Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Сценарий микрометражки - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 6 (47)

Въезжаем в лето

Тем участникам студии, которые уже располагают КНИГОЙ, которую они хотели бы опубликовать, предлагаю обратить внимание на издательство YAM-publishing. Это издательство, базирующееся в Германии, - не бумажное и не электронное, а типа «печать по заказу». Большое его достоинство в том, что оно не требует никаких денег от автора. второе достоинство – включение книги в то или иное количество каталогов (сами они говорят, что в большое) и использование других методов продвижения. Далее (внимание!) идёт большой перечень недостатков и подводных камней, про которые могу написать заинтересованным лицам. Я протестировал путь своей книгой про литературную студию, так что могу проконсультировать, а если надо – рекомендовать. Тех, про кого знал, что книга есть, уже рекомендовал, так что не удивляйтесь.

У кого пока нет готовой к изданию книги, всё равно советую поинтересоваться. У всякого автора рано или поздно книга появится, надо осматриваться заранее. Как-нибудь проведём занятие на тему «Мышление книгой».

Суммы плюсиков (у кого изменились):

aderkachev = 109, anna_vorona = 84, nikaromanovna = 93, coeurdieulion = 81, klina = 65, lanemru = 103, marimiru = 120, myster_ee = 66, nastia_clue = 54, new_zombie = 25, perrou = 138, savtatyana = 115, sunnycountry = 74, dzmitrykashlach = 90, voyd_absolute = 104.

Напоминаю, что в июне моё пребывание в интернете (а значит и в студии) будет эпизодичным, но занятие продлится до середины июля.

Этим занятием, шестым, мы пересекаем экватор годового цикла, поскольку впереди столько же занятий, сколько позади – по пять. Теперь переходим к экваториальному занятию.



Занятие 6 (47): Сценарий микрометражки

Не спешите отмахнуться от сегодняшней темы: мол, ко мне она никак не относится.

Во-первых, микрометражка (по аналогии с короткометражным фильмом) – это очень небольшое по объёму событие, для которого надо написать сценарий. Так что никаких крупных (полнометражных) испытаний вам не предстоит.

А вот зачем не сценаристу сценарий, я сейчас расскажу.


Зачем не сценаристу сценарий?

Сценарная работа, пусть даже в самой малой дозировке, как у нас, располагает пишущего человека к определённой дисциплине текста и к очень важным навыкам. Приведу лишь некоторые из них:

- Выразительность действия. В сценарии мы не можем, как делаем это в других видах прозы, углубляться в ОПИСАНИЯ происходящего, внешние или внутренние. Не можем расписывать душевные переживания персонажей. Всё это необходимо ПОКАЗЫВАТЬ.

- Выразительность детали. Именно конкретная деталь должна показывать, что переживает персонаж, а не наши обильные изложения его эмоций.

- Выразительность реакции на происходящее, а не описание всевозможных рефлексивных размышлений на эту тему.

- Поиски лаконичной точности для ремарок. Ведь ремарки должны быть краткими и ёмкими, а всевозможные трактовки их остаются для режиссёров-постановщиков.

- Необходимость сформированного сюжета с неожиданными (зрелищными) разворотами его.

Вот почему я уверен, что эти навыки необходимы пишущему человеку, в каком бы жанре он ни работал. Так что будем считать, что просто в нашем тренажёрном зале появился новый эффективный тренажёр.


Сценарий – это киносъёмка воображения

Представление о сценарной работе есть у каждого, кто смотрел спектакли и кинофильмы. Только нам не предлагали ею заняться. Даже по телевизору (не считайте, что я рекомендую его смотреть) можно увидеть много всевозможной сценарной продукции, включая рекламу. Это продукция разного качества. Но, как всегда, на хорошем можно учиться, как следует что-то делать, а на плохом – как не следует.

Если сформулировать основное отличие сценария от прозы, это постоянные развороты действия и насыщенность диалогами. (Разумеется, есть исключения.)

Можно сказать, что в сценарии:

- Реплики поддерживают действие.

- Действие поддерживает реплики.

- Изображение поддерживает то и другое.

- Реплики и действие обыгрывают изображение.


Правила сценарного описания

Чтобы зарядить вас на сценарную работу, приведу конспект (свободный пересказ) из «Правил наилучшего сценарного описания» Вильяма Мартелла. Полностью текст можно найти в интернете.

Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно дело художника. Ваша работа - описать действия героев.

Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Детали делают характер персонажа.

Правило 3. Экономное письмо
«Экономное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей. Писать экономно - это квалификация сценариста. Чтобы прочувствовать это, представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и за каждое слово надо платить.

Правило 4. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. На бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается, может быть, одно из пяти слов.

Правило 5. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные их более конкретными синонимами.

Правило 6. Метафоры
Все метафоры и сравнения в вашем распоряжении. Только не увлекайтесь. Они должны работать на сценарий, а не демонстрировать вашу оригинальность.

Правило 7. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется «избавляться от черноты». Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет просто какой-то выкрик.

Правило 8. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками. Используйте назывные предложения. Располагайте одно предложение в абзаце. Употребляйте энергичные описания действий. Поменьше запятых. Побольше точек.

Правило 9. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие ёмкие описания.

Правило 10. Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария…. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным.


Сценарные идеи

Дам ещё один вольный конспект, сделанный по книге Александра Червинского про американские сценарии (её тоже можно найти в интернете). Как и предыдущий подход, он полезен для пишущего человека вообще, независимо от его готовности стать сценаристом.

Я не стал специально сокращать этот и без того краткий конспект, подгоняя его под нашу микрометражную тематику, чтобы вы получили дополнительное удовольствие от понимания подходов, применяемых «полнометражными» сценаристами.

1. Трёхчастная природа сценария
Надо научиться правильно использовать самую простую вещь — трёхчастную природу сценария. Казалось бы, очевидная истина: сценарий должен иметь начало, середину и конец. Но, при всей кажущейся простоте, идея эта имеет свои особенности. Первая часть – это драматическая ситуация (завязка).. Вторая – разгар события, нагнетение проблем у героя (кульминация). Третья – путь к их решению (развязка).

2. Идея истории
Идея истории может быть выражена в заветной фразе: «Это история про ... (персонаж), который ... (действие). Ясная мотивировка действия главного персонажа или персонажей является краеугольным камнем сценария.
Чем скорее вы привыкните записывать всё, что когда-либо так или иначе сможет послужить материалом для сценария — тем легче вы научитесь вырабатывать жизнеспособные идеи. Заметьте — здесь речь идет вовсе не о хорошей, а о любой идее. На стадии мозговой атаки вам важнее не качество, а количество. Позже можно из многих замыслов выбрать лучший, но пока не тормозите процесса попытками судить о качестве идей. Просто научитесь замечать, обдумывать и записывать ВСЁ.

3. Герой
История должна иметь, по крайней мере, одного героя, главное действующее лицо, чей характер является центром внимания и движущей силой сюжета.

4. Сопереживание
Зритель должен иметь возможность поставить себя на место героя, то есть сопереживать ему. Это не означает, что герой должен быть безгрешен, неспособен на неожиданные выходки или лишён отрицательных черт. Чаще всего правильнее делать наоборот. Это означает лишь то, что характер должен вызывать у читателя и зрителей симпатию и сопереживание.

5. Мотивировки
Необходима ясно выраженная мотивировка поведения, цель, которую ваш герой надеется достичь прежде, чем закончится ваша история. Желание, цель вашего героя (или героев) - краеугольный камень всего замысла. Должны быть мотивировки и у других персонажей.

6. Препятствия
В достижении своей цели герой должен встретить серьёзные препятствия, сопротивление и помехи. Понятие «серьёзные» означает соответствие помех характеру героя.

7. Отвага
Столкновение с препятствиями и помехами в достижении цели ставит героя перед необходимостью проявить отвагу. Это может быть физическая храбрость, или нравственная, или и то и другое. Если герою ничего не противостоит или препятствия не пугают, то история не будет эмоционально воздействовать на зрителя. Сценарий может быть и о том, как герой приходит к пониманию необходимости проявления отваги, зритель может быть заинтересован и таким образом. Но проявление отваги необходимо так или иначе.

8. Развитие характера
Развитие характера подразумевает, что в результате своей деятельности персонаж достигает полного самовыражения, развития, что он, «состоялся». Чем больше возможностей стать лучше и человечнее ваш замысел предоставляет герою, тем выше художественный потенциал вашей идеи.

9. Нравственная тема
Понятие темы близко к понятию развития характеров. Темой в сценарии принято считать вложенную в него универсальную идею о природе человека, которая выходит за пределы сюжета и имеет в виду жизнь вообще.

10. Столкновение с другим характером
Вы можете открыть новые черты характера, соединив его с другим, резко отличающимся от него характером.

11. Конструкция
Конструкция — это отдельные эпизоды сценария и их расположение по отношению друг к другу. Хорошая конструкция — это когда нужные вещи происходят в нужное время. При этом достигается максимальная вовлеченность зрителя. Если событиям недостает занимательности, юмора, ощущения их уместности, если их порядок не создаёт чувства неожиданности, удивления, любопытства, ясности развязки, то конструкция слаба.
Конструирование сценария включает два этапа: разделение вашего сюжета на три акта и применение специальных конструктивных приёмов. Первый акт занимает примерно четверть, второй — половину сценария, а третий — последнюю четверть его протяженности.
В соответствии с трёхчастной природой сценария надо разделить внешнюю мотивировку героя на три части. Это даст вам возможность понять, как дважды изменится в сценарии его внешняя мотивировка и какова будет мотивировка для каждого из трёх актов. Если история лишена поворотов, линейна и развивается напрямую к финалу единственно от первоначального толчка, наш интерес к ней быстро иссякает и впечатление становится расплывчатым. И хотя всяческие изгибы и повороты случаются на протяжении всей истории, в хорошем сценарии есть два места — в начале второго и в начале третьего акта, где история меняет направление благодаря новым неожиданным событиям.
Хороший сценарий всегда сконструирован так, что каждая последующая сцена усиливает препятствия на пути героя, дает новый поворот сюжета, усложняет действие.

12. Планируйте заранее подъёмы и спады увлекательного и смешного
Высокое эмоциональное напряжение должно сопровождаться сценами меньшей непосредственной эмоциональной вовлеченности зрителя. Чтобы зритель мог перевести дыхание и быть готовым к следующему выстроенному вами ещё более высокому эмоциональному взлёту.

13. Зритель должен ждать, предвкушать и бояться
Зрители стараются угадать, что будет дальше. Они не хотят всегда правильно угадывать, но ожидание предполагаемого развития событий захватывает внимание зрителя полностью.

14. Дайте зрителю возможность испытывать чувство превосходства
Чувство превосходства возникает у зрителя, когда он обладает информацией, неведомой персонажам.

15. Удивляйте зрителя
Хотя ожидание — сильнейший конструктивный приём, вы не должны приучать зрителя к тому, что он всегда верно предсказывает будущие события. Время от времени, ради юмора и нарушения сложившейся рутины восприятия, вы должны удивлять зрителя, как бы лишать его самоуверенности. Круто повернув в сторону ожидаемое событие, вы как бы заставите зрителя потерять равновесие и сразу усилите его эмоциональную вовлечённость.

16. Заставляйте читателя испытывать чувство любопытства
Когда зритель понимает, что не всё знает о герое, или когда герой по ходу истории должен разгадать тайну, внимание читателя приковано к действию, потому что он ждёт полной ясности.

17. Предвосхищайте главные события
Имеется в виду обеспечение доверия к способностям и действиям героя, путём создания для них основы в более ранних эпизодах.

18. Повторяйте ситуации и фразы диалогов для обозначения развития характера
Когда мы возвращаемся к зданию школы, где когда-то учились, нам всякий раз кажется, что здание стало другим, но это не здание — это мы меняемся, и каждая встреча со старой школой дает нам почувствовать, как далеко мы ушли, как много потеряли, какими другими мы были.
Вместе с тем эти повторения могут служить опорным рефреном.

19. Добейтесь, чтобы ваша история вызывала доверие
Чтобы зритель был по-настоящему эмоционально вовлечён в действие, ваша история должна иметь свою логику и правила.

20. Соединяйте серьёзное со смешным
Даже в самой страшной трагедии должны быть элементы юмора. По двум причинам: для эмоциональной разрядки (планирование упомянутых выше подъёмов и спадов), а также для жизнеподобия вашей трагедии, ибо в жизни смешное всегда соседствует с трагическим.

21. Начинайте и заканчивайте эффектными сценами
Начальная сцена должна зацепить зрителя. Финальная – сохранить в памяти основной импульс представления.

22. Не давайте объяснений артистам в ремарках
Ваша работа как сценариста — описывать действие персонажей и сочинять диалоги. Вы не должны объяснять, как преподносить строчки диалогов. Подобные ремарки только раздражают актёров.


Вопросы для ответов

1. Возникают ли у вас размышления о сценарии, когда вы смотрите фильм или спектакль?

2. Какова, по-вашему, роль сценария (пьесы) в современном кинематографе и в театральном искусстве?

3. Читали ли вы когда-нибудь сценарии?

4. Как вы относитесь к жанру пьесы? Кто из драматургов вам хорошо знаком? Кто нравится?

5. Если бы вам заказали сценарий по знакомому для вас литературному произведению, взялись бы вы за эту работу? Почему?


ВОЗ

ВОЗ-1. Итак, вы пишете сценарий микрометражки (до 2000 знаков с пробелами). Тему и сюжет выбираете сами.

ВОЗ-2. Сценарий (с тем же ограничением объёма) на сюжет с заданной канвой. Канва состоит в том, что А. пишет записку к Б. (имена выбираете сами) с объяснением в любви (текст записки не приводить, он может быть фрагментарно отражён в диалоге). Б., прочитав записку, реагирует совершенно неожиданным поступком вместо какого-либо словесного ответа. Этот поступок и есть ответ.

ВОЗ-3. Слова для определений: КОЛЛЕКТИВ, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ, КОЛОС, КОЛЬЧУГА, КОМАНДИРОВКА, КОМИК.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →