Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Внимательный взгляд на ДОМ - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 9 (39)

Осень – время увядания внешней природы, но не внутренней

Нам осталось в этом году всего два занятия, кроме этого. Я был бы рад узнать ваши пожелания: какую тему, наиболее важную для вас, надо было бы затронуть?

Текущие суммы плюсиков:
nikaromanovna: 125, lanemru: 71, perrou: 151, sapiv: 171, savtatyana: 109, sunnycountry: 121, tanigawa_spb_ru: 69, voyd_absolute: 135.
В этом занятии, видимо, приняли участие восемь самых настойчивых (четверть от начального состава).

Сегодня мы углубимся в очень важную тему.

Занятие 9 (39): Внимательный взгляд на ДОМ

О принципе ДОМ можно прочитать в НСК. Можно найти в архиве ЖЖ занятие № 5 и посмотреть, что там сказано дополнительно. Почему же мне хочется рассказать о нём заново? Потому что он очень важен, и не сразу получается рассказать обо всём, что с ним связано. Впрочем, для вашего удобства я вкратце изложу сказанное раньше.

Конспект главки «Произведение как ДОМ» из НСК

ДОМ – это сокращение для трёх главных сторон произведения: Действие, Образ, Мысль.

Действие необходимо писателю как основа повествования, а также читателю, который воспринимает себя действующим вместе с тем или иным персонажем. Действие обеспечивает увлекательность. Оно определяется событиями (начиная с происшествия, задающего ход сюжету) и поступками персонажей. Без действия можно обойтись, но это как разыграть пьесу, запретив актёрам двигаться. У актёров получится скорее декламация, чем спектакль, а у нас скорее декларация, чем литература.

Образ возникает всюду, где мы прибегаем к словесной живописи, к использованию сравнений и метафор, а главное – к тому, чтобы написанное сложилось в общую картину. Иногда на образ, на ключевую метафору, указывает уже само название произведения.

Мысль – это наша мотивация к произведению, та идея, ради которой мы обращаемся к читателю. Она может не быть выражена в явном виде, но её внутреннее присутствие является каркасом написанного.

Конспект темы «Принцип ДОМ» из занятия 5

Слово ДОМ помогает выработать навык использования главных элементов повествования и проконтролировать, не забыто ли что-то существенное.

Д – Действие. Рассказ, сказка и пр. – это описание произошедшего события. Если мало действия, рассказ будет расплывчат, он будет как бы ни о чём, а просто так. Читателю заскучает без действия, позаботьтесь о них – о читателе, а значит и о действии.

О – Образ. Образ, картинка – не просто изображение, это скорее мысленная фотография, оставшаяся у нас на память от прочитанного и запечатлевшая что-то важное. Без образа произведение будет легче забываемым. Да и просто менее выразительным.

М – Мысль. Вы должны представлять себе – зачем пишете то, что пишете. Что вы хотите донести до человека, который прочтёт написанное? Донести так, чтобы читателю было интересно. Мысль – это наше уважение к читателю. Чтобы он не жалел о времени, потраченном на чтение.

ДОМ применим практически к любому жанру. Даже к афоризму-определению, хотя в нём редко помещаются все три элемента. Но хотя бы один из них, а лучше два, должны содержаться и там. Рассказ и сказка, повесть и роман – здесь ДОМ действует неукоснительно. Применим этот принцип и к эссе, где действие не так обязательно, но тоже возможно.

В то же время не стоит считать ДОМ абсолютным правилом. Если вы о нём помните, но сознательно пренебрегаете одним из трёх элементов, или даже двумя, - это ваше авторское решение, и оно может оказаться очень выразительным.

Два крыла мышления

Отвлечёмся немного от литературного творчества и поговорим о биологии человека. Все знают, что у каждого из нас действуют два полушария мозга, отвечающие за два типа мышления: левополушарное (рациональное, логическое, рассужденческое) и правополушарное (образное, метафорическое, интуитивное).

Традиционно существует перекос в сторону отождествления человеческого разума с его левополушарными возможностями. Однако абсурдность такого подхода постепенно становится всё очевиднее.

Конечно, полноценное человеческое сознание должно пользоваться возможностями обоих типов мышления, как птица летит на двух крыльях. Поэтому пишущему человеку необходимо владеть и рациональными подходами к тексту (это и означает буква М), и образными (о чём и напоминает буква О).

Что такое синопсис

Если вы захотите опубликовать роман или повесть, издательство скорее всего попросит у вас представить синопсис , то есть краткое (очень краткое) изложение сюжета. Чтобы составить синопсис, нужно оставить в стороне все размышления и метафоры и ограничиться... чем? Правильно, действием! То есть тем, что же в вашем произведении происходит.

Когда восторженный читатель хвалит прочитанное произведение другу, он тоже будет не вспоминать метафорические подходы и умные мысли, а рассказывать о той цепочке событий, которая служит позвоночником сюжета. То есть – о действии.

Букву Д можно даже расшифровывать по-разному, с дополнительными смыслами.

Д означает Динамику, то есть способность сюжета течь и нести с собой читательское восприятие.

Д означает Достоверность происходящего, потому что недостоверные моменты приводят к сколиозу позвоночника-сюжета и прочим ортопедическим последствиям. Например, могут сказать, что ваш сюжет хромает.

Д означает Дальновидность автора, который связывает начало сюжетного движения (ещё одно Д!) с его завершением, предусматривая необходимые промежуточные этапы.

Д означает Дерзание, потому что даже если мы стараемся описывать реальные события, мы не можем (и не должны!) делать это с протокольной точностью. Мы дерзаем создавать своё течение действий и поступков, более выразительное, чем реальность.

Наконец, Д означает Домостроение, создание нашего произведения с помощью принципа ДОМ, в котором именно эта буква – первая.

Уровни Д

Верхний уровень. Не будем думать, что действие проявляется только в виде сюжета. Это лишь самый верхний, обобщённый уровень. И наряду с тем, ЧТО происходит, важен и ритмический рисунок действия. Не расшифровать ли нам Д ещё и с помощью слова Дирижирование?..

Уровень эпизода. Внутри каждого эпизода (или, как говорят драматурги, мизансцены) действие строится в какой-то степени автономно, хотя оно, разумеется, должно вписываться в общий рисунок. Поэтому полезно представлять характер каждого эпизода (быстрый он по ритму или медленный, драматичный или улыбчивый, информативный или эмоциональный) и его место в повествовании.

Уровень абзаца или даже фразы. Не будем забывать и о том микродействии, которое происходит в одном или нескольких предложениях. О его достоверности, о его роли в эпизоде.

Уровни О

Эти уровни мы осмотрим с самого нижнего – с уровня слова. Каждый эпитет, каждый неологизм или даже просто необычное для контекста слово несёт свою метафорическую нагрузку.

Меньше всего образности во всевозможных клише, в шаблонных формулировках, даже если при этом используется идиома. Чтобы идиоме вернуть её метафорический заряд, её нужно дать в нестандартном развороте. Скажем, «каменное сердце» - идиома-клише. Но сказать «больное сердце лучше каменного» - значит, поставить эту идиому в необычный контекст и тем самым оживить, заставить работать.

Образ может проходить пунктиром через всё повествование. Например, образ, связанный с каким-либо персонажем. Если мы с кем-то сравнили N., а через некоторое время напомнили это сравнение в каком-то новом разворот, оно закрепляется и становится частью образа.

Образ может быть связан с эпизодом. Это делается или средствами авторской речи, или с помощью персонажа, который имеет полное право на своё восприятие ситуации, окружения или другого персонажа.

И, наконец, верхний уровень – это тот итоговый образ, о котором помнил бы читатель после того, как завершил чтение. Иногда его можно закрепить в названии, а иногда просто заострить на нём внимание.

Уровни М

Здесь верхний уровень можно обозначить тоже на букву М – это наша Мотивация, та идея, ради которой мы вообще написали то, что написали. Тогда остаётся лишь проследить, чтобы эта идея не утонула в подробностях, а проявила себя.

Остальные уровни разнообразны. Это и уровень персонажа, ведь у каждого из действующих лиц может быть своя мысль о происходящем в произведении, да и о жизни вообще. Это и уровень образа, потому что образ и мысль часто тесно связаны друг с другом. Это и уровень поступка, потому что за каждым действиям персонажа стоит мысль, которой он руководствуется, - неважно, декларирует он её или нет: часто мысль как раз лучше всего проявляется в поступке.

Не кубики, а ДОМ

Не будем увлекаться анализом и рациональной интерпретацией каждого из элементов принципа ДОМ. Это всё равно что вертеть в руках отдельные кубики вместо того, чтобы строить их них дом.

Прочитали написанное здесь – и забудьте. Пусть осядет где-нибудь в памяти, но не мешает нам писать так, как хочется, писать по-своему. А вот когда мы захотим проверить, всё ли в порядке в том, что мы написали (особенно если нас мучает подозрение, что что-то не так), - тогда самое время вытащить мнемоническое слово ДОМ из кладовки и взглянуть через это устройство на свой текст, чтобы его улучшить.


Вопросы для ответов – тем, кто постарше

1. Знакомы ли вы уже с принципом ДОМ? Полезен ли он практически? В чём конкретно он вам помогает?

2. Примеряли ли вы этот принцип к чужим произведениям, к классике? С какими результатами?

3. Какой из трёх элементов вам представляется наиболее важным? Какой наименее? Почему?

4. Какой из трёх элементов вызывает у вас наибольшие затруднения? Какой наименьшие?

5. Какой из трёх элементов, по-вашему, наиболее ценят читатели?


ВОЗ

ВОЗ-1. Сочинить текст (не очень большой) произвольного жанра. Постарайтесь минимизировать действие, но при этом сохранить увлекательность.

ВОЗ-2. Сочинить текст (не очень большой) произвольного жанра. Постарайтесь максимально обойтись без образов и метафор, но всё-таки обеспечить его выразительность.

ВОЗ-3. Сочинить текст (не очень большой) произвольного жанра, не вкладывая в него никакой особой идеи (мысли), но при этом он должен быть интересным.

ВНИМАНИЕ! Не обязательно делать все предыдущие Возможные Задания. Можете выбрать то, что вам кажется для себя более важным (или более трудным). Обратите внимание на то, чтобы сделать текст полноценным, это вполне возможно. Вы должны почувствовать, что без выброшенного элемента МОЖНО обойтись! Не стремитесь и к абсолютно педантичному его искоренению.

ВОЗ-4. Определения.

Слова для определений: ЙОГУРТ, ЙОД, КАБАЧОК (овощ).

Добавок тем, кто постарше: ЙОГ, ЙОТА (количество, а не провайдер), КАБЕЛЬ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →