Весь июнь я проведу в селе Давыдово, где буду вести литературную студию «У храма». Она и в самом деле проходит в трапезной у храма, а не в интернете, как «Изюминка». С временем и с интернетом там будет напряжёнка. Поэтому занятие я вывешиваю чуть раньше, и времени на него у вас будет много. В полтора-два раза больше обычного: июнь (когда я не буду, скорее всего, реагировать на вывешенные комментарии и задания) и июль (или половина его), когда буду.
Может статься, что следующее занятие я вывешу в середине июля, а не в начале августа, чтобы и на него было побольше летнего времени. А сентябрьское занятие будет уже как обычно – примерно пятого числа.
Вместе с тем призываю не совсем уж расслабляться, видя, что времени на задание чуть больше. Как могли заметить внимательные, я реагирую на работы, пришедшие к концу срока, менее глубинным образом, потому что на доработку у человека времени уже не остаётся.
Суммы плюсиков я в этот раз не публикую, экономлю время перед отъездом.
Первая летняя тема у нас, как видите, неожиданная. Вернее, посвящённая элементам неожиданности в писательстве. Так что начинаем
Занятие 6 (36): Неожиданности большие и малые
Сегодня мы поговорим о том, зачем в писательском деле нужна неожиданность. Как она выглядит, говорить труднее, на то она и неожиданность.
...Когда я проводил занятие, посвящённое неожиданности, на студии «Родник» (очной), я пришёл пораньше и был подготовлен дома своими девушками. Каждый из участников студии застывал на пороге, обнаружив Виктора Гавриловича, у которого шевелюра и борода были заплетены косичками с бантиками. После этого говорить о неожиданности было легче.
В НСК есть главка «Неожиданность», и я начну с того, что приведу её в несколько переработанном виде.
Неожиданность
Неожиданность – это ядро литературного творчества. По большому счёту, нужна только неожиданная литература. Действительно, зачем писать то, чего от нас ожидают?
Неожиданность – это пробуждение: она будит внимание, засыпающее в укачивающей обыденности. Или, если речь о чтении, в монотонности повествования, которой нужно всячески избегать.
Неожиданность – это открытие: она позволяет открывать возможное в невозможном. Такое открытие необходимо и писателю, и – вслед за ним – его читателю.
Неожиданность – это осмысление: она подталкивает мысль к проверке на достоверность. А значит – к самостоятельной работе, идущей от удивления к пониманию.
Неожиданность – это переживание: она побуждает чувства и эмоции к сопереживанию необычному стечению обстоятельств. Читатель не может не подумать о том, каково бы пришлось в неожиданных обстоятельствах ему самому.
Неожиданность – это обновление: она открывает новые ракурсы жизни и поведения в особых обстоятельствах. Человеческого поведения вообще и нашего собственного в частности.
Неожиданность – это примеривание: нестандартные ситуации автор примеривает к персонажу, а читатель к себе. Впрочем, обычно и автор сначала примеривает их к себе.
Неожиданность – это призыв: она поддерживает готовность к чуду и решимость к подвигу.
Вот некоторые инструментальные виды неожиданности:
– Композиционная. Приёмы построения произведения: обратный ход повествования, параллельное изложение разных сюжетов, участие разных рассказчиков, использование писем, документов…
– Сюжетная. Внезапные развороты сюжета, появление новых персонажей, обнаружение новых обстоятельств…
– Психологическая. Разоблачение скрытых свойств персонажа, его душевное преображение, внутренний конфликт чувств…
– Образная. Эпитет, метафора, образ – чем они неожиданнее, тем лучше.
– Стилистическая . Неожиданность очередного слова на уровне фразы, неожиданность очередной фразы, неожиданная смена интонации…
Мадам Н. в жизни и в произведении
Неожиданность в жизни – это гроссмейстерский ход судьбы. Нам не всегда удаётся сразу увидеть его глубину, но попытаться стоит: многому можно научиться.
Неожиданность в произведении – это наш, авторский ход. Если мы ещё не можем назвать себя гроссмейстером, будем всё-таки стараться овладеть необходимым мастерством.
Ведь именно неожиданность больше всего впечатляет, тормошит, побуждает увидеть мир по-новому! И очень даже здорово, если она прежде всего окажется неожиданной для самого автора.
Но как же зазвать своенравную мадам Н. к себе в гости?..
Есть два плодотворных способа, на которые стоит обратить внимание (их, конечно, гораздо больше, но хочется выделить главное).
1. Освободить своё. У каждого автора есть в распоряжении свой бескрайний и абсолютно уникальный внутренний мир. Всегда можно отловить в нём нечто особое и потому необычное для всех остальных. Отловить для того, чтобы выпустить в повествование как раз тогда, когда ничего подобного читатель не предвидел.
2. От обратного. Когда мы поймали себя на монотонности, надо посмотреть на то привычное, из чего она состоит. И придумать что-то перпендикулярное, противоположное, никак не вяжущееся с повествованием. Вписать придуманное, увязать с предыдущим – это уже наша авторская работа, не будем её избегать.
Попробую привести пример. Вот столовая, там все берут обед, сидят, едят, разговаривают. Что может быть наоборот? Например, спорт, динамика, азарт. Какое отношение он имеет к столовой? Никакого. Значит, годится... Нет, ну вы посмотрите, какое безобразие: два парня решили, что ножки столиков – превосходные воротца. Пытаются загнать друг другу гол (или шайбу?) куском хлеба. Здоровые остолопы, а надо всё-таки вмешаться, призвать их порядку... Ну и так далее.
Пример совершенно условный, только что выдуманный, но он показывает, как из монотонности создать антимонотонность, из ожиданности – неожиданность.
Непокорное средство тормошения
Неожиданность противостоит инертности, своей и чужой. Поэтому писателю витамины неожиданности необходимы. Нужны на всех уровнях, ни один из них не стоит оставлять без внимания в этом отношении.
Чтобы дать ещё один взгляд на это, используем принцип ДОМ, который и здесь сослужит нам верную службу.
Неожиданность Действия
Неожиданность для человека – это товар, которого он не просил. Но этот непрошеный товар должен доставлять читателю пользу и радость.
В приключениях неожиданность – их необходимая составная часть. В сказке этому служит наша фантазия, потому что именно от неё зависят все неожиданности. Но если мы хотим, чтобы сказка была умной и была для читателя полезной, надо позаботиться, чтобы и в неожиданностях был свой смысл, отзвук нашей повседневности, наших забот и переживаний.
В рассказе неожиданность, как ни странно, должна быть оправдана предыдущим изложением. Не тем, чтобы она вытекала из него (какая же тогда это неожиданность!), а тем, что она должна быть испытанием для того, что было показано раньше. С точки зрения сюжета это превращение маловероятного или даже невероятного – в случившееся, что и требует от персонажей мобилизации их свойств.
Неожиданность действия может быть создана не только внешними происшествиями, но и поступками того или другого персонажа – неожиданными даже для него самого. Поэтому всегда полезно подумать, в каком поворотном случае персонаж может действовать не так, как ему свойственно, а непредсказуемым образом.
Неожиданность Образа
О неожиданности в описаниях тоже надо заботиться. Ведь неожиданная метафора, неожиданный образ действуют куда сильнее известных идиом, стандартных сравнений. Здесь надо приучать к работе наше воображение, которое в метафорическом деле свободно повсюду: сказка ли это или самая что ни на есть реалистическая проза.
Не надо, конечно, стараться ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО использовать неожиданные обороты, это приводит к манерничанию, когда читатель начинает обращать больше внимания на экстравагантность автора, нежели на смысл написанного. Но в тех местах, которые вы считаете особенно значительными, неожиданный образ вполне уместен, он заостряет внимание.
Придумывать неожиданный образ помогает практика сочинения афоризмов-определений. Она приучает к поиску новых разворотов, новых сравнений, к открытию новых свойств в известном.
Неожиданность Мысли
Неожиданность мысли самым очевидным образом проявляется в юморе. Юмор обычно зигзагообразен, он преподносит сюрпризы, играет с нелепостями – до тех пор, пока из них не проступает смысл. Юмор способен изменять привычные масштабы и ракурсы восприятия.
Иногда непредвиденный поворот мысли называют парадоксальным. Парадокс – это то, что выводит нас из рамок привычного, сталкивает общепринятые вещи друг с другом так, что в результате возникает... что? Правильно, неожиданная мысль, не предусмотренная теми суждениями, с которым люди уже свыклись.
И это свойство можно развить на афоризмах определениях. Поэтому нет ничего неожиданного (ха-ха-ха), что мы обращаемся к этому жанру на каждом занятии.
Стилистическая непредсказуемость
Авторской стилистика, та интонация речи, которую каждый вырабатывает у себя постепенно и которая становится его органическим свойством, - вещь многогранная. Здесь я хотел бы сказать о её чисто словесной стороне.
Почитайте стихи Велемира Хлебникова и прозу Андрея Платонова. Они не схожи, казалось бы, ничем. Но для обоих характерна непредсказуемость по предыдущим словам фразы – очередного слова. Это результат глубинного отношения к соединению слов друг с другом, к поиску тех неожиданностей, которые по-особому, иногда вызывающим образом, обозначат то, что вы хотите написать.
Использование неологизмов, неожиданного порядка слов, словесные и звуковые эксперименты – всё это может разнообразить ваш текст, придавать ему особое своеобразие. Не торопитесь увеличивать количество таких элементов. Даже одна такая находка на абзац оживляет его.
Главное – проверить всякую написанную фразу на её ОЖИДАННОСТЬ. И если она полностью предсказуема, постараться уйти от этого. Как? Пусть это будет для тех, кто прочитает ваш текст (и для меня, в частности) всякий раз – неожиданностью.
Вопросы для ответов – тем, кто постарше
1. Какие неожиданности в прочитанном произвели на вас особое впечатление? Такое, чтобы запомнилось надолго.
2. Любите ли вы детективы?
3. Расстраивает ли вас спойлерство (когда кто-нибудь рассказывает вам сюжет произведения, которое вы собираетесь читать или только что начали)?
4. Трудно ли вам искать неожиданные элементы, когда вы пишете? Или у вас само получается – в той степени, в которой это необходимо?
5. Каких из прочитанных вами авторов вы можете назвать наиболее неожиданными?
ВОЗ
ВОЗ-1. Сочинить рассказ или сказку (или пьеску, кому понравилось), в которой будет не меньше трёх (для тех, кто постарше, - пяти) заметных неожиданностей. Обозначать эти неожиданности не надо, я сам их должен заметить. Если не замечу, обсудим.
ВОЗ-2. Написать в любом жанре (кроме повести, романа и поэмы) о том, как неожиданность может совершенно изменять жизнь человека и его характер. Тему о внезапном наследстве не трогать.
ВОЗ-3. Определения. Постараться каждое из них сделать максимально неожиданным.
Слова для определений: ЗАНОЗА, ЗАЯЦ, ЗЕВАКА.
Добавок тем, кто постарше: ЗАСТОЛЬЕ, ЗДРАВОМЫСЛИЕ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →