Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Заповеди пишущего человека - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 10 (51)

Предпоследнее занятие

Итак, после этого ноябрьского занятия в этом году остаётся только декабрьское, на котором Изюминка-2012 закончится и, надеюсь, передаст эстафету Изюминке-2013.

Если у кого-то есть пожелания к теме декабрьского задания, высказывайте мне их сейчас, чтобы у меня было время сориентироваться.

Суммы плюсиков на сейчас:

aderkachev = 169, anna_vorona = 143, nikaromanovna = 168, himmelsweit = 12, klina = 135, lanemru = 150, marimiru = 158, perrou = 196, sapiv = 124, savtatyana = 144, sunnycountry = 132, tanigawa_spb_ru = 103, dzmitrykashlach = 51, voyd_absolute = 180.




Занятие 10 (51): Заповеди пишущего человека

Надеюсь, что обо всём, о чём говорится в этом занятии, вы уже слышали или читали (например, в НСК). Так что цель моя – не осведомить вас о чём-то новом, а заострить внимание на необходимости практического использования известного.

Слово «заповеди» звучит здесь, может быть, излишне громко, но мне хочется подчеркнуть, что это пункты, о которых полезно помнить, если относишься к себе как к пишущему человеку. Зато другое громкое слово «писатель» я заменил на более нейтральный оборот, чтобы не предоставлять вам возможность спрятаться за укрытием смиренно-трогательного «Я не волшебник, я только учусь» (Шварц «Золушка»).

Исходя из собственного опыта могу заверить, что на любой степени профессионализма реальный человек склонен как бы забывать про очередной пункт, даже если прекрасно его помнит. Или придумывать всякие убедительные отмазки, почему до очередного пункта не доходят руки. Если вдруг вам это не свойственно – радуйтесь и поддерживайте свою динамичность. Если же вы, как и я, знаете, о чём идёт речь, привыкайте тормошить себя. Об этом напоминают стихи Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!


1. Задумал – запиши задумку

В сознании каждого из нас проносится невероятно щедрый поток мысли, из которого мы почёрпываем лишь капли – во всяком случае, для меня это так, а я не самый бездумный из людей. Огромная часть нашего внимания тратится на скачущие обиходные мысли, на смутные тени образов и на такую чепуху, в которой и признаться-то стыдно. Изредка лишь нам удаётся выхватить из этого потока что-то вразумительное, иногда неожиданное, порою вызывающе яркое – то, что можно считать творческой добычей. И если это удалось (или хотя бы кажется, что удалось), не будем упускать свою удачу. А упустить легче лёгкого: достаточно замешкаться, не «остановить мгновенье», не записать пришедшее на ум.

Старайтесь, чтобы всегда у вас под рукой была бумага или блокнот, карандаш или ручка, компьютер или хотя бы мобильник. Что-нибудь, позволяющее СРАЗУ ЖЕ зафиксировать подуманное, задуманное, пусть пока и не обдуманное.

Записанное приводите в порядок каждый день или хотя бы раз в несколько дней. Пусть ваше собрание несочинений, мыслей, задумок, найденных словесных оборотов, неологизмов, сюжетов будет рядом, когда вы озабочены поиском новой темы. Может быть, она в этом списке терпеливо дожидается вас.


2. Начал текст – закончи

Приучайте себя к тому, что написано лишь то, что закончено. Не копите незавершённое. Если забуксовали, переведите задуманное в другую форму, в другой жанр, но не бросайте его, хватаясь за другое. Иначе вы хорошо научитесь начинать и будете вечно озадачены проблемой завершения.

Старый анекдот, смешной, но по сути чудовищный. Родители смотрят на чумазого малыша, не просто грязного, а угвазданного с головы до пят, и озадаченно рассуждают:
- Ну что, этого будем отмывать или нового сделаем?..

Не торопитесь сделать новое, приведите в порядок то, что уже существует!..


3. Закончил текст – дай отлежаться

Только что сочинённое всегда немного (или сильно) опьяняет автора, поскольку перед ним открывается только что созданная гармония слов и переживаний, в которую вложена его душа. Это надо учитывать при дальнейшей работе.

Сколько бы вы ни возились со свеженаписанным текстом, ни редактировали его вдоль и поперёк, это не заменит тот обновлённый взгляд, который поможет улучшить написанное через некоторое время.

Время, необходимое для отлёживания текста, у каждого автора своё. Может быть, оно своё и для каждого конкретного текста, но не старайтесь проскочить этот этап. Каковы бы ни были ваши мотивы, результат будет не в пользу написанного.


4. Дал отлежаться – отредактируй

В более полном объёме необходимость изменения отдельных слов, строения фраз, а иногда и обще композиции видна именно после временной отрешённости от текста.

Даже если у вас наготове есть хороший редактор (это большая удача!), сделайте свою авторско-редакторскую работу ДО того, как представите текст для сторонне-редакторской работы. Чем лучше отработаете вы сами, тем на более тонких моментах сможет сосредоточиться редактор. Поэтому одно другого не исключает.

Иногда отлёживание и редактирование можно с пользой повторить ещё и ещё раз. Важно, что с каждым разом количество поправок становится меньше. Это значит, что текст движется к своему естественному облику.


5. Отредактировал – дай почитать

Начитывайте написанное до того как посчитаете работу законченной. Это особенно важно при отсутствии заинтересованного редактора. Но даже если редактор есть, не пренебрегайте этим этапом. Разные читательские ракурсы помогут вам увидеть текст с разных сторон.

Не все замечания прочитавших будут иметь для вас конструктивное значение, но все помогут задуматься над тем, как вы справились со своей работой. Всем стараться угодить не обязательно. Соизмеряйте замечания с собственным внутренним миром. Для редактирования нужны лишь те, на которые ты резонируешь.

Замечания могут быть и опасно разрушительными для авторской веры в себя. Возможность таких замечаний над сознавать и уметь уклоняться от них, не вступая в полемику о том, что ты не верблюд.


6. Начитал – отшлифуй по пригодным для этого замечаниям

Всё-таки большинство замечаний является материалом для обдумывания и улучшения текста. Надо лишь каждое из них, кроме заведомо неприемлемых, повертеть из стороны в сторону и выбрать ракурс, который стоит освоить.

Работа с замечаниями отличается от обычного редактирования, в котором вы проясняете свою авторскую стилистику. Поэтому надо быть осторожным, чтобы не разрушить уже сделанное, не сбиться с собственной интонации.

Помните, что замечания любого человека имеют значение не с точки зрения ваших с ним отношений, а с точки зрения улучшения текста.


7. Дошлифовал – ищи место для публикации (периодику или интернет-ресурс)

Если читателей для начитывания вы подыскиваете сами и даже хорошо, что вы их знаете и можете понять, почему сделаны те или иные замечания, то публикация нужна для того, чтобы вывести ваш текст в люди. То есть представить его заранее не предсказуемой аудитории, начиная с тех, кто организует публикацию, и переходя к тем, кто и есть, собственно, публика.

По-настоящему судьба вашего текста начинается именно с публикации. Только через постороннее восприятие вы узнаете, как он выглядит со стороны и сможете учесть это при работе над следующими произведениями.

Не прячьтесь от усилий по поиску места публикации, это часть работы пишущего человека. Но и не придавайте чрезмерного значения тем случающимся реакциям публики, которые направлены на то, чтобы зацепить автора. Вы публикуете текст, и читатель – это всего лишь читатель.


8. Накопилось написанное – собирай в книгу

Постепенно стоит приучаться к мышлению книгой, то есть понимать, что собрать написанное вместе – это тоже писательская задача, имеющая много возможных решений. Найти их интереснее всего самому автору, хотя поначалу стоит прислушиваться к мнению тех, кто заинтересован в тебе как в авторе.

Книга – это особое существо и особый этап жизни пишущего человека. Это не награда и не пьедестал, а творческий шаг вперёд.

Не стоит думать, что книга – это итог долгих лет жизни и писательской деятельности. Ребёнок, который в семь лет сделал самодельную книгу с тремя сказками и картинками к ним, относится к этому гораздо естественнее. Такой же подход может быть в любом возрасте, а качество текста, оформление и количество экземпляров – это технические подробности.


9. Получилась книга – тиражируй или ищи книгоиздателей

Тиражирование – это получение небольшого количества экземпляров (от одного до 200-300) с помощью обычного принтера, цифровой печати или ризографа. Для него не нужно прибегать к помощи издательства, не требуется больших денег. Главный результат – представление результата своей работы и возможность в той или иной степени предъявить его читающей публике.

Книгоиздание – вопрос более сложный или более дорогостоящий (многие издательства готовы опубликовать книгу на деньги автора). Но пробовать вызвать интерес у книгоиздателя без участия ваших денег всё равно надо. Издательств много, и опыт поиска издателя многому учит автора.

Отдельного внимания заслуживает развивающаяся практика электронного книгоиздания. И эти поиски будут вам на пользу.


Вопросы для ответов

1. Какие из девяти пунктов-заповедей наиболее естественны лично для вас? Какие наиболее затруднительны или кажутся неактуальными?

2. Сколько пунктов в вашем «Собрании несочинений? Когда вы последний раз туда что-то добавили?

3. Какой у вас средний срок «отлёживания» написанного?

4. Скольких примерно людей вы просите прочитать написанное вами? Разговариваете ли вы с ними о прочитанном? Есть ли у вас перечень вопросов, которые особенно вас интересуют?

5. Есть ли у вас список возможных мест публикации (бумажная периодика, интернет-издания), куда можно отправить готовый текст? Сколько пунктов в этом списке?


ВОЗ

ВОЗ-1. Напишите произведение в любом жанре, про которое вы заранее решите, что проведёте его по первым семи пунктам. Два последних пункта оставляем здесь в стороне, чтобы произведение было для меня щадящим по объёму.

ВОЗ-2. Составьте оглавление ВОЗМОЖНОЙ книги, пометив в нём, какие произведения у вас уже есть в готовом виде, а какие вы планируете написать или завершить. Пометьте также объём глав или входящих в книгу отдельных произведений (число знаков с пробелами) и сосчитайте общий объём книги в авторских листах (число знаков, делённое на 40.000).

ВОЗ-3. Слова для определений: КОПИРОВАТЬ, КОРА, КОРОМЫСЛО, КОРСЕТ, КОРЫСТОЛЮБИЕ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Мария Романушко "Мы везде найдём наш берег"

    Пришла из типографии книга, о которой я вчера говорил в своей видеореплике: Книга, естественно, замечательная, у МР других не бывает. Я не…

  • Как я был лохом

    С глубокой скорбью и стыдом приступаю к рассказу о своей плачевной встрече с двумя мошенниками. Плачевной не потому, что меня лишили каких-то денег,…

  • Переписка с мошенником

    Сегодня в Фейсбуке я принял заявку в друзья у человека из Лондона. Информации о нём никакой не было, кроме даты рождения. Но у него в друзьях был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мария Романушко "Мы везде найдём наш берег"

    Пришла из типографии книга, о которой я вчера говорил в своей видеореплике: Книга, естественно, замечательная, у МР других не бывает. Я не…

  • Как я был лохом

    С глубокой скорбью и стыдом приступаю к рассказу о своей плачевной встрече с двумя мошенниками. Плачевной не потому, что меня лишили каких-то денег,…

  • Переписка с мошенником

    Сегодня в Фейсбуке я принял заявку в друзья у человека из Лондона. Информации о нём никакой не было, кроме даты рождения. Но у него в друзьях был…