Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Чего в жизни больше - известного или неизвестного?

Продолжаю цикл эссе о самых главных вещах. Вот первые из них:
Бысокамолуч
Пятерной узел
Что такое увязывание
Крылатое мышление

По-прежнему буду благодарен каждому, кто выскажет своё мнение об этом тексте. Чем конкретнее, тем лучше.

Новое эссе называется

Уважение к Тайне


С какой буквы писать слово ТАЙНА?

Как свойственно языку, слово с Т большим показывает наше уважение к Тайне.

Слово с Т малым – всего лишь игра в «знаешь – не знаешь». Или в секретики и в секреты. Кто не помнит, подскажу: «секретик» - такая детская игра. А секрет – взрослая.

Секрет, тайна с малой буквы, подразумевает возможность исчерпывающей разгадки, которую можно достичь рано или поздно. Так же, как разыскать закопанный где-то неподалёку детский «секретик».

Но Тайна с большой буквы – это всегда лишь возможность некоторого вхождения, за которым подразумеваются новые и новые глубины.

Тайна с большой буквы говорит о нашем отношении к Мирозданию. Устраивает ли Бог тут и там «секретики» - или наполняет всё и повсюду неисчерпаемым смыслом?

Тайна с большой буквы – это знак неисчерпаемости.


Областью Тайны можно назвать всё то, что не относится к сфере человеческого знания и понимания. Границы этой области нам неизвестны. Можно думать, что они вообще отсутствуют – по крайней мере, для нас.

Даже если говорить не о знании человека, а о знании человечества, включая всех живших когда-либо людей, всё равно окажется, что это лишь всего лишь остров посреди безграничного океана Тайны. Поэтому слово «океан» подходит гораздо лучше, чем слово «область». А остров знания вернее считать архипелагом, потому что области наших представлений о мире нередко оторваны друг от друга.

Область Тайны важна для человека не меньше, чем область знания. Наверное, даже больше. Вот почему необходимо признавать её основополагающее существование, относиться к ней с уважением и вниманием. Тем более что она не просто находится вокруг области знания, а пронизывает её всю, встречая нас на всех пределах того, что мы считаем известным и понятным.

Действительно, безграничность Тайны мы ощутим тогда, когда приблизимся к верхним пределам космического мироустройства и обнаружим, что за ними простирается уже совсем неизвестно что. Обнаружим побережье Тайны мы и когда подойдём к нижним пределам микромира. Но ведь даже в самом среднем диапазоне, вполне созвучном человеку, любая проблема уводит в Тайну – будь то жизнь муравейника или узоры человеческой психики. Это и есть пронизывающее свойство Тайны. Оно подсказывает нам, что она неизбежно присутствует в нашей жизни всегда, а не только когда мы стремимся к границам познания с надеждой продвинуться ещё дальше.

Знание – это то, что нам приоткрыла Тайна – может быть, в ответ на наши усилия. Это не означает, что всё прочее – незнание. Тайна хранит в себе больше, чем то, на что может рассчитывать возможное знание, - полноту бытия.


Несоизмеримость архипелага знаний с океаном Тайны говорит о том, что трудно в чём-то разобраться, если игнорировать эту несоизмеримость, если не уважать окружающую нас Тайну, притворяться, будто её нет или вот-вот мы её всю узнаем. Только уважая Тайну, мы получаем возможность с ней сотрудничать.

Откуда же возникает эта перспектива сотрудничества с Тайной?

Вспомним о двух крыльях мышления. О рациональной способности разума, на которой замешано наше понимание того, что такое знание, и о метафорической его способности, которая связана с художественным и интуитивным постижением жизни.

Тайна – хранительница истин. Каждая из них уходит неведомо как глубоко, и её нельзя вытащить и выставить на всеобщее обозрение. Впрочем, ботвоведов это не смущает.

Метафорическая способность разума позволяет нам прикоснуться к вещам, не входящим в сферу нашего рационального знания, то есть принадлежащим к области Тайны. Это может иметь глубокий смысл для нашего ориентирующего увязывания. Взглянув внимательно на все наши главные ценности, мы заметим, что они уходят корнями в Тайну. Тайна нас окружает, наполняет и вдохновляет. Поэтому для человека так интересен парадокс – метафора сосуществования известного (то есть частицы знания) с Тайной.


Обестаивание жизни, её детайнизация – вот антипод уважения к Тайне. Это решительное стремление искоренить всякое реалистическое представление о ней. Это подмена жизненных явлений их схематическо-материалистическими или схематическо-идеалистическими моделями. И материалист, и идеалист обестайнивают жизнь во имя торжества собственного мнения.

Какое уж тут уважение к тому, что требуется признать несуществующим!.. Нет непознаваемого, есть только непознанное, которое останется таковым лишь до поры, до времени.

Казалось бы, усилия детайнизации обречены на провал: разве можно уничтожить океан Тайны? Но повлиять на взгляды человека этот подход может, высвечивая из бескрайних просторов мироздания лишь островок «познанного», а вокруг него неширокую каёмку «познаваемого». И человек теряет из вида возможность прикосновения к Тайне, сообщения с ней, которое необходимо ему, как дыхание. Есть же места, где прибрежные жители никогда не купаются в океане, который живёт рядом с ними...

Не замечать Тайну – всё равно, что считать, будто весь мир лежит в твоей песочнице.

Детайнизаторы стараются приучить нас к безусловной ценности знания, к тому, чтобы гордиться теми знаниями, которыми обладаешь. Но позволю себе небольшую метафору. Гордиться тем, что ты что-то знаешь, - всё равно что гордиться, что ты знаком с большим количеством людей. Однако при этом людей, тебе не знакомых, всё равно неизмеримо больше, а знакомые всё равно остаются для тебя загадочными, поскольку в каждом человеке живёт Тайна.


Отличие Тайны от мистики показывает нам, как можно пытаться использовать Тайну в своих интересах, вполне признавая её существование.

Мистика может показаться синонимом Тайны, но это не так. Чаще всего это попытка панибратства с Тайной. Стремление обладать неким эксклюзивным знанием, которое остаётся тайной для большинства остальных людей. Мистицизм в лучшем смысле слова – это сугубо индивидуальное приглашение в гости к Тайне. Радуйся, если можешь его принять, но не зови за собой толпу.

Тайна – это прозрачная глубина, в которой теряется взгляд. Тот, кто имитирует Тайну, поднимает муть, маскирующую недостаток глубины.

Можно сказать, что мистика – это рациональные попытки метафорического общения с Тайной. Человек считает себя избранным, способным вместить Тайну. Но это в сказке – чтобы выпить море, просто необходимо особое пузо. Чтобы вместить океан Тайны, даже сказочного мозга не хватит.

Тайна – это не только неизвестное. Это ещё и невместимое. То, что человеку не понять никогда, каких бы высот ни достиг его интеллект. Но и невместимое можно почувствовать с помощью образного виденья, предохраняющего нас от того пламенного смысла, которого нам не выдержать.

Когда человеку удаётся заглянуть в Тайну, почувствовать её аромат, её значение в нашей жизни, это может опьянить. И если он пускается рассказывать об этом, речь его может казаться смутной и невнятной. Но и она – свидетельство о Тайне, о том великом мире, который окружает наш человеческий мир.

Почитать Тайну в том или ином облике естественно для человека. Но уверять, что ты доподлинно знаешь, как она выглядит, недостойно ни её, ни тебя. Какая же тогда это Тайна?..


Уважение к Тайне – что же это?

Прежде всего, уверенное понимание того, что именно она наполняет, пронизывает наш мир, а знание наше – лишь остров в ней, или архипелаг. Мы ни о чём не знаем так точно, как о том, что существует Тайна. Понимая это, невозможно участвовать в той детайнизации жизни, которую исповедуют рационалисты и которой занимается наше просвещение. Уважение к Тайне подразумевает уверенность в том, что она пронизана смыслом, а не хаосом.

Это понимание того, что никакую истину, даже никакой физический закон, нельзя открыть раз и навсегда, превратить в руководство разума на веки вечные. Это означало бы, что закончилось сотрудничество человека с Тайной. Уважая Тайну, не отказываешься от возможностей познания, а расширяешь их.

Уважать Тайну – значит понимать, что она не изолирована от нас, что к ней ведут не только рациональные пути познания, но также иррациональные. Художественные пути, пути интуиции, озарений, веры... Уважать Тайну – это вполне конкретно. Это уважение её в себе и в каждом другом человеке. В каждой вещи и в каждом явлении.


А если Тайну не уважать, она будет над тобой посмеиваться.
Tags: Увязывательная мастерская, вызов, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments