Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Сам себе редактор - ИЗЮМИНКА-2011, занятие 10 (40)

Тема, приложимая ко всем жанрам

Те, кто участвует в работе студии не первый год, заметили, наверное, что этот годовой цикл почти не содержит занятий, посвящённых тому или иному конкретному литературному жанру (разве что занятие 5 было посвящено микродраматургии – жанру пьески). Это связано с разнообразием вкусов изюмчан, которое меня очень радует и поощряет говорить о том, что важно для любого жанра. Может быть, больше всего это относится к сегодняшнему занятию.

Но сначала – набранные плюсики:
nikaromanovna: 144, himmelsweit: 25, hoochecoocheman: 75, klina: 100, lanemru: 83, ne_ta_2011: 8, perrou: 171, sapiv: 179, savtatyana: 127, sunnycountry: 150, tanigawa_spb_ru: 81, voyd_absolute: 159.

Замечу, что пока мало кто пользуется той возможностью, которую дают плюсики: отправить мне текст на редактуру. Меня это, в общем-то, устраивает, поскольку я заканчиваю свою большую авторскую работу (мемуары) – вернее, перехожу на новый этап: когда вроде всё написано, а текст хочется улучшить.
Поэтому в моих интересах не уговаривать вас пользоваться плюсиками, а ориентировать на самостоятельную редакторскую работу с текстом. Впрочем, возможность это не отменяет. :)

Вот этим мы и займёмся на

Занятие 10 (40): Сам себе редактор

Многие соображения есть в НСК. Они разбросаны повсюду, но особенно сосредоточены в главах «Практическая работа с текстом», «Мир фразы» и «Шпаргалка по доработке». Здесь я постараюсь рекомендации дополнить и представить в достаточно компактной форме.

Напомню, что редактирование – это «работа поперёк», в отличие от «работы вдоль», цель которой – написание текста. Выражения принадлежат замечательному писателю Николаю Лескову.

Когда приниматься за редактирование

Вообще говоря, мы обычно редактируем текст всё время, пока его пишем. То есть работа вдоль всегда сопровождается работой поперёк. Это отражено в черновиках любого пишущего человека.

Но если мы работаем на компьютере, это видно не всегда. Мы переставляем слова, исправляем ошибки, заменяем фразы, и каждый раз после этого текст выглядит как чистовой. Не будем обольщаться. Он всё равно жаждет нашей редактуры.

Для настоящего редактирования между работой вдоль и работой поперёк нужно обеспечить паузу во времени (хотя бы несколько дней) и отвлечение от текста. Не старайтесь использовать это время, чтобы дать текст кому-то прочитать. Отредактированный вами текст позволит читающему не размениваться на те замечания, которые вы способны увидеть и исправить сами, а сосредоточиться на более существенных вещах.

Длительность перерыва вы постепенно научитесь определять сами. Важно, чтобы вы могли перечитывать текст свежим взглядом. Стоит помнить, что перерыв – это часть работы, и она ещё не закончена.

Общие свойства написанного

После перерыва вам нужно перечитать текст дважды (не подряд), с двумя разными целями.

Первое прочтение, назовём его структурным, посвящено осмотру свойств написанного в целом. Приведу здесь перечень опорных свойств из НСК, но не буду вдаваться в их детализацию, это можно найти в книге. Отмечу лишь, что первые три свойства – тот самый ДОМ, которому было посвящено предыдущее занятие.

1 – ДЕЙСТВИЕ, событие, происшествие, приключение.

2 – ОБРАЗ, метафора, картина, изображение.

3 – МЫСЛЬ, идея, постижение, переживание.

4 – КОМПОЗИЦИЯ, структура, ритм, мелодия.

5 – ЗАЦЕПКА, привлечение внимания.

6 – ГЕРОЙ и другие персонажи.

7 – ИНТОНАЦИЯ, стилистика.

8 – ЮМОР, ирония, парадокс.

9 – УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, достоверность.

10 – НЕОЖИДАННОСТЬ, непредсказуемость, удивление.

11 – ПОДРОБНОСТИ, фактура, деталь.

12 – КОНЦОВКА, заключительный аккорд.

Текстовые элементы

Второе прочтение, назовём его детальным, посвящено качеству самого текста. Первым о тексте начинает беспокоиться спеллер. Его поддержка вполне достойна внимания, если помнить, что его рекомендации не всегда надо принимать. Но всё-таки основную работу автору приходится делать самому.

На что надо обратить внимание? Прежде всего, на грамматически ошибочные конструкции. Приведу два примера.

- Рассогласование времён. «Он остановил убегающего мальчика» писать не стоит. Надо «Он остановил убегавшего мальчика».

- Дезертирство деепричастного оборота. Хрестоматийная фраза из «Жалобной книги» Чехова («Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа») пусть удержит вашу шляпу на голове.

Урегулировать пунктуацию отчасти можно с помощью спеллера, отчасти на основе знания своих слабых мест. Я, например, часто забываю ставить запятую в конце деепричастного оборота или придаточного предложения. Поэтому присматриваюсь к этим местам особенно внимательно.

Полезно отследить ненужные нарушения естественного порядка слов. Если вы нарушаете его специально (обычно это называется инверсией) – то на свой страх и риск. Не увлекайтесь слогом магистра Йоды.

Читать фразу легче и приятнее, если вы помогаете словам, находящимся в узаконенных связях, держаться поближе друг к другу. «Читать фразу, если вы помогаете словам, находящимся в узаконенных связях, держаться поближе друг к другу, легче и приятнее» - сказано формально правильно. Но читающему не так уж легко и приятно будет добираться до слов «легче и приятнее».

Самая рутинная, но необходимая работа – избавляться от лишних слов. К лишним словам относятся разные их категории:

- Просто лишние слова. Простейший пример: «К лишним словам относятся разные их категории», где слово «их» лишнее.

- Повтор одинаковых слов. Даже если они в разных фразах, но не слишком далеко друг от друга, лучше одно из них заменить синонимом или синонимическим выражением, стараясь при этом усилить этой заменой нужный оттенок смысла. Некоторые синонимы может подсказать спеллер, но их куда больше в словаре синонимов, это очень полезный инструмент.

- Повтор однотипных слов и конструкций. Они могут создавать ощущение монотонности. Стоит избегать соблазна объявить такие повторы рефреном, если вы не прибегаете к рефрену сознательно, стилистически.

- Избыточный повтор одинаковых союзов (особенно «а» или «и», особенно в начале фразы) или местоимений (особенно «я», «меня» и т.д.). Часто их спокойно можно убрать. А где нельзя – изменить конструкцию.

- Слишком близкие по смыслу эпитеты, особенно относящиеся к одному и тому же слову в одной и той же фразе.

Следить стоит и за излишними повторами образов и мыслей. Они допустимы, только если образ или мысль получают при повторе некоторое развитие.

Слишком длинные фразы затрудняют чтение. Если вы не считаете их неотъемлемым свойством вашего стиля, привыкайте разбивать их на более простые предложения.

Не забудьте отрегулировать абзацы и отбивки. Мы об этом говорили на одном из предыдущих занятий.

Возможности компьютера

Существуют изощрённые редакторские программы, предназначенные для писателей. Я ими не пользовался. Но даже обычный Ворд может во многом помочь с помощью контекстного поиска и замены.

Например, если у вас возникло подозрение, что вы слишком часто употребляете какое-то слово, поищите количество его вхождений по тексту. Не забудьте только, что оно может быть в разных словоформах и задавайте для поиска неизменяемую его основу (например, ищите не «дрова», а «дров»).

Что дальше

Дальше ещё много чего. Теперь, закончив редактирование, можно написанное давать читать. Не забывайте выжать из прочитавшего его мнение и, по возможности, замечания по тексту.

Если у вас возьмут текст для публикации, обязательно выразите желание обсудить с редактором его замечания. Никогда автор не отредактирует свой текст так, чтобы редактор не мог подсказать ему что-то полезное. Однако при работе с редактором важно также оставаться собой и отстаивать те места, о которых вы знаете, что они написаны так, как вы этого хотите. У редактора тоже есть свой вкус, он может отличаться от вашего, не давайте вам его навязать.

Что почитать

Прежде всего рекомендую прочитать книгу Норы Галь «Слово живое и мёртвое».

Яна Парандовский «Алхимия слова».

Вортаха «Стилистика начинающего автора» (это я нашёл в интернете).

Хватит пока, да и этими книгами советую заняться ПОСЛЕ того, как закончите с этим занятием.


Вопросы для ответов – тем, кто постарше

1. Какие из советов по редактированию были для вас чем-то новым? Что вы сами считаете наиболее важным?

2. Какими советами или ссылками на книги, посвящённые работе над текстом, вы хотели бы поделиться с другими участниками студии, да и со мной тоже?

3. Какую паузу между написанием текста и его редактированием вы считаете оптимальной для себя?

4. Как вы оцениваете соотношение времени , которое нужно вам для написания текста, и времени на его редактирование?

5. О чём вы хотели бы услышать на последнем занятии этого года?


ВОЗ

ВОЗ-1. Написать рассказ или сказку (работа вдоль). Выставить этот текст на своей страничке, НЕ РЕДАКТИРУЯ. Пошлите мне его по электронной почте в таком же виде. Постарайтесь сделать это до 12-15 ноября. Отложите текст в сторону, «забудьте» про него на 5-6 дней. Затем отредактируйте его (работа поперёк). Выставьте в новом виде на своей страничке, не удаляя первый вариант, и пошлите мне в новом виде по мейлу.

ВОЗ-2. Напишите свою шпаргалку по редактированию – максимум их десяти пунктов. Можете их прокомментировать (или нет), но сами формулировки пунктов должны быть максимально краткими.

ВОЗ-3. Определения.

Слова для определений: КАВАЛЕРИСТ, КАКТУС, КАЛЕЙДОСКОП.

Добавок тем, кто постарше: КАВЫЧКИ, КАЗИНО, КАЗНА.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →