Пока состав студии на этот год гораздо меньше прошлогоднего. В этом есть свой смысл. В Изюминке-2011 было записано тридцать шесть человек, а в последнем занятии участвовали двенадцать. Может быть, если мы начнём с семнадцати участников, как сейчас, это будет устойчивее?
Пока у меня записаны вот кто (если кого-то упустил, напомните, не обижайтесь):
Как всегда, прошу друг друга любить и жаловать. То есть зафрендить и послеживать за творчеством.
Хочу сказать, что каждый, кто участвовал хотя бы в одном занятии Изюминки за любой год, имеет в этом году привилегию: возможность объявиться на любом занятии, я буду рад каждому. Но мне важен состав тех, кто определённо заявил о своём участии, потому что занятия у меня не абстрактны, а нацелены на сформировавшуюся группу.
Не забудьте, что ответы на занятие я ожидаю до 31 января, а потом переключаюсь на подготовку следующего занятия, чтобы вывесить его 5 февраля.
Плюсики начинаю считать заново. Сейчас арифметика подсчёта такова. 1-3 плюсика за участие в занятии. 1 плюсик за ответ на каждый вопрос из «Вопросов для ответов». Неважно, даны ответы по отдельности или общим текстом, в котором я их найду. От 1 до 5 плюсиков за текст, написанный по ВОЗ (ВОзможному Заданию). По 1 плюсику за каждое принятое определение (отмеченное словом «хорошо»). Условия использования накопленных плюсиков можно найти здесь.
Для новичков (и для тех, кто захочет перечитать это свежими глазами). Принципы работы студии можно найти здесь. На странице, указанной выше (повторю) есть указатель многих важных тем. Прежде всего из них стоит прочитать «Зачем сочинять».
И ещё один призыв: задавайте вопросы! Уточняйте то, что не совсем понятно в занятии или в задании. Высказывайте своё мнение не только в ответах на мои «Вопросы для ответов», а в произвольных комментариях. Чем активнее будет обсуждение, тем интенсивнее будет усвоение, тем больше ракурсов возникнет у текущей темы. Давайте учиться не только у ВК (у которого свои заскоки), но и друг у друга.
Что ж, начинаем:
Занятие 1 (42): Писать для Ребёнка
Почему эта тема выбрана для первого занятия года?
Почему «Ребёнок» с большой буквы?
Почему тема не начинается со слова «как»?
Стоп! Небольшая пауза (точнее, три паузы подряд). Не читайте дальше, пока не попробуете ответить на эти вопросы сами. Тогда сможете сверить свои догадки с моими. Попробовали? Едем дальше...
Предположение, что имеется в виду внутренний Ребёнок, который живёт в каждом человеке, - правильно. Может быть, именно для этого Ребёнка и стоит стараться писать. Ради его чистого и непосредственного взгляда на жизнь. Ради завета «Будьте как дети». Ради того, чтобы этому нашему внутреннему центру пытливости попробовать объяснить, что нарастает вокруг него за жизнь и самим понять, как с этим обходиться.
Тем более верно предположение, что имеются в виду дети как целевая аудитория. Просто когда мы говорим о детях собирательно, мы можем забыть про то, что ребёнок, к которому мы обращаемся, - всегда единственный, конкретный. Большая буква подчёркивает это.
Пытаться объяснить, КАК писать для детей, означало бы учить вас тому, как это ДОЛЖНО делаться или как это делалось РАНЬШЕ. И этим вполне можно помешать каждому из вас найти свой собственный, новый путь к этому делу. Каждый из нас должен быть в какой-то степени первооткрывателем, а не пользоваться прежними находками, которые со временем превращаются в клише.
Поэтому я постараюсь просто высказать свои соображения о той встрече авторского Ребёнка с читательским Ребёнком, которую мы будем стараться обеспечить.
Чуть позже я ещё вернусь к тому, почему с этой темы начинаю занятия.
Главный подход
Писать для детей нужно детской частью своей души. Это позволяет браться даже за самые взрослые проблемы. Осмотрев выбранную проблему со своим внутренним Ребёнком, можно заметить те её стороны, которые особенно важны для него, а значит будут зацеписты и для остальных детей.
Внутренний Ребёнок поможет нам найти понятную интонацию. Интонацию, лишённую фальши. Интонацию, которая сделает историю для детей увлекательной (иначе он первый заскучает).
Получается, что писать для детей надо просто, честно и увлекательно.
Простота вместо сюсюканья
И в жизни и в искусстве лучше общаться с ребёнком на равных. Ребёнок – такая же личность, как и взрослый, только возможностей у него меньше. Можно опробовать написанное на реальных детях, это замечательные учителя.
Уважение к ребёнку выражается не в сюсюканье, а в простоте. Но простота – это не примитивность.
Простота – это стремление избежать грамматических конструкций, затрудняющих восприятие, проверка на слух буквально каждой фразы.
Простота – это стремление избежать слов, которые более свойственны взрослым, чем детям. Тем более тех слов, которые и многим взрослым трудноваты. Конечно, среди детей немало вундеркиндов с удивительным лексическим запасом, но нельзя рассчитывать только на них. Сложное слово или конструкцию можно использовать, но так, чтобы облегчить её восприятие, - обыграть, обсудить, обшутить...
Конечно, простоту не надо доводить до абсурда. Мысль, слово и изображение должны быть не абстрактно просты, а настолько, насколько в этом нуждается ребёнок. Задача внутреннего Ребёнка – подсказать границу.
Говорить на языке детства
Прежде всего это означает – ограничивать пафос. Не надо перебарщивать с высокими материями, даже если очень хочется побыстрее сказать ребёнку о главном. Лучше говорить сдержанно, но проникновенно. Ребёнок может стесняться пафоса, оставаться равнодушным к нему или даже отталкивать пафосные атаки.
В частности, это относится к попыткам донести до детей религиозные ценности или конфессиональные догматы, к живому восприятию которых ребёнок может быть готов лишь в исключительных случаях. Ведь ему не хватает ещё тех переживаний, которые накапливаются у взрослого человека, и тех знаний, которыми он ещё не обладает. Гораздо естественнее пользоваться намёком на Тайну, обладанием которой и мы, взрослые, не можем похвастаться. Или образами, метафорами, возможности которых показывают нам, например, «Хроники Нарнии».
Естественно держаться детской психологии. Даже взрослые персонажи должны быть внутренне созвучны ребёнку. Непосредственность, способность эмоционально реагировать, выражение чувств внешними средствами – всё это знакомо и понятно детям. В эту сторону и стоит развивать свой стиль, всячески ограничивая рефлексию и прочие рассужденческие привычки – тем старательнее, чем меньше возраст ребёнка, на которого мы ориентируемся.
И уж, конечно, не будем забывать почаще использовать шутку. Юмор снимает напряжение, создаёт здоровый тонус восприятия, даже при описании печальных событий (здесь, конечно, надо знать меру). Юмор заряжает ребёнка оптимизмом, повышает его душевный иммунитет.
Текст, облегчающий восприятие
Есть много возможностей располагать ребёнка к живому восприятию текста. Отмечу некоторые, наиболее очевидные, но каждый автор может и должен заботиться об этом по-своему.
Всюду, где уместно, стоит использовать рифмы и игру слов. Всякий элемент словесной игры оживляет написанное и «заводит» детей, помогая впитывать то, что попроще, и воспринимать то, что посложнее.
Использование повторений (с вариациями) ситуаций, реплик и мыслей помогает ребёнку в усвоении происходящего. Не зря дети любят перечитывать книги. Повторения помогают возвращаться к важным вещам и закреплять их восприятие.
Стоит почаще задавать вопросы (от имени автора или персонажа) и отвечать на них. Ведь вопросы – естественная для детей форма общения.
Диалог – ещё одно облегчение для ребёнка. Вспомните Кэррола: «И что это за книга, - подумала Алиса, - в которой нет разговоров и картинок» (цитирую по памяти). И если картинки чаще всего не в нашей власти, то уж о разговорах мы можем позаботиться.
Удивлять и увлекать
Увлекательность нужна всем – и детям, и взрослым. Но дети не так пресыщены, им не обязательны сложные хитросплетения сюжета. Одной из главных движущих сил для них служит удивление, а удивляться они умеют лучше, чем взрослые, которые гордятся своей многоопытной невозмутимостью.
Удивление заинтересовывает ребёнка в сюжете и в общей идее написанного. От «А что будет дальше?» легче перейти к «Почему так произошло». Удивление гораздо благодарнее, например, чем испуг.
У ребёнка и в самом деле больше оснований удивляться, чем у взрослого. Но предмет удивления мы не должны делать пустышкой. Более того, если мы создаём основание для удивления, определённую загадочность, то рано или поздно мы должны обеспечит её и разгадочностью
Возбуждать любопытство, создавать загадку и загадочную атмосферу, но не забывать дать разгадки к загадкам. Иначе ребёнок имеет полное право сказать в адрес автора: «Так нечестно».
Играйте!
Последнее – и, может быть, главное для ребёнка, к которому вы обращаетесь, - это ИГРА. Пусть играют персонажи друг с другом. Пусть играет автор с читателем. Игра – самый естественный язык для ребёнка.
Что такое игра? Отдых или труд? Развлечение или творчество? Можно спросить даже: наука или искусство?.. Ни от одного слова не отказаться. Игра – это отдых, труд, развлечение, творчество, она может стать целой наукой, и уж наверняка это искусство.
Игра – примерочная души.
Литературные возможности игры безграничны. Приведу пример. Кто назовёт учебником замечательную сказку Лагерлёф про путешествие Нильса с дикими гусями? В России она известна в сокращённом виде, а вот в Швеции вышла в двух томах, где увлекательнейшим образом описаны история и география страны.
Играть в тексте авторскому Ребёнку с читательским Ребёнком можно на самых разных уровнях. На уровне сюжета, обеспечивая увлекательность. На уровне персонажей, их имён, характеров и взаимоотношений. На уровне эпизодов. На уровне слов: неологизмы и архаизмы, каламбуры, скороговорки, словесное обыгрывание названий… А сколько ещё игр может изобрести сам автор!..
Вернёмся к началу
Теперь снова вернёмся к тому, почему мы начали с этой темы.
Во-первых, хочется этим обозначить первейшую необходимость для пишущего человека обращаться к своему внутреннему Ребёнку за импульсом к литературному творчеству.
Во-вторых, посмотрите, о каких мы говорили свойствах, необходимых при обращении к детям. Может быть, среди них много такого, что должно быть нашей опорой и при обращении к взрослым?..
И, наконец, поделюсь своим писательским ощущением: дети – самая благодарная аудитория. Для начинающего сочинителя они могут стать благоприятнейшей публикой, позволяющей ему окрепнуть и набраться сил.
Пишите для детей! Для них писали даже такие серьёзные писатели, как Лев Толстой (впрочем, не только Лев) и Фёдор Достоевский, – надо ли перечислять ещё множество имён?..
Вопросы для ответов
1. Пробовали ли вы сочинять для детей, устно или письменно? Если да, что вы извлекли из этого опыта (пусть даже мимолётного)?
2. Какие ещё важные вещи вы добавили бы к упомянутым здесь, применительно к детскому восприятию?
3. Какие книги вы сами любили в детстве (не только по именам авторов, но и по тематике, по стилистике)? Как различались ваши предпочтения для пятилетнего и десятилетнего возрастов?
4. Что вы можете сказать о рассказывательно-книжных интересах и предпочтениях тех детей, с которыми вы знакомы сейчас (помимо общих сетований, что дети или детям мало читают)?
5. Положительно, отрицательно или нейтрально вы относитесь к идее написать что-то для детей (имеется в виду ваше общее отношение, а не та необходимость это сделать, которая будет связана с Возможным Заданием, представленным ниже)?
ВОЗ
ВОЗ-1. Давайте забудем про жанры и правила. Дайте волю своему внутреннему Ребёнку. Напишите небольшой текст, как ему захочется. Никаких ограничений, кроме объёма (не больше странички-двух).
ВОЗ-2. Теперь нацелимся на детей (или одного ребёнка) лет 5-7. Напишите что-нибудь для них. Сказку, рассказик, стишок...
ВОЗ-3. А теперь – у кого хватит сил – вашим адресатам будет 9-10 лет. Может написать что–то заново. Можете переделать предыдущий текст.
Напоминаю, что ВОЗ – это ВОЗМОЖНЫЕ задания. Их можно выполнять, можно не выполнять, хотя, конечно, в ваших интересах пробовать всё.
ВОЗ-4. Определения.
Те, кто не знает про этот жанр, может посмотреть здесь. Он очень полезен для работы с фразой и со словом.
Слова для определений: КАНАЛ, КАНАТ, КАНВА, КАНДИДАТ, КАНОН, КАНЦЕЛЯРИЗМ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →