Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Эссе. Слово и личность - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 5 (46)

Идём крейсерским ходом

К коллекции самопредставлений участников студии добавились два новых текста, так что буду высылать обновлённую сводку. Кто не получит – сигнальте!

Прошлое занятие состоялось, мне кажется, весьма успешно. Хотя, конечно, продолжается и некоторый естественный отсев.

Напоминаю предполагаемый режим летней работы студии. В начале июня (может быть, даже не 5-го числа, а 1-го) будет выставлено первое летнее занятие (№ 6). Времени на него будет больше – до 10-го июля. Отвечать на это занятие в июне я буду неровно и не гарантированно, поскольку уезжаю в село Давыдово Ярославской области, вести студию «У храма». Но, вернувшись, займусь Изюминкой активно. До 20-го июля будет выставлено занятие № 7. А занятие № 8 намечено на 5 сентября, дальше всё обычно.

Суммы плюсиков (у кого изменились):

aderkachev = 97, anna_vorona = 66, nikaromanovna = 82, coeurdieulion = 57, danviv = 27, klina = 37, lanemru = 84, myster_ee = 48, perrou = 113, sapiv = 76, savtatyana = 97, skazki_detkam = 74, sunnycountry = 60, svetlankadea = 101, tanigawa_spb_ru = 47, turfevna = 70, dzmitrykashlach = 84, voyd_absolute = 79.

Хочу поздравить sunnycountry с замечательной публикацией её рассказа «Кудрявый король купил королеве» («Мама в большом городе», Новосибирск, апрель 2012, Стр.14-16). Что особенно приятно, ей помогла с этой публикацией другая участница студии, которую указывать не буду, чтобы не было соблазна выстраиваться к ней в очередь. :)

Представляю также нового участника студии new_zombie, который попробует вскочить в поезд Изюминки-2012 на полном ходу. Помогайте ему.



Занятие 5 (46): Эссе. Слово и личность

В НСК (главка «Эссе: самый свободный жанр») можно прочитать небольшую апологию жанру эссе и той свободе, которую он открывает перед автором. Но здесь, на занятии, мне хочется привлечь ваше внимание ещё к одному глубинному качеству этого жанра, которое в нём ощутимо больше, чем в беллетристике или в стихах, хотя оно свойственно любой письменной речи. Это – созревание личности.

Чтобы не углубляться в рассуждения, сформулирую это кратко: когда мы пишем любой текст, он вместе с тем пишет нас. Но особенно эта работа по собиранию личности проявляется в эссе.

Кое-что из «Написать свою книгу»

Эссе – самая доступная форма прозы для пишущего человека – и для начинающего, и для опытного. Французское слово «эссе» означает «проба, опыт, попытка», и само это название располагает к свободному испытанию своих словесных способностей.

Вот три главных правила для эссе:

1. Писать о том, что тебе интересно.
2. Писать то, что думаешь или ощущаешь.
3. Писать так, как хочется.

Эссе – это возможность для любого человека написать что-то очень важное. В то же время оно не закрепощает условностями формы. Эссе – это попытка. Я просто пытаюсь сказать о чём-то. Записать свои мысли и переживания. Или то, что подсказало воображение. Это попытка, которая никогда не окажется неудачной, если написанное будет действительно тем, что я думаю и чувствую.

Главное здесь – ощутить вкус своей свободы, полёт мысли и воображения, радость вольного выбора направления.

Эссе имеет право состоять из одной фразы или вырасти в большую книгу. Размер нужен такой, чтобы суметь высказаться.

Сила и беззащитность свободы

Сила свободы в том, что она высвечивает главное в тебе. Ведь ради этого эссе и пишется, зачем иначе? Сам выбор темы – это ты. Интонация, с которой ты берёшься за свою попытку, - это ты. То, с чего ты начал эссе, и то, на чём его закончил, - это отрезок твоего пути не только по тексту, но и по жизни.

Вместе с тем в эссе ты наиболее беззащитен. Никакая форма, никакой канон здесь не действуют. Здесь можно лишь быть самим собой. Но зато это можно осуществить свободно, без оглядки на других.

Впрочем, можно и в эссе организовать некоторые укрытия от себя самого, от своей сущности. Можно прятаться в эрудицию, в клише мысли и речи, в пустоватое «бла-бла-бла» и в другие защитные сооружения. Но стоит ли этим заниматься, если предпринимаешь попытку быть самим собой?..

Отчасти поэтому не привожу никаких примеров. Будьте первооткрывателями в каждом своём эссе!

Но всё-таки не могу не назвать хотя бы некоторых известных эссеистов.

Паскаль, Мишель Монтень (считающийся родоначальником жанра), Фрэнсис Бэкон, Карлейль, Эмерсон, Торо, Ницше, Бернард Шоу, Честертон, Томас Манн, Сартр, Чеслав Милош. У нас: Достоевский, Розанов, Эренбург, Олеша, Шкловский, Паустовский, Пришвин... В первую очередь, я предложил бы познакомиться с эссе Честертона.

Снова ИдИнИз

А что если снова взглянуть на принцип ИдИнИз, о котором шла речь применительно к сказке-крошке в предыдущем занятии? Напомню: это три элемента, на основе которых может состояться эссе.

Первый - Идея (Ид) – О ЧЁМ ты хочешь сказать в эссе. Или, иначе: о чём ТЫ хочешь сказать в эссе. Для эссе не так важна тема (лишь бы она задевала автора за живое), как именно авторский взгляд на неё, ракурс, в котором эта тема видна автору.

Второй элемент – Интонация (Ин). КАК ты будешь об этом рассказывать.

Третий элемент – Изображение (Из). ЧТО УВИДИТ читатель, какая картинка, какой образ запомнится ему от нашей сказочки. Может показаться, что для эссе образ играет не такую значительную роль, как для сказки или рассказа. Однако напомню пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Может быть, фольклорный смысл в ней другой, но она вполне приложима ко всему литературному творчеству, помогая нам помнить о его метафорической стороне.

Возможные виды эссе (из «Написать свою книгу»)

Какими бывают эссе? Попробуем обрисовать характер некоторых его разновидностей. Не для того, чтобы разложить по полочкам все варианты – их слишком много, и они зависят прежде всего от побуждений автора. Но чтобы пунктиром обозначить разнообразие, а вместе с тем и своеобразие жанра.

Эссе-размышление. Саму мысль нельзя записать. Другое дело – дать ей, развиваясь, вписаться в слова. Результатом такого взаимодействия мысли и слов становится эссе-размышление. Оно не нуждается в сюжете, но нуждается в стиле, в выразительной фразе, в образе.

Эссе-зарисовка. Это картинка, а значит, прежде всего образ или череда образов. Внешние образы углубляются, уходят внутрь. Метафоры внутренних переживаний стремятся к материализации. Лучшее, что можно сделать в таком эссе, – соединить изображение с метафорой, превратить картинку в символ переживания или переживание в смысл картинки.

Эссе-рассказ. Здесь используется сюжет, но не он становится каркасом произведения, а связанное с ним осмысление, личное переживание. Поэтому центральным участником оказывается чаще всего автор, а основой повествования – то, как он воспринял описанный здесь случай.

Эссе-свидетельство. В нём тоже может быть своя фабула. Впрочем, она обычно уходит в тень, уступая главное место смыслу – той истине, которую судьба приоткрывает автору. Это не история О чём-нибудь, а история РАДИ какого-то понимания.

Эссе-провокация. Игра с читателем, задача которой – растормошить его, побудить к самостоятельному обдумыванию и переживанию проблемы. Автор идёт к своим выводам, но не доходит до них, уступая дорогу читателю (и даже не знает иногда, в какую сторону тот сделает последний шаг).

Эссе-этюд. Развитие темы, сосредоточенной в себе. Темы с вариациями, с разнообразием подходов. Темы-ключа, которая открывает дверь в иное пространство, но остаётся у порога. Нам важно найти, обозначить возможный путь для последующих путешествий.

Эссе-медитация. Самый непредсказуемый для автора вид эссе. Входишь в созерцание интересного тебе явления – а дальше следуешь этому созерцанию, фиксируя его словами. Откуда знать, к чему оно приведёт?

Эссе-очерк. Здесь важную роль играет использование фактуры, детализации внешних обстоятельств. Из фактических подробностей можно сплести замысловатый узор, переходящий в картину понимания, интерпретации описанного.

Эссе-исследование. Звучит фундаментально, но это не призыв к научному анализу, а возвращение к исходному значению слова «исследование». Присмотреться к явлению, исходя из оставленных им следов. Многое невозможно рассмотреть в упор, зачастую оно невидимо и неуловимо. Написать о неизвестном по намёкам, о таинственном – по приметам, о чудесном – по вере. Эссе как раз подходит для этого.

Эссе-прогноз. Заглянуть в будущее – или, может быть, оттуда глянуть на сегодняшний день. Разумеется, я имею в виду не научный прогноз. Предположение, предостережение, надежда… Может быть, даже пророчество, если автор окажется готов к такой духовной нагрузке…

Эссе-расширение. Взяв в качестве отправного пункта определённую фразу, можно расширить её, рассмотреть со всех сторон содержащуюся в ней мысль (или даже многообразие мыслей). С точки зрения перетекания жанров друг в друга интересно написать эссе, исходя из афоризма-определения.

Для себя или для читателя? (из «Написать свою книгу»)

Два оттенка перевода с французского слова «эссе» – «попытка» и «опыт» – символично отражают две возможные тональности жанра. Эссе как попытка акцентирует предварительность трактовки темы, пробный подход. Эссе как опыт подчёркивает сосредоточенность на пережитом лично, на свидетельстве о своём.

Но и в том и в другом случае эссе – очень личностный жанр. Это собственное месторождение мыслей. Собственное – и вместе с тем предлагаемое читателю. Прямое послание ему. Открытость и в каком-то смысле незащищённость автора являются прямым следствием этих жанровых свойств.

Эссе недостаточно ценится читающим обществом. Как правило, внимание к нему проявляют тогда, когда работает магия известного писательского имени. Однако для самого автора, для становления творческой личности это крайне важный жанр.

Что же касается читателя, про него нельзя забывать. Писать только для самого себя – это принижает служение Слову. Письменная речь, как и устная, обращена к другим людям. А если мы рассчитываем на внимание другого, стоит учиться привлекать это внимание, удерживать и оправдывать его. Учиться размышлять и воображать письменно. Учиться образной речи. Учиться оживлять каждую фразу своим интересом, передавать его читателю. Учиться быть искренним, знающим, чувствующим вкус слова. Учиться искусству свободного полёта.

О чём полезно не забывать в эссе

- О том, что мышление имеет два крыла: рациональное и метафорическое. И не забывать пользоваться ими обоими.

- О том, что мир наполнен Тайной, в которой наше знание выглядит лишь небольшим островком. И не притворяться всезнайкой, это сразу отделяет от читателя. Лучше идти к пониманию вместе.

- Не всё надо разжёвывать. Усваивать – работа читателя. Но приготовить и накрыть на стол – авторское дело.

- Скорее всего, не ты первый пишешь на ту тему, которую выбрал, какова бы она ни была. Поэтому или взгляни на неё по-новому, или сошлись на старое. Но после того, как сошлёшься, всё-таки взгляни по-новому.

- У каждого явления бесконечное количество ракурсов. Все не покажешь. Выбирай самое главное или самое особенное.

- Эссе – законченное литературное произведение, так что соблюдай вежливость. Поздоровайся с читателем зацепкой (привлекающей его внимание). Попрощайся с ним концовкой (неожиданным дополнением к завершению).

- Своим эссе ты помогаешь читателю (а сначала самому себе) увязать друг с другом какие-то вещи. Не обязательно логически. Увязать можно и собой. Своим удивлением. Своим переживанием. Своим отношением.

Вопросы для ответов

1. Писали ли вы когда-нибудь эссе?

2. Какие темы, по-вашему, наиболее пригодны для жанра эссе? Точнее, каков круг тем, для которых вы сами выбрали бы именно этот жанр?

3. Читали ли вы какие-то эссе? Кто из авторов вам запомнился?

4. Может ли быть эссе-сказка? Почему да или почему нет?

5. Если бы вы располагали литературные жанры по значимости, на каком бы примерно месте оказалось у вас эссе?

ВОЗ

ВОЗ-1. Наверняка вы уже догадались, что это задание предлагает вам написать эссе, но подробности уточню. Объём не больше страницы (1800 знаков с пробелами). Тема, которую вы считаете очень важной для себя.

ВОЗ-2. Это трёхэтапное задание. 1) Выбираете слово (неологизм не надо), которое считаете глубоким и обозначающим особенно интересующее вас явление. 2) Придумываете от 3 до 5 афоризмов-определений для этого слова (можете включить их в список ВОЗ-3, чтобы предварительно обсудить). 3) Пишете небольшое эссе (до 1000 знаков), использующее все придуманные определения и показывающее тем самым многогранность выбранного явления..

ВОЗ-3. Слова для определений (не связанные с ВОЗ-2): КОЗНИ, КОКЕТКА, КОЛБАСА, КОЛЕЯ, КОЛЛЕГА.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 190 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →