Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Ритмы и рифмы в стихах и в прозе - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 8 (38)

У кого учёба начинается, у кого продолжается...

В офф-лайне начинается учебный год. А у нас он какой-то более календарный. Наверное, мы ближе к природе.

murmjay прислала адрес сайта (вот он), где приглашают авторов сказок поучаствовать в составлении благотворительной книги. Заглянул туда лишь мельком, но думаю, что вполне можно воспользоваться этим побуждением к творчеству.

Суммы плюсиков (с вычетами за правку и за большие тексты):
nikaromanovna: 106, helk_fan: 56, hoochecoocheman: 61, ictoruljevich08: 88, klina: 87, ksunray: 12, lanemru: 60, perrou: 140, sapiv: 139, sova_savushka: 6, sova_savushka (Саша): 21, sunnycountry: 97, tanigawa_spb_ru: 47, volkoejik: 39, voyd_absolute: 110.

Замечу, что здесь представлены итоги, но мне самому плюсики помогают оценивать степень активности участников – и когда я их добавляю, и когда отнимаю. Парадокс!..

Тема сегодня прозаическо-поэтическая.


Занятие 8 (38): Ритмы и рифмы в стихах и в прозе

В НСК о ритме написано много, но большей части в применении к тому или другому жанру. О рифмах говорится в главке «Вдохновение рифмой» и кое-где ещё. Но сейчас мне хотелось бы поговорить об общих принципах, относящихся к этим понятиям.

Вдох и выдох

Самый простой и естественный пример ритма каждый из нас носит с собой – это вдох и выдох. Так и в любом произведении естественно чередовать напряжённые события или переживания с более спокойными сценами, с отступлениями от основного сюжета и т.п. Быструю череду происходящего время от времени стоит сменять на замедленный темп, отчаяние на надежду, удивление на понимание – и на новый виток удивления. Напряжённость на расслабление.

Эти смысловые волны можно распределять по-разному, но их чередование необходимо, чтобы избежать убаюкивающей монотонности (которая тоже на каком-то участки применима, но лишь как затишье между острыми моментами).

Во многом ритм связан с композицией произведения, то есть с тем способом, которым мы решили подавать материал. Ведь композиция может быть простой и усложнённой, может включать различные элементы изложения и приёмы их подачи, может быть пластичной или прерывистой и т.д.

Ритм текста

В то же время и сам написанный текст можно организовать в некотором ритме.

Представим себе рассказ размером в несколько страниц, написанный одним абзацем. Конечно, можно применить и такой приём, если мы это делаем намеренно. Если же мы просто не задумываемся о том, чтобы разделить текст на абзацы, читателю придётся несладко. Сам автор в структуре написанного им текста ориентируется (как же, своё, родное), а читатель в таком изложении тонет.

Поэтому полезно внимательно относиться к своевременной смене абзаца! Это стоит делать каждый раз, когда нужно перевести дыхание. При переходе от одного эпизода к другому, от персонажа к персонажу и т.д.

Кстати, если говорить о постах в блоге, где нет автоматической красной строки, лучше разделять абзацы пустой строкой (отбивкой).

В обычном авторском тексте (когда красная строка присутствует и успешно обозначает начало нового абзаца) отбивка тоже может служить полезным регулятором ритма. Пустая строка между двумя группами абзацев создаёт дополнительную паузу, небольшую «смену декораций», подчёркивает возможность сменить вдох на выдох (или наоборот).

Ещё более сильным ритмическим знаком (он и употребляется гораздо реже) является отбивка с помощью звёздочек.

Но работа по организации ритмического рисунка начинается ещё до абзацев и отбивок. Это работа с ритмом каждой фразы. Поэтому, написав предложение, посмотрите: не стоит ли его разбить на более простые, не надо ли переставить слова, чтобы их порядок был более естественным (например, в предложении «Он негодовал на нарушившую его планы погоду» поставить слово «погоду» сразу после управляющего предлога «на»), оправдана ли инверсия (изменение обычного порядка слов) и т.д.

Стихотворный ритм

Не будем путать понятия ритма и размера (метрической схемы ударных и безударных слогов). Ритм может создавать особые вариации стандартного стихотворного размера, может обходиться без размера вообще (верлибр) и относится не только к словесной стороне текста, но и к смысловой. То есть ритм – гораздо более универсальное понятие, поэтому разговор о нём уместен как для поэзии, так и для прозы.

Можно отказаться от стихотворного размера, но не от ритма, не от внутренней музыки, наполняющей стихотворение и ведущей его от строки к строке.

Отличием стихов от прозы является разбиение текста на строки. Поэтому наряду с ритмическими инструментами, аналогичными прозе (абзац похож на строфу, отбивки и звёздочки используются и там, и тут), особое значение имеет внутренний ритм строк. Он отличается от ритма фраз, так как одна фраза может занимать несколько строк и, наоборот, в одной строке может быть больше одного предложения.

Хорошим примером ритмического рисунка является свободное трёхстишие. Приведу фрагмент из НСК:

Трёхстишие - это три ритмические волны, наплывающие одна на другую и создающие уникальный музыкально-смысловой мир. Мир, в котором встречаются – сливаясь или противоборствуя – переживания, понимания, догадки, порождая развитие темы. Свой внутренний ритм наполняет каждую отдельную строку. Но есть и общий ритм, связывающий три строки вместе. Можно быть внимательным и к тому и к другому. Или – просто понадеяться на свой слух, произнося отдельную строчку, а потом всё трёхстишие. Если не получается выговаривать, выпевать его со вкусом, значит, что-то не так, что-то надо поправить.

О ритме строки и строфы в НСК рассказывается отдельно.

Рифма в стихах

Не надо рассматривать рифмы только как звучные (или со-звучные) окончания строк. Во-первых рифмы могут находиться и в других местах строки. Во-вторых, рифма-созвучие только привлекает звуком внимание к связи рифмующихся строк. За ней должна открываться рифма-смысл, потаённая связь созвучных слов или строк. Это важно помнить, когда мы ищем рифму. Нужно опробовать на вкус не только её звучание, но и способность приоткрыть нам соотношение смыслов, впечатлений, переживаний.

Рифма в широком смысле слова (стихи и проза)

Можно говорить о своего рода рифмах даже вне созвучия окончаний слов. Рифмоваться – то есть отражаться друг в друге – могут персонажи (например, Дон Кихот и Санча Панса, доктор Джекил и мистер Хайд), события или идеи (достаточно взглянуть на названия: «Преступление и наказание», «Война и мир»), действия героев (скажем, троекратная попытка достичь намеченной цели), повороты сюжета, да и многие другие детали повествования, стихотворного или прозаического.

Этот широкий взгляд на рифму позволяет видеть её роль в ритмическом рисунке, рассматривать её как бы составную часть ритма.

Например, и в стихах и в прозе встречается такой элемент как рефрен (повтор). Этот ритмический приём очень похож на рифмовку, особенно если идут повторения с вариациями, а не просто механическое копирование фрагмента текста.

Зачем это всё нужно

Рассуждения сегодняшнего занятия могут показаться теоретическими, но цель их – сугубо практическая: приучиться видеть свой текст как не просто «много букв» или «набор слов», а как словесно-музыкальную композицию, в которой участвуют и звуки языка, и его смыслы. Привыкнуть к важной роли организации фразы, к осмысленному разбиению текста на абзацы, к пользованию отбивкой и т.д. Если мы пишем рифмованное стихотворение, не ограничиваться поиском созвучий, но помнить о смысловом наполнении рифмы. В прозе – замечать и изобретать элементы, рифмующиеся друг с другом, усиливать ими своё повествование.

Вопросы для ответов – тем, кто постарше

1. Читаете ли вы вслух (наедине или кому-то из близких) то, что сочинили? Если да, замечаете ли при этом возможные ритмические пробуксовки?

2. Кого из русских прозаиков вы считаете наиболее поэтичным? Связано ли это с организацией текста или только с самими образами?

3. Считаете ли вы, что во всём написанном есть своя музыка? А как вы относитесь к музыке как таковой, музыкальной?

4. Как вы относитесь к рифмам – в стихах и в прозе? Встречаются ли сейчас новые рифмы в стихах? Можете ли вы привести пример рифмы в широком смысле слова для прозы?

5. Когда вы придумываете афоризм-определение следите ли вы за его ритмом? используете ли рифмы? Пропеваете ли про себя получившуюся фразу?

ВОЗ

ВОЗ-1. Сочинить сказку, максимально применяя повтор с вариациями (рифмовку) персонажей или ситуаций, следя за ритмом, используя рефрены.

ВОЗ-2. Написать рассказ (рассказик), в котором у героя будет рифмованный с ним персонаж: или двойник, или противоположность, или носитель недостающего герою свойства, и т.п.

ВОЗ-3. Определения.

Слова для определений: ИНВАЛИД, ИСКРА (или ИСКРЫ), ИСПУГ.

Добавок тем, кто постарше: ИЛЛЮСТРАТОР, ИММИГРАНТ, ИМПОРТ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…