Бысокамолуч
Пятерной узел
Что такое увязывание
Крылатое мышление
По-прежнему буду благодарен каждому, кто выскажет своё мнение об этом тексте. Чем конкретнее, тем лучше.
Новое эссе называется
Уважение к Тайне
С какой буквы писать слово ТАЙНА?
Как свойственно языку, слово с Т большим показывает наше уважение к Тайне.
Слово с Т малым – всего лишь игра в «знаешь – не знаешь». Или в секретики и в секреты. Кто не помнит, подскажу: «секретик» - такая детская игра. А секрет – взрослая.
Секрет, тайна с малой буквы, подразумевает возможность исчерпывающей разгадки, которую можно достичь рано или поздно. Так же, как разыскать закопанный где-то неподалёку детский «секретик».
Но Тайна с большой буквы – это всегда лишь возможность некоторого вхождения, за которым подразумеваются новые и новые глубины.
Тайна с большой буквы говорит о нашем отношении к Мирозданию. Устраивает ли Бог тут и там «секретики» - или наполняет всё и повсюду неисчерпаемым смыслом?
Тайна с большой буквы – это знак неисчерпаемости.
Областью Тайны можно назвать всё то, что не относится к сфере человеческого знания и понимания. Границы этой области нам неизвестны. Можно думать, что они вообще отсутствуют – по крайней мере, для нас.
Даже если говорить не о знании человека, а о знании человечества, включая всех живших когда-либо людей, всё равно окажется, что это лишь всего лишь остров посреди безграничного океана Тайны. Поэтому слово «океан» подходит гораздо лучше, чем слово «область». А остров знания вернее считать архипелагом, потому что области наших представлений о мире нередко оторваны друг от друга.
Область Тайны важна для человека не меньше, чем область знания. Наверное, даже больше. Вот почему необходимо признавать её основополагающее существование, относиться к ней с уважением и вниманием. Тем более что она не просто находится вокруг области знания, а пронизывает её всю, встречая нас на всех пределах того, что мы считаем известным и понятным.
Действительно, безграничность Тайны мы ощутим тогда, когда приблизимся к верхним пределам космического мироустройства и обнаружим, что за ними простирается уже совсем неизвестно что. Обнаружим побережье Тайны мы и когда подойдём к нижним пределам микромира. Но ведь даже в самом среднем диапазоне, вполне созвучном человеку, любая проблема уводит в Тайну – будь то жизнь муравейника или узоры человеческой психики. Это и есть пронизывающее свойство Тайны. Оно подсказывает нам, что она неизбежно присутствует в нашей жизни всегда, а не только когда мы стремимся к границам познания с надеждой продвинуться ещё дальше.
Знание – это то, что нам приоткрыла Тайна – может быть, в ответ на наши усилия. Это не означает, что всё прочее – незнание. Тайна хранит в себе больше, чем то, на что может рассчитывать возможное знание, - полноту бытия.
Несоизмеримость архипелага знаний с океаном Тайны говорит о том, что трудно в чём-то разобраться, если игнорировать эту несоизмеримость, если не уважать окружающую нас Тайну, притворяться, будто её нет или вот-вот мы её всю узнаем. Только уважая Тайну, мы получаем возможность с ней сотрудничать.
Откуда же возникает эта перспектива сотрудничества с Тайной?
Вспомним о двух крыльях мышления. О рациональной способности разума, на которой замешано наше понимание того, что такое знание, и о метафорической его способности, которая связана с художественным и интуитивным постижением жизни.
Тайна – хранительница истин. Каждая из них уходит неведомо как глубоко, и её нельзя вытащить и выставить на всеобщее обозрение. Впрочем, ботвоведов это не смущает.
Метафорическая способность разума позволяет нам прикоснуться к вещам, не входящим в сферу нашего рационального знания, то есть принадлежащим к области Тайны. Это может иметь глубокий смысл для нашего ориентирующего увязывания. Взглянув внимательно на все наши главные ценности, мы заметим, что они уходят корнями в Тайну. Тайна нас окружает, наполняет и вдохновляет. Поэтому для человека так интересен парадокс – метафора сосуществования известного (то есть частицы знания) с Тайной.
Обестаивание жизни, её детайнизация – вот антипод уважения к Тайне. Это решительное стремление искоренить всякое реалистическое представление о ней. Это подмена жизненных явлений их схематическо-материалистическими или схематическо-идеалистическими моделями. И материалист, и идеалист обестайнивают жизнь во имя торжества собственного мнения.
Какое уж тут уважение к тому, что требуется признать несуществующим!.. Нет непознаваемого, есть только непознанное, которое останется таковым лишь до поры, до времени.
Казалось бы, усилия детайнизации обречены на провал: разве можно уничтожить океан Тайны? Но повлиять на взгляды человека этот подход может, высвечивая из бескрайних просторов мироздания лишь островок «познанного», а вокруг него неширокую каёмку «познаваемого». И человек теряет из вида возможность прикосновения к Тайне, сообщения с ней, которое необходимо ему, как дыхание. Есть же места, где прибрежные жители никогда не купаются в океане, который живёт рядом с ними...
Не замечать Тайну – всё равно, что считать, будто весь мир лежит в твоей песочнице.
Детайнизаторы стараются приучить нас к безусловной ценности знания, к тому, чтобы гордиться теми знаниями, которыми обладаешь. Но позволю себе небольшую метафору. Гордиться тем, что ты что-то знаешь, - всё равно что гордиться, что ты знаком с большим количеством людей. Однако при этом людей, тебе не знакомых, всё равно неизмеримо больше, а знакомые всё равно остаются для тебя загадочными, поскольку в каждом человеке живёт Тайна.
Отличие Тайны от мистики показывает нам, как можно пытаться использовать Тайну в своих интересах, вполне признавая её существование.
Мистика может показаться синонимом Тайны, но это не так. Чаще всего это попытка панибратства с Тайной. Стремление обладать неким эксклюзивным знанием, которое остаётся тайной для большинства остальных людей. Мистицизм в лучшем смысле слова – это сугубо индивидуальное приглашение в гости к Тайне. Радуйся, если можешь его принять, но не зови за собой толпу.
Тайна – это прозрачная глубина, в которой теряется взгляд. Тот, кто имитирует Тайну, поднимает муть, маскирующую недостаток глубины.
Можно сказать, что мистика – это рациональные попытки метафорического общения с Тайной. Человек считает себя избранным, способным вместить Тайну. Но это в сказке – чтобы выпить море, просто необходимо особое пузо. Чтобы вместить океан Тайны, даже сказочного мозга не хватит.
Тайна – это не только неизвестное. Это ещё и невместимое. То, что человеку не понять никогда, каких бы высот ни достиг его интеллект. Но и невместимое можно почувствовать с помощью образного виденья, предохраняющего нас от того пламенного смысла, которого нам не выдержать.
Когда человеку удаётся заглянуть в Тайну, почувствовать её аромат, её значение в нашей жизни, это может опьянить. И если он пускается рассказывать об этом, речь его может казаться смутной и невнятной. Но и она – свидетельство о Тайне, о том великом мире, который окружает наш человеческий мир.
Почитать Тайну в том или ином облике естественно для человека. Но уверять, что ты доподлинно знаешь, как она выглядит, недостойно ни её, ни тебя. Какая же тогда это Тайна?..
Уважение к Тайне – что же это?
Прежде всего, уверенное понимание того, что именно она наполняет, пронизывает наш мир, а знание наше – лишь остров в ней, или архипелаг. Мы ни о чём не знаем так точно, как о том, что существует Тайна. Понимая это, невозможно участвовать в той детайнизации жизни, которую исповедуют рационалисты и которой занимается наше просвещение. Уважение к Тайне подразумевает уверенность в том, что она пронизана смыслом, а не хаосом.
Это понимание того, что никакую истину, даже никакой физический закон, нельзя открыть раз и навсегда, превратить в руководство разума на веки вечные. Это означало бы, что закончилось сотрудничество человека с Тайной. Уважая Тайну, не отказываешься от возможностей познания, а расширяешь их.
Уважать Тайну – значит понимать, что она не изолирована от нас, что к ней ведут не только рациональные пути познания, но также иррациональные. Художественные пути, пути интуиции, озарений, веры... Уважать Тайну – это вполне конкретно. Это уважение её в себе и в каждом другом человеке. В каждой вещи и в каждом явлении.
А если Тайну не уважать, она будет над тобой посмеиваться.