответствующей душевной характеристикой.

К чему стремится каждый участник конфликта, как взаимодействуют и противодействуют эти интересы – это те краски, которыми мы пишем пьеску, смешная она или трагическая.

Ритмический рисунок действия

Простейшая схема действия для драматического произведения - завязка, кульминация, развязка. Её можно применять и в других жанрах, но здесь она проявляет себя наиболее настойчиво. Опытные голливудские сценаристы считают (применительно к сценарию), что на завязку и развязку обычно приходится примерно по четверти объёма текста или времени действия, а на кульминацию – половина. Разумеется, это не закон, и может быть по-разному. Но важно обратить внимание на то, что в прозе можно развязку уместить в последнюю неожиданную фразу рассказа, завязку выбросить вообще, начав с самого кульминационного момента и применить таким образом самую неожиданную ритмику повествования. В пьесе эти элементы требуют более обстоятельной проработки. Каждый разворот действия нужно в какой-то степени подготовить, осуществить и немного пожить в нём.

Когда-то, в классической драме, как известно, было принято соблюдать единство места, времени и действия, об этом можно почитать в истории драматургии. Но сейчас такой подход выглядит достаточно архаично. Тем не менее, и такие ограничения, добровольно взятые автором на себя, скорее улучшают, чем ухудшают пьесу.

Ремарки вместо описаний

(На сцену, изображающую летнюю поляну, выходит девушка Ремарка, спортивного вида.)
Ремарка : - Ух, умаешься делать всё на раз: обстановку опиши, облик персонажа укажи, по имени его назови...
(С поваленного ствола встаёт толстенное Описание.)
Описание ( величественно разводит руками ): Да, странное у тебя занятие. Разве в двух словах описать эти пышные кроны деревьев, замшелые стволы, зелёный ковёр с яркими вспышками цветов...
Ремарка ( прерывает ): Прости, дедушко, некогда слушать. Уж очень ты красноречиво. Так никто больше и слова вымолвить не успеет.
Описание : Эх, молодёжь сценическая! Никакого уважения к живописному слову, рисующему...
Ремарка ( прерывает ): А, я поняла! Дедушко, вы же, наверное, из прозы? Так вам вон туда.
Описание ( бормочет, уходя ): Не дают высказаться, отвести душу. Развели тут свои лаконизмы...
Ремарка ( пожимает плечами ): Разве можно так не следить за собой. На велотренажёр ему нужно. Нет, всё-таки мне нравится быть краткой. Вот ещё бы за Афоризма замуж выйти!..

В НСК приводится «принцип преимущества изображения». Он не утрачивает значения и для драматургии, но выглядит совсем иначе. Более спортивно, что ли. Не будем забывать, что в нашей власти организовать участие в изображении самих персонажей. У них ведь тоже глаза есть!..

Вопросы для ответов – тем, кто постарше

1. Пьесы каких драматургов вы читали (фильмы и спектакли не в счёт)? Какие из них особенно нравятся?

2. Пробовали ли вы писать пьесы или сценарии?

3. Что вам больше нравится в прозе: диалоги, описания или рассуждения автора?

4. Участвовали ли вы когда-нибудь в театральных постановках?

5. Встречали ли вы прозаические произведения, близкие по стилю к драматургии?

ВОЗ

ВОЗ-1. Сочинить пьеску, в которой будет не больше четырёхсот слов, минимум ремарок и максимум диалога.

ВОЗ-2. Написать рассказ произвольного объёма, посвящённый той же теме, что и пьеска. Внимание! Очерёдность ВОЗ-1 и ВОЗ-2 может быть обратной: сначала написать рассказ, а потом пьеску. Выбор за каждым участником – кому как кажется органичнее.

ВОЗ-3. Определения.

Слова для определений: ЖЕМЧУГ, ЖЕРЕБЁНОК, ЖУК.

Добавок тем, кто постарше: ЖЕЛАТЬ, ЖИВОЙ, ЖИЛЬЁ.

Для тех, кто постарше, предлагаю (по желанию) усложнение, относящееся ко всем шести словам. Надо придумать по ДВА определения для каждого слова. В этой паре определений не должно повторяться ни одно слово, кроме разве что союзов. И, как всегда, избегайте очевидных слов.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…