Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Мультивзгляд и мозаика - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 7 (48)

Несмотря на жару и прочие погодные условия

Разумеется, лето для многих участников студии – время не очень благоприятное для занятий. Разъезды, погоды и прочие обременительные радости отдыха не дают покоя. Но в то же время есть и такие участники, которым лето, наоборот, освобождает какое-то время для литературного творчества. Таким образом, если говорить усреднённо, лето примерно такой же период, как и все остальные времена года. Хотя у каждого из нас остаются свои трудности, лучше их преодолевать, чем им поддаваться.
Поэтому сегодняшнее занятие довольно необычное. В чём его необычность, каждый пусть разбирается сам.

Те, кто читает в моём ЖЖ не только занятия «Изюминки», знают, что я в июне езжу в село Давыдово, где проводят лагерь для особых детей. Там происходит и много других интересных дел. Одним из них является выпуск цветной газеты. В этой газете планируется вести рубрику детского чтения, и я предлагаю тем, кто хочет попробовать свои силы, присылать на мою почту материалы объёма до 5.000 знаков (меньше – лучше), ориентированные на детей. Это должна быть проза (стихи – в виде исключения, очень хорошие), сказки или маленькие рассказы, не обязательно христианские, но светлой наполненности. Если материал будет в принципе принят, я возьму на себя необходимую редакторскую работу с автором.

По наводке dzmitrykashlach, предлагаю также заглянуть на сайт http://avtor.in/, своего рода виртуальное литобъединение. Может оказаться кому-то полезным.

Суммы плюсиков (у кого изменились):

aderkachev = 127, anna_vorona = 104, nikaromanovna = 112, klina = 78, lanemru = 115, new_zombie = 46, perrou = 163, savtatyana = 121, sunnycountry = 92, tanigawa_spb_ru = 65, turfevna = 94, dzmitrykashlach = 86, voyd_absolute = 130.

Замечу, что у тех, кто присылал материалы в обрез к концу отведённого на занятие времени, могут быть суммы на несколько плюсиков поменьше. ;)

В конце июля и в первой декаде августа я, возможно, опять буду вести литературную студию (теперь в лагере реабилитационного центра «Наш солнечный мир»), так что в это время могу брать паузы (или одну большую). Следующее занятие – ориентировочно 5 сентября.



Занятие 7 (48): Мультивзгляд и мозаика

Сегодняшняя тема связана не только с литературным творчеством, но и в целом со взглядом на мир. Впрочем, речь не о мировоззрении, которое вполне может быть у нас разным, а об умении находить точки зрения и увязывать их друг с другом.


Мультивзгляд

Широко известна индусская притча о слепых, пытавшихся описать слона, ощупывая разные части тела (кто случайно не знает, легко найдёт в интернете). Но каждый из, даже обладая даром зрения, может столкнуться с подобным затруднением – принять частную подробность за общий облик. Ведь каждое явление видно нам с какой-то определённой точки зрения.

Чтобы зрение было полноценным, мы пользуемся двумя глазами, двумя точками зрения. Но чтобы было полноценным наше понимание предмета (вещи, явления, человека...), пожалуй, и двух ракурсов восприятия маловато. Это важно для любого человека, для писателя – особенно.

Можно назвать навык разглядывания явления со многих точек зрения и собирания их воедино мультивзглядом. Хотя это всего лишь термин, но он может послужить для нас сигналом необходимости этой важной работы.


Взгляды-ракурсы

Существует бесконечное количество возможностей быть односторонним. И каждая из односторонностей имеет свои достоинства, потому что позволяет острее вглядываться в то, что привлекло твоё внимание. Чем больше таких возможностей используешь, тем объёмнее становится представление о явлении, с которым встретился.

Каждый разворот явления, в котором оно предстаёт перед тобой, это не просто ракурс, но и твоё восприятие увиденного. Поэтому правильнее говорить о взгляде-ракурсе как о чём-то соединяющем тебя и то, что обращено к тебе в данный момент.

Наполняя взгляд-ракурс своим творческим интересом и вниманием к конкретной стороне явления, мы придаём ему ценность. Но не совсем самостоятельную. Это ценность элемента мозаики, которую нам поможет сложить мультивзгляд.


Точка зрения, или умение всматриваться

Когда мы говорим: «Такова моя точка зрения», - мы свидетельствуем о своём привычном взгляде-ракурсе, и это вполне естественно для человека. Но если мы хотим, чтобы написанное нами было объёмно и в чём-то неожиданно, нам необходимо приучить себя к разносторонним взглядам-ракурсам. Понятно, что возможных ракурсов всегда бесконечное количество, но никто не даст в наше распоряжение бесконечного времени для их перебора. Так что в свой мультивзгляд нам придётся включать лишь опорные, наиболее выразительные ракурсы-взгляды.

Нам могут помочь в этом деле те персонажи, которых мы вводим в своём произведении. Ведь каждый из них имеет право на свою точку зрения, а то и не на одну. Каждый персонаж, сам по себе или в обмене мнениями с другими персонажами даёт возможность автору передать читателю очередной из многочисленных взглядов-ракурсов. Писательское умение всматриваться становится особенно выразительным, когда оно органичным образом распределено между персонажами. Даже когда автор делает отступления от повествования или даёт собственную оценку происходящего, он тоже оказывается – внутри произведения – одним из персонажей по имени «Автор».


Мультимозаика

Поговорим теперь о тексте особого рода, назовём его мультимозаикой – в отличие от мозаики чисто изобразительной. Приставка «мульти» будет напоминать нам о мультивзгляде. Это текст, состоящий из небольших фрагментов, каждый из которых как бы несколько разворачивает предмет описания, чтобы взглянуть на него с другого ракурса.

Некоторое представление о мультимозаике может дать общая сводка наших определений-афоризмов определений, которая была составлена к занятию 44 – см. здесь. Там эффект мультивзгляда был достигнут, прежде всего, за счёт различия взглядов многих авторов. Но некоторые участники сами пробовали дать больше одного определения для того или иного слова – это и были начальные пробы собственного мультивзгляда.

Но мультимозаика может быть существенно шире, за счёт использования самых разнообразных элементов. Помимо афоризмов-определений в неё могут войти и афоризмы в широком смысле слова, и... Попробуем перечислить ещё кое-что:
- небольшие эссе,
- краткие наблюдения,
- личные эмоциональные оценки,
- вопросы, которыми мы задаёмся,
- цитаты и парафразы,
- исторические или социологические факты...

Ну, и что за окрошка у нас получится? Для чего она?


Мозаика как способ обдумывания темы

Для начала взглянем на мультимозаику не как на результат, а как на процесс. Мы обнаружим, что это процесс обдумывания выбранной темы (и, может быть, её уточнения), только зафиксированный в виде небольших текстовых элементов. Если мы посвятим составлению такой мозаики хотя бы небольшие интервалы времени, но в течение нескольких дней, мы обнаружим, что наши взгляды-ракурсы заходят то с одной, то с другой стороны темы – в зависимости от нашего настроения, погоды, времени суток и т.п.

Составление мультимозаики позволяет нам парадоксальным образом использовать рассредоточенность внимания для его сосредоточения. Случайные элементы мозаики, собранные вместе, побуждают нас к новым мыслям, к новому пониманию темы – то есть к тому, чего не было ни в одном из элементов по отдельности.

Процесс освоения темы с помощью мультимозаики напоминает взгляд на город с большого колеса обозрения. Взгляды-ракурсы меняются и создают совершенно особое впечатление от знакомого окружения. Но записанные впечатления позволяют вернуться к каждому из них и уточнить его особенности.


Мозаика как заготовка для произведения

Если мы хорошо поработали на составление мультимозаики, то получаем в своё распоряжение замечательную «сырьевую базу» и содержательную основу для воплощения выбранной темы в том или ином жанре. Это может быть эссе или рассказ, даже повесть, очерк или статья. Это может быть реалистическое или сказочное произведение, прозаическое или поэтическое.

Мозаика имеет определённые преимущества перед составлением плана, потому что не предполагает, что мы всё уже знаем о том, о чём хотим написать, не задаёт заранее некоторый структурный подход к теме. В то же время она не препятствует, а скорее способствует, чтобы составить план после завершения процесса мозаичного обдумывания.


Мозаика как самостоятельный художественный жанр

Как читателям нам вполне может быть знаком жанр мозаики – по опубликованным писательским дневникам и записным книжкам, по путевым заметкам, по художественным произведениям, написанным в дневниковой или тому подобной форме. С мозаикой мы встречаемся в книгах афористического жанра. Наверное, вы и сами добавите примеры к тем, которые пришли мне в голову, пока я писал этот абзац.

Конечно, если говорить о мозаике как о жанре, набор входящих в неё элементов будет боле узким, чем то, о чём мы говорили применительно к мультимозаике в начале занятия. Но суть её останется той же: это содружество взглядов-ракурсов, показывающих тему с разных сторон. Даже если эта тема – личность самого автора.

Разумеется, мозаика как жанр требует более тщательной работы. Можно сначала набросать элементы будущей картины, даже с избытком. Но потом нужен этап их перераспределения, создания композиции. В некоторых случаях могут быть использованы и повторы. Наконец, после приведения в нужный порядок, нас ждёт этап окончательной шлифовки текста.


Мозаика как база для развития своего жанра

Наконец, не будем ограничивать себя вопросами об узаконенных традицией жанрах. Ведь мозаика может послужить прекрасной стартовой площадкой для того, чтобы построить текст по своим собственным принципам. То есть формировать свою стилистику, свои жанровые подходы.

Мультимозаика тем и хороша, что позволяет самому пронаблюдать, какие из твоих взглядов-ракурсов наиболее выразительны, и развивать их в первую очередь.

И здесь я уже ничего больше не могу сказать про тот жанр, который станет СВОИМ ЖАНРОМ для того или другого автора.


Вопросы для ответов

1. В чём, по-вашему, разница между точкой зрения и мультивзглядом?

2. Какие вы нашли в этом занятии совпадения с собственными представлениями? Какие различия?

3. Можете ли вы привести примеры писателей или произведений, близких к жанру мозаики?

4. Читали ли вы изданные дневники или записные книжки какого-либо писателя? Что показалось в них особенно интересным?

5. Как вы относитесь к мозаике в изобразительном искусстве? Чем схож этот жанр с литературной мозаикой?

ВОЗ

ВОЗ-1. Написать рабочую мультимозаику по теме, выбранной самостоятельно, или на тему «Каких только жанров не бывает!». Не меньше 15 фрагментов, не больше 3000 знаков.

ВОЗ-2. Написать произведение в форме мозаики на летнюю тему, не больше 2000 знаков.

ВОЗ-3. Слова для определений: КОММЕНТАТОР, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, КОМПАС, КОМПЕНСАЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОМПОЗИТОР.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →