Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Между реальностью и выдумкой - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 3 (44)

Общения прибавилось

Во-первых, первые два занятия прошли насыщенно. Конечно, каждый в них участвовал в меру своих возможностей и своего энтузиазма. Но все, мне кажется, занимались со вкусом, а это самое важное.

Что особенно приятно, что активнее стало общение участников друг с другом. Это стоит усилий – зацепиться друг за друга, потому что у всех студийцев интересы разные, но ориентированы в общем направлении. А это не так часто бывает. Поэтому читайте друг друга, хвалите – особенно тех, кого я не дохвалил. А главное – подбрасывайте конструктивные замечания и не воспринимайте их как досадную критику: принимать или нет – дело автора. По-моему, каждому полезно найти среди студийцев особо созвучных ему людей, чтобы помогать друг другу сторонним взглядом улучшать тексты.

В связи с этим обратите внимание на ВОЗ-1.

Состав студии в феврале ещё увеличился, но это уже на пределе моих возможностей, так что вряд ли процесс будет продолжаться. Зафрендите новичков! А новички зафрендите остальных! Если я кого-то не успел присоединить к друзьям, просигнальте мне, это не злой умысел. Привожу список с учётом новых участников и без учёта тех, у кого сумма плюсиков не изменилась (что означает неучастие в прошлом занятии):

aderkachev = 52, anna_vorona = 29, nikaromanovna = 37, coeurdieulion = 0, klina = 11, kseniyburk = 15, lanemru = 37, lisdance = 20, marimiru = 54, myster_ee = 17, nastia_clue = 26, obi_van_ki_ro = 6, perrou = 59, sapiv = 46, savtatyana = 50, skazki_detkam = 30, sunnycountry = 30, svetlankadea = 24, tanigawa_spb_ru = 29, tiputya = 21, turfevna = 25, dzmitrykashlach = 31, voyd_absolute = 35.

Присоединились: anna_vorona, coeurdieulion, klina, myster_ee, obi_van_ki_ro, svetlankadea.

Ответы на занятие ожидаю до 31 марта, но советую не доводить до этого срока, чтобы успеть обсудить написанное. Ответы на ВОЗ-1 желательно мне получить до 20 марта. Следующее занятие – примерно 5 апреля.



Занятие 3 (44): Между реальностью и выдумкой

Мы можем делить написанное на прозу и поэзию или на реализм и фантастику, но прежде всего этого существует письменная речь сама по себе. Речь, создающая сказание, прозаическое или поэтическое, реалистическое или фантастическое (можно добавить и другие эпитеты).

Граница между реальностью и выдумкой не так очевидна, как может показаться. Мы никогда не сможем отразить реальность с абсолютной точностью. Стоит нам об одном написать, а о другом промолчать – и это всего лишь наше изображение, ответвлённое от исходной реальности. А в то же время совершенно выдуманная история, сказка, которой в реальности вроде и места нет, вдруг окажется для читателя источником такого глубинного смысла, которое не найти ни в каком реалистичном повествовании.

В чём же тут дело?..

Реальность-минус и реальность-плюс

На прошлом занятии мы говорили о зарисовке как о способе сосредоточить своё внимание на каком-то эпизоде, человеке или явлении и зафиксировать впечатление в небольшой словесной форме. При этом мы словно высвечиваем лучом фонарика то, что станет материалом для зарисовки, оставляя в стороне, в затенении огромное количество подробностей той реальной обстановки, в которой наблюдаем происходящее.

То есть, делая зарисовку, мы неминуемо переходим от реальности в широком смысле слова к «реальности-минус», от которой остаётся лишь выбранное нами для зарисовки.

Интересно проследить, что же происходит потом, когда мы пишем рассказ (сказку, эссе или пьесу), исходя из сделанной зарисовки. Мы что-то додумываем, мы призываем на помощь воображение или фантазию (сейчас уточним различие между ними), то есть переходим к «реальности-плюс», которая и становится нашим литературным произведением. Кстати, гораздо более насыщенным и интересным, чем начальная зарисовка. В чём состоит особенность этого «плюса», который мы добавляем вместо, казалось бы, множества отброшенных реальных подробностей, надо постараться понять.

Воображение и фантазия

Чем отличается воображение от фантазии? В обыденном словоупотреблении почти ничем, но нам, работая со словом, нужно быть к нему внимательными.

Прежде всего, воображение отличается от фантазии возможностью существования воображаемого. По крайней мере, возможностью существования в общем мире, где живут автор и читатель. Воображение – это странствия по бесконечной реальности, с которой мы можем быть знакомы лишь очень частично («ибо нельзя объять необъятного», добавил бы Козьма Прутков). Воображение – это наши странствия по бесконечной реальности.

Фантазия – это уже приключения в бесконечности вымысла. Фантазируя, мы не скованы заботой о том, может ли существовать предмет нашей фантазии. Часто можно даже быть уверенным, что он не существует и не может существовать (во всяком случае, пока нашу фантазию не взялись экранизировать).

Воображение тоже может заходить достаточно далеко. Оно может оказаться своего рода пограничной территорией между реальностью и фантазией. С точки зрения литературного мастерства, заметим, что фантазия более сюжетна, а воображение более фактурно, но это уже технические подробности.

Но главное заключается в том что и самое смелое воображение, и самая невероятная фантазия... реальны. Реальны своим смыслом, который наделяет их автор, ради которых и стоит уметь пользоваться этими инструментами.

Уровни смысла

Смыслом полна реальность, среди которой мы живём, – даже когда она может показаться абсурдной. Более того, существуют разные уровни, этажи смысла, начиная с самых простейших, воспринимаемых живым существом инстинктивно, до высочайших, доступных великим мудрецам и святым. И всегда имеется возможность перехода с того уровня, который ты освоил, на следующий уровень осмысления жизни или интересующего тебя явления.

Эти уровни осмысления и лесенки перехода между ними незаметно присутствуют в каждом литературном произведении (да и в каждом художественном произведении вообще), как присутствуют они и в достижениях рациональной деятельности – в научных теориях или математических доказательствах. Только рациональное осмысление действительности опирается на логику, а художественно – на образные, метафорические подходы.

Поэтому, создавая в письменной речи реальность-плюс, дополняя наблюдения своим воображением и фантазией, мы осваиваем новые уровни смысла и вовлекаем в этот процесс тех, кто нас читает.

Достоверность изображения

То, о чём мы пишем, должно быть достоверным и если это реалистическое изображение, и если это откровенный вымысел. Наше описание должно быть не столько правдоподобным, максимально похожим на правду, сколько именно достоверным, достойным веры – и это произойдёт, если оно несёт в себе энергию смысла. Правдоподобны ли у Андерсена мошенники, ткущие новое платье короля? По-моему, не очень. Но насколько достоверна эта неправдоподобная сказка, создавшая удивительно точную метафору, увенчанную репликой ребёнка про голого короля!.. К скольким реальным жизненным ситуациям она подходит...

Достоверным, разумеется, может быть и совершенно реалистичный рассказ. Но не за счёт того, что будут педантично воспроизведены все крупные и мелкие детали действительности, а за счёт отбора нужных деталей, которые не только создадут выразительное изображение, но и наполнят его смыслом.

Особый эффект даёт соединение реализма с вымыслом. А воображению просто необходимо пользоваться реалистическим изображением, чтобы достичь убедительности.

Приёмы воображения

Немного скажу об основных приёмах, которые помогают использовать силу воображения.

На прошлом занятии говорилось об остранении. Именно оно позволяет переключить восприятие с непосредственного созерцания на воображение. Этот же переключатель можно использовать в произведении.

Несколько другим подходом является примеривание, когда мы воображаем себя на месте другого человека или внутри ситуацию, которую в реальности наблюдаем со стороны.

Ещё один приём можно назвать экстраполяцией - когда мы «достраиваем» происходящее реально до определённых возможностей, связанных с течением времени или с возникновением особых условий. Экстраполяцией любит заниматься научная фантастика.

Приёмы фантазии

Волшебные палочки фантазии, с помощью которых можно творить чудеса, тоже довольно просты. У каждой из них два конца, и, соответственно, два направления действия.

Одна из палочек увеличивает или уменьшает. Прикоснитесь увеличительным концом к обычному торту – и... читайте сказку Джанни Родари «Торт в небе». Прикоснитесь уменьшительным концом к мальчику с девочкой – и... читайте «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри. Впрочем, сюжетов, созданных этой палочкой полно. «Путешествие Нильса» Сельмы Лагерлёф один из них. Да я и сам ходил в гости в норку к червячку Игнатию с помощью этого приёма.

Другая палочка превращает живое в неживое или (другой конец) неживое в живое. Примеры ищите сами, и лучше всего – сочиняйте их сами.

Третья палочка подвижное делает неподвижным и наоборот.

Четвёртая палочка обеспечивает перемещение в пространстве (один конец) или во времени (другой).

Пятая палочка делает обычные свойства гораздо слабее или гораздо сильнее.

Шестая палочка наделяет обычное волшебными качествами. Другой её конец, напротив, гасит необычность до полнейшей заурядности.

Не будем также забывать про всевозможных посредников фантазии (существа и предметы).

Наконец, самый общий характер носит «великое если». Придумай самое замысловатое «если», посмотри, как на него отреагирует весь мир или часть его, а потом пиши о том, что произошло в результате.

Вопросы для ответов

1. Что вам ближе – реалистический подход, работа воображения или активность фантазии? Считаете ли вы, что выбранный вами подход может быть изолирован от двух других?

2. Может ли быть выдуманный литературный персонаж реальнее живого человека? За счёт чего?

3. Как реальность и выдумка соединяются в жанре, который называется притчей?

4. Нужны ли особые усилия, чтобы сделать достоверным реалистическое описание? Какие?

5. Какие приёмы воображения и фантазии вам близки?

ВОЗ

ВОЗ-1. Это задание необычное, но очень важное. Напишите своё краткое резюме (не больше 200 слов), чтобы представиться другим участникам студии. Вашим правом остаётся указывать или не указывать своё настоящее имя (начинайте с ника в ЖЖ, но я считаю, что лучше знать имена друг друга), возраст и т.д. Хорошо бы написать, где вы живёте и чем занимаетесь, какие у вас увлечения и предпочтения. Но это не анкета, напишите вкусно. Этот текст НЕ НАДО ВЫСТАВЛЯТЬ в ЖЖ! Пришлите мне его по почте. Когда я соберу большую часть резюме, я вышлю их сводку каждому, кто прислал свою «визитку». Желательно это задание сделать в первую очередь, до 15 марта.

ВОЗ-2. Напишите небольшой рассказ и переделайте его в сказку минимальными средствами. Важно, чтобы в первом тексте всё могло бы происходить реально, а во втором – нет. Постарайтесь при этом усилить смысл первого текста. Выставить оба текста нужно вместе, парой.

ВОЗ-3. Слова для определений: КАТОК (ледовый), КЕНГУРУ, КИНЕМАТОГРАФ, КИСЛОРОД, КИТ, КЛИП.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…