Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Наблюдательность и отбирательность. Зарисовка - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 2 (43)

Немного о принципах и правилах

Наверное, маловато я написал о тех условиях, которые считаю благоприятными для работы нашей студии. Постараюсь кое-что уточнить.

Даже если бы я хвастал, что научу каждого из вас писать блестяще, не стоило бы принимать это всерьёз. Умение писать относится к таким навыкам, которым нельзя научить. Но можно научиться. Вот для этого я стараюсь создать студийную обстановку – что-то вроде тренажёрного зала для накачивания литературных мышц. ЗА человека никто мускулы ему не накачает.

Поэтому за каждым участником я признаю свободу посещений, степени освоения того или иного занятия, выполнения того или иного ВОЗМОЖНОГО (это важное слово!) задания. Как тренажёрный зал, студия может служить одному для интенсивного развития, а другому для эпизодического поддержания формы. В принципе, можно пользоваться студией, даже не входя в число участников.

Но тому, кто хочет заниматься усиленно, быть участником полезно, потому что он может рассчитывать на мои замечания и на восприятие других участников студии.

Замечания для меня служат не средством критики, а инструментом помощи автору в улучшении текста. Я всегда стараюсь сделать какие-то замечания, направляя их в достаточно конструктивное русло. Поэтому, если кто-то стал писать лучше, это не значит, что ему достанется меньше замечаний. Наоборот, для того, кто пишет лучше, я стараюсь найти побольше замечаний. :)

К сожалению, наиболее эффективно для меня первое прочтение, а к третьему взгляд «замыливается», заметить неточности труднее. Поэтому, начиная с третьего варианта текста, я считаю дальнейшую работу с ним личным делом автора. Напомню, что в писательскую работу входит и поиск тех, кто мог бы прочитать написанное свежим взглядом и выполнить какие-то редакторские функции.

Стоит использовать и такой ресурс, как восприятие других участников студии (вернее, тех, кто решит прочитать ваш текст и отозваться на него). Поэтому мне кажется существенным, чтобы каждый участник включил остальных в число своих френдов и старался, по мере возможностей, читать произведения хотя бы кого-то из них. Тогда можно рассчитывать и на взаимность. Каждый участник – особый для вас читатель, поскольку тоже занят словесной работой, заинтересован в ней.

Я признателен тем, кто помнит, что занятие заканчивается в конце месяца, а не в начале следующего. Несколько дней до начала очередного занятия позволяют мне сосредоточиться на нём. Радуясь энтузиазму некоторых особенно работоспособных участников, я всё-таки призываю оставаться в рамках заданий, а если у вас есть дополнительный текст, прислать мне его по мейлу в счёт заработанных плюсиков. Я вынужден держаться этих правил, чтобы сохранить свой баланс сил.

Самое главное: студия – это лишь побуждение к писательской работе. Задача каждого пишущего в том, чтобы обрести максимальную самостоятельность, научиться самому доводить тексты до чистового вида (и, если надо, искать для этого компетентных читателей), научиться предлагать их для публикации и доводить до книжного вида. Научиться писать и бороться за написанное, находить ему место в жизни. Повторю: студия – лишь тренажёрный зал.

Теперь о составе. За январь он заметно расширился. Очень советую проверить, кого из участников вы не зафрендили и сделать это. Привожу полный список с первыми суммами набранных плюсиков:

aderkachev = 18, nikaromanovna = 13, danviv = 8, gyulnara222 = 6, kseniyburk = 6, lanemru = 18, lisdance = 12, lisdance (A) = 14, ludgikasan = 0, marimiru = 29, nastia_clue = 14, novayadoroga = 0, perrou = 32, princanna = 32, sapiv, savtatyana = 24, sherochka_s = 6, skazki_detkam = 6, sunnycountry = 13, tanigawa_spb_ru = 11, tiputya = 13, turfevna = 12, dzmitrykashlach = 18, voyd_absolute = 14.

Ответы на занятие ожидаю до 29 февраля. Следующее занятие – 5 марта.

А сейчас -

Занятие 2 (43): Наблюдательность и отбирательность. Зарисовка

На этом занятии мы поговорим об одном очень важном качестве писателей и разведчиков – о наблюдательности. Писателя вполне можно сравнить с разведчиком, помогающим человечеству ориентироваться в мире. Но писательская наблюдательность нуждается в гораздо большей глубине и разнообразии, чем разведывательная.

Кроме того, писательская наблюдательность может стать удивительным источником радости и вдохновения, мысли и энергии. Вот почему её нужно всячески развивать.

В НСК («Написать свою книгу») полезно прочитать главки «Дневник: бортовой журнал» и «Записная книжка: фото снаружи и внутри».


Наблюдательность

Развитие в себе навыков наблюдательности – это всё равно что освоение могущественной волшебной палочки, которая превращает любую крупицу вашего времени в писательскую работу. Раздольем для наблюдательности становится любая прогулка, езда в транспорте (если вы не за рулём, тут нужна немного другая наблюдательность), время ожидания где угодно, хоть в очереди, взгляд в окно или просто по сторонам...

Возможны разные способы наблюдения. Вот только некоторые из них:

- Вглядывание в подробности того, что вы видите. А каждая подробность состоит из ещё более мелких подробностей.

- Разглядывание того, что вы видите, в разных ракурсах. Даже если вы смотрите на единственный предмет (например, на камень), не забывайте, что можно взглянуть на него по-разному и направлений взгляда – бесконечное количество.

- Созерцание узоров, которых много вокруг нас: узор ветвей или домов, узор окружающих вещей или прохожих на улице, узор пейзажа или беседы... Всего не перечислить.

- Движение. Можно переключить внимание со статики на динамику, с неподвижности окружения на его изменение по ходу его или нашего движения. Тогда те узоры, у которых шла речь в предыдущем пункте начинают взаимодействовать друг с другом.

- Додумывание, когда наше воображение строит версии причин того, что мы видим.

- Осюжетивание, когда мы изобретаем возможную цепочку событий, приводящую к тому звену (предмету или явлению), которое привлекло наше внимание.

- Фантазирование, когда мы даём свободу самым сказочным, самым фантастическим интерпретациям увиденного. Так из наблюдения за реальностью рождаются сказки и другие выдумки... или предвосхищения.

Речь пока шла лишь о наблюдательности по отношению к внешнему, окружающему миру. Но ведь в нашем распоряжении есть ещё и внутренний мир. Способов наблюдения за ним не меньше, ведь каждый из перечисленных способов нетрудно обратить и внутрь.


Обострение наблюдательности

Если вас не устраивает ваша стихийная наблюдательность, можно подумать о способах её развития и обострения. Попробую и здесь предложить начальный перечень, к которым каждый может добавлять свои, персонально ориентированные пункты:

- Остранение. Это один из самых эффективных путей взглянуть по-новому на то, к чему мы привыкли. Достаточно представить, что вы – иностранец, с другой стороны земного шара, попавший сюда, туда, где вы находитесь, и ошеломлённый странностью всего окружающего. Если недостаточно этого, представьте, что вы инопланетянин, и ваше удивление тем, с чем встречается взгляд, многократно умножится. Ни в коем случае не вставляйте букву «т» после «о» в слово «остранение», чтобы не потерять интерес к окружающему.

- Целевая установка. Если вы поставили перед собой задачу составить представление о таком-то объекте или явлении, она сосредоточит ваше внимание на его подробностях, как хорошо настроенный бинокль.

- Поиски ракурса. Представьте, что вы кинооператор или фотограф, которому надо найти такой взгляд на предмет, чтобы выявить в нём самое существенное, самое характерное. Тогда вы будете пробовать взглянуть на него с разных сторон, в разном освещении, на том или другом фоне... В общем, работайте.

- Исследование. Да, не только учёные могут предаваться такому занятию. И писательские художественные открытия могут привести к не менее значительным результатам, чем научный подход. Особенно интересным оказывается психологическое исследование. Простейший пример: попробуйте представить себе, чем занимается в жизни пассажир, который сидит напротив вас, какова его биография, каким он был в детстве и в отрочестве, каким он станет в глубокой старости... Вы можете сойти на своей остановке (если не пропустите её) с готовым рассказом в голове.

- Осмысление. Подумайте, каково место предмета вашего наблюдения, со всеми его подробностями, в картине мира, масштаб которой можно выбрать по вашему вкусу и в соответствии с самим предметом. Хотя это соответствие может быть и неожиданным, как в рассказе Бредбери «И грянул гром...», по которому поставили фильм «Эффект бабочки».

- Примеривание. Если вы обдумываете какой-то сюжет, постарайтесь представить, какую роль могла бы играть в нём та подробность или то жизненное обстоятельство, на которые устремилось ваше внимание. Чем труднее такое представить, тем эффектнее может оказаться эта роль.


Запись

Одним из пунктов, который стоило бы добавить к предыдущему перечню, может стать нечто, что я для важности назову «инструментальной готовностью». По крайней мере, на своём опыте я точно знаю, что возможность тут же написать то наблюдение, которое сформировалось у меня в голове, очень благоприятствует движению мысли. Поэтому я всегда стараюсь иметь под рукой блокнот или просто листочек бумаги, а также карандаш или ручку. Слишком часто у меня пропадали интересные (по-видимому) наблюдения, которые я не донёс до возможности их зафиксировать.

Какими способами можно передать своё наблюдение в короткой записи?

– Прежде всего – через прямое описание. Стараясь быть лаконичным, «запротоколировать» то, что больше всего поразило в происходящем. Но это не единственный вариант.

– Можно увидеть в эпизоде или в предмете метафору, образ, и тогда важно записать именно это восприятие.

– Интересно выделить детали, которые привлекли внимание, хотя бы одну или две.

– Можно включить в запись осмысление того, с чем столкнулся. То, что нам пришло в голову сейчас, не обязательно удастся вспомнить спустя некоторое время. Утратится новизна, да и сам человек незаметно меняется.

– Ещё более неповторимы мимолётные эмоции по поводу увиденного. Иногда именно переживание и является главным героем наблюдения. То есть отражение внешнего мира во внутреннем.

– Если в голову придёт даже самый условный контур сюжета, в который может вырасти наблюдение, надо записать и это.

– Если в реальном человеке мелькнул образ будущего персонажа, пусть он тоже сохранится на бумаге.

– Может быть, увиденное – всего лишь мазок в общей картине? В какой?..

– А как перевести происходящее на язык своего мировосприятия? Может быть, именно в этом переводе на свой язык запись будет наиболее точна и выразительна?

– Можно сразу, при записи, придать наблюдению ту стилистическую окраску, которая больше всего ему подходит. Юмористическую, лирическую, драматическую…


Отбирательность

Наблюдательность – это, прежде всего, запасливость подробностями, догадками и открытиями. С литературной точки зрения, это что-то вроде заготовок на будущее. Но просто копить записи на клочках бумаги или даже в солидных блокнотах – этого не достаточно.

Во-первых, обязательно стоит как можно быстрее вводить их в компьютер. Это побуждает и к первичному редактированию записанного, пусть даже минимальному, и к отбору того, что наиболее актуально на сегодняшний день. Не только в том смысле, что это может пригодиться для того, о чём вы сейчас пишете, но и в смысле работы на перспективу.

Обратим внимание сначала на то, что работает на сюжет, на образ или на характеристику персонажа, с которыми вы имеете дело сейчас.

Особое внимание – на выразительность детали. Ведь случается, что какая-то подробность уже сама готова превратиться в образ. Хорошо, если образ годится для текущей работы. Если нет – из него может прорасти что-то совершенно новое. Запасём его на будущее.

Запись может стать частью какой-то композиционной мозаики, которую вы начали складывать раньше, но отложили. Присмотритесь, куда она просится.

Но в любом случае сохраняйте записанное, будь запасливы. Наблюдательность не должна пропадать понапрасну. Пусть каждая ваша запись-заготовка превратится в продукт, приятный сам по себе и полезный на писательской кухне.


Зарисовка-набросок и зарисовка-жанр

Давайте назовём КАЖДУЮ вашу сохранённую запись зарисовкой, как это принято у художников. И заодно обратим внимание, что у них, у художников, зарисовка может быть черновым наброском, а может быть самостоятельным жанром.

Так и у пишущих людей зарисовка может быть черновой заготовкой или стать конечным результатом. Но это не значит, что «черновая заготовка» должна быть нелепой или косноязычной. Стоит немного с ней повозиться, чтобы вы сами были удовлетворены записью. Не будем забывать, что всё, что мы пишем, оказывает влияние на формирование нашего стиля, нашего способа выражения не только сейчас, но и в будущем.

Если вы не читали произведений в жанре «дневники и записные книжки» почитайте – в первую очередь тех авторов, которых вы знаете и любите. Но не забывайте, что это не предмет для подражания. Вы пишете СВОИ записи, в основе которых лежит СВОЯ наблюдательность и СВОЁ восприятие.

Кстати, в наше время жанр зарисовки ближе всего к представлению о записи в блог. Этим можно пользоваться в обе стороны. В одну: помещать в блог то, что всё равно надо ввести в компьютер и сохранить как заготовку (а заодно и улучшить изложение). В другую: то, что вы пишете в блог, считать важным элементом своей писательской работы – наблюдательной и отбирательной.

Другой жанр, к которому близок жанр зарисовки, - это эссе. Даже не знаю, какой из них считать более свободным. Наверное, для кого как. Может быть, эссе более сосредоточено на осмыслении, а зарисовка – на изображении, на результате наблюдения. Но это нюансы.


Вопросы для ответов

1. Являетесь ли вы наблюдательным человеком? Какие из перечисленных способов наблюдения вам более свойственны? Или из не перечисленных?

2. Считаете ли вы наблюдательность органическим (врождённым) свойством человека или качеством, которое можно успешно развивать?

3. Какими из приёмов обострения наблюдательности вам случалось пользоваться? Сознательно или интуитивно?

4. Полагаетесь ли вы на память, когда замечаете что-то интересное, когда в голову приходит мысль, или стараетесь это побыстрее записать? Или просто позволяете потоку проходить сквозь вас?

5. Бывают ли у вас записи, которые невозможно отнести ни к какому другому жанру, кроме зарисовки?


ВОЗ

ВОЗ-1. Напишите (запишите) зарисовку, относящуюся к одному из нескольких дней ПОСЛЕ этого занятия.

ВОЗ-2. Попробуйте сделать из зарисовки, представленной в ВОЗ-1, произведение другого жанра.

ВОЗ-3. Слова для определений: КАПЕЛЬ, КАРА, КАРИАТИДА, КАСТАНЬЕТЫ, КАТАЛИЗАТОР, КАТЕГОРИЧНОСТЬ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 291 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →