Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Образы и прообразы - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 8 (49)

Спасибо всем участникам Изюминки-2012!

В этом году сложился интересный состав студии. Сужу об этом по своему субъективному критерию: у меня возникает особый творческий азарт перед новым занятием. Занятие я проигрываю предварительно про себя – и узнаю немало того, о чём раньше недостаточно задумывался. Сначала это казалось мне тревожным сигналом, и я старался упростить занятие, вогнать его в рамки надёжно известных мне вещей. В этом году я чувствую отклик даже на те размышления, которые проговариваю отчасти как бы для собственного усвоения. То есть мы занимаемся вместе, а это гораздо увлекательнее для меня, чем поучительское чтение лекций.

Кроме того, я часто встречаю неожиданные взгляды-ракурсы в ваших ответах на вопросы и в коммент-обсуждениях, с удовольствием пользуюсь ссылками на книги, о которых я не знал, и т.д. Это меня всегда радует, потому что упрочивает между нами коллег-писательские отношения вместо ученик-учительских.

Так что ещё раз: спасибо каждому, кто реагирует на занятия тоже с азартом и старается извлечь из них максимум пользы для себя.

Через лето мы переплыли с некоторыми временными потерями (вызванными техническими условиями дач, поездок и т.п.) и, наверное, с некоторым системным уменьшением состава, которое понемногу происходит на протяжении всего года. Меня это не смущает и, хотя я дорожу каждым из вас, по-человечески даже радует, поскольку уменьшает нагрузку и освобождает некоторый дополнительный ресурс времени для собственной писанины. Поэтому не извиняйтесь за временное отсутствие, вы меня этим никак не обижаете. Каждый участник студии остаётся её участником в силу нашего углубляющегося творческого общения.

Ещё раз – спасибо каждому из вас!

Суммы плюсиков (у кого изменились):

aderkachev = 139, anna_vorona = 117, nikaromanovna = 131, klina = 103, lanemru = 119, new_zombie = 52, perrou = 158, sapiv = 100, sunnycountry = 109, svetlankadea = 115, tanigawa_spb_ru = 83, dzmitrykashlach = 104, voyd_absolute = 149.




Занятие 8 (49): Образы и прообразы

Предпримем ещё один экскурс в сферу общих представлений о жизни. Может быть, это поможет нам в понимании некоторых литературных техник. Или в понимании самих себя, что тоже полезно пишущему человеку.

Образы нашего мира и его прообраз

Каждый из нас обладает своим уникальным образом окружающего мира. Про внутренний мир и говорить нечего – он тем более всегда уникален. С внешним это менее понятно. Но всё-таки приходится признать, что образ нашего собственного реального мира (в отличие от мира наших знаний, почерпнутых из самых разных источников) содержит лишь то, с чем мы соприкасались, а жизненный опыт у каждого свой. Если ты не был в посёлке Сольва, то он для тебя не существует как непосредственная реальность, хотя можно накопать в интернете какие-то сведения о нём. Значит, в твоём образе мира он будет лишь информационным сгустком. А если я был там лишь однажды зимой, то он (его образ) навсегда останется в моей памяти заснеженным, хотя я подозреваю, что лето там тоже бывает.

Вместе с тем все мы убеждены (или верим), что живём в общем для нас окружающем мире, что он объективен и независим от нашего восприятия. Наверное, это потому, что все наши индивидуальные образы основаны на некотором мощном прообразе внешнего мира. Некоторые считают, что автор этого прообраза – Создатель, другие – что это результат действия природных сил. В любом случае приходится признать, что прообраз добротный, позволяющий существовать огромному множеству индивидуальных образов мира.

Прообраз личности

Прочтя жизнеописание какого-либо великого человека, мы узнаём, как он постепенно осознавал своё призвание и какие усилия он прилагал, чтобы осуществить его. Да и не будучи великим человеком, можно пройти такой же путь в своей личной судьбе, сначала смутно догадываясь о своём призвании, а потом всё более уверенно стараясь его воплотить в своей жизни.

Похоже на то, что этот загадочный феномен – призвание – не что иное как некий прообраз нашей собственной личности. Ведь чем ближе к нему, тем лучше понимаешь, кто же ты такой.

Кстати, письменная речь в большой степени помогает нам в этом. Ведь мы можем проследить свою траекторию, сопоставляя написанное раньше с написанным позже и обдумывая смысл изменений, оставивших след в словесном виде.


Литература как мир образов

Точнее говоря, литература – это мир слов, создающий миры образов. Так мы отличим её от других видов искусства. Ведь искусство создаёт образы и с помощью всяких других средств.

А что такое образ? Это выразительное изображение, но не только. Это ещё и сгущённое переживание, сгущённый смысл. Образ может достигать не меньшей убедительности, чем логическое доказательство, а то и намного большей. Образное восприятие – такое же мощное крыло мышления, как и восприятие рациональное. В этом основа великой силы искусства.

Поиск выразительности, позволяющей с помощью слов создавать образы, - это главное дело литературы.

Важно ещё и то, из чего возникают образы. Ведь слова лишь помогают им обрести существование. Даже самые фантастические образы растут из жизни, а не только из авторского воображения. Тем более это относится к образным обобщениям реальности, к символике душевных переживаний, к изобразительным находкам мысли.

Нередко, хотя и не всегда, мы можем проследить истоки возникновения образа. И тогда говорим о том прообразе, который оказался исходным пунктом этого пути. Литературоведы внимательны к прообразам, чтобы понять суть творческой деятельности писателя. Но и нам, пишущим людям, тоже полезно понимать взаимосвязь образа с его прообразом или прообразами, чтобы наша походка на литературном пути была более уверенной.


Наши образы как протуберанцы личности

Все знают, наверное, знаменитую фразу Флобера в ответ на вопрос о прообразе Эммы, героини его романа «Госпожа Бовари». Писатель ответил лаконично и парадоксально: «Эмма – это я».

Эта фраза подчёркивает тот факт, что наряду с прообразами, так сказать, физическими, которые являются источником разнообразных подробностей, участвующих в изображении, существует ещё прообразы личностно-психологические, которые наполняют нарисованный образ душевной реальностью. Причём эти внутренние прообразы тоже могут быть весьма разнообразными.

Психологи могут говорить о субличностях, из которых сплетается непростой узор характера каждого человека, независимо от того, автор он или не автор. И дать тем или иным из своих субличностей проявиться, сказать своё слово, входит в сферу писательского искусства.

Литература – это искусство изображать жизнь, но вместе с тем – искусство говорить собой.


Персонаж и его прообраз

Кто не встречал в той или иной книге предупреждения перед началом повествования: «Всякое сходство персонажей с реальными лицами является случайным»?.. Эта оговорка свидетельствует, прежде всего о том, что какие-то персонажи неминуемо схожи в чём-то с какими-то реальными лицами.

Одной причиной такого сходства является то, что всякий литературный текст – это обобщение частных наблюдений автора и других его сведений о жизни. А под всякое обобщение подходит много конкретных отдельных случаев.

Другая причина в том, что многие совпадения лишь объявляются случайными, тогда как на самом деле – это просто декларация, защищающая автора от возможных претензий вполне реального прообраза.

Парадокс в том, что персонаж, как правило, непременно опирается на какой-то прообраз, даже если это прохожий на улице. Иногда это может быть и несколько прообразов. Не пользоваться прообразами так же странно, как пытаться рисовать картину без красок. Остаётся надеяться на незлобивость прообразов, пользоваться защитными предупреждениями или смешивать краски так, чтобы ни одна из них не могла возмутиться тем, что её нечестно использовали.


Наблюдение как источник фактуры

Не так-то просто нам было бы придумать многое из того, что можно просто наблюдать. Просто увидеть, хотя надо ещё запомнить (лучше всего, не откладывая записать). Прообраз окружения, в котором разворачиваются описываемые нами события. Прообраз самих событий. Наконец, прообраз персонажа. Или, точнее говоря, прообразЫ персонажа. Потому что мы вполне можем соединять в написанном разные наблюдения, лишь бы это получалось органично.

Только полезно помнить: наблюдение - это внимание, умеющее не привлекать внимания.

Наши наблюдения (записанные или просто оставшиеся в памяти) ложатся в основу наших словесных изображений – тех образов, которые мы лепим словами. Многие мелкие детали, собранные нами вместе, создают то, что называется фактурой поверхности (это в дизайне) или фактурой повествования. Так что будем запасаться этим добром неустанно.


Понимание как источник смысла

Но ещё более важным для нас становится то понимание, которое идёт от деталей к характеру, к душе, к смыслу. Как детектив восстанавливает реальную картину события по мелким косвенным признакам, так писатель идёт от наблюдения видимых деталей к пониманию их молчаливых свидетельств. Но его «расследование» круче, чем у детектива, потому что он ищет не рациональное соответствие фактам, а образное соответствие смыслу (не хочется всуе употреблять слово «истина», но оно присутствует рядом).

Во имя этого понимания смысла писатель волен не держаться за прообразы своих персонажей, а дорисовывать их именно таким образом, чтобы прообраз превратился в образ.

Кстати, мы знаем много случаев, когда литературный образ сам становился прообразом для людей, ищущих «делать жизнь с кого» (выражение Маяковского). Видимо, это происходит тогда, когда писателю удалось качественно сделать свою работу.


«Творчество» - от слова «творец»

Не будем забывать о корне слова «творчество». Конечно, оно заключается не только в том, чтобы регистрировать черты прообразов и изготовлять похожих на них кукол-персонажей. Когда мы пишем, мы создаём иную реальность, чем та, которую мы наблюдаем. И за эту созданную реальность писатель отвечает самим собой, своей личностью.


Вопросы для ответов

1. Случалось ли вам описывать в своём тексте совершенно реального человека? Опасались ли вы этим обидеть его? Принимали ли меры для снижения узнаваемости?

2. Встречали ли вы в прочитанных книгах такой образ, который казался вам совершенно реальным? И наоборот – встречались ли описания реальных лиц, которые противоречили тому, что вы о них знаете?

3. Что вы думаете о прообразе внешнего мира?

4. Знакомы ли вам переживания, связанные с ощущением прообраза собственной личности, в направлении которого вам хочется двигаться? Ощущаете ли вы своё призвание как призыв к движению в эту сторону?

5. Случалось ли вам стараться угадать занятие или характер человека по его внешнему виду и особенностям поведения?

ВОЗ

ВОЗ-1. Написать эссе или рассказ с совершенно конкретным прообразом для главного персонажа. Не используйте написанное ранее. Если затрудняетесь в выборе прообраза, выберите его среди пассажиров метро или автобуса и снабдите недостающими реалиями. Постарайтесь, чтобы в итоге персонаж обрёл достаточную убедительность как некий типичный или нетипичный образ. Не забудьте про принцип ДОМ и закон трёх У. Отредактируйте текст, прежде чем размещать на страничке.

ВОЗ-2. Слова для определений: КОНЕЦ СВЕТА, КОНКА, КОНСЕРВАТОРИЯ, КОНСИЛИУМ, КОНТЕЙНЕР, КОНТРАБАНДИСТ, КОНТРОЛЬ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 145 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →