Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Своя тема - ИЗЮМИНКА-2012, занятие 11 (52)

Завершаем Изюминку-2012

Занятия этого года были довольно напряжёнными, и я приветствую каждого, кто добрался до его завершающего занятия.

Изюминка-2013 будет, надеюсь, более простой по структуре. Я собираюсь повторить многие важные вещи. Хотя, разумеется, не в виде простого повторения, а в виде новых разворотов этих основных моментов. Напоминаю, что степень напряжённости каждого занятия для каждого из вас персонально зависит не только от меня (и даже, пожалуй, не столько от меня), сколько от тебя самого, где «ты» - чисто риторическое.

В связи с завершением года, я прошу тех, кто занимался, вот о чём:

1. Прислать мне по мейлу письмо, краткое или подробное, о том, чем была вам полезна Изюминка-212. Какие занятия были для вас наиболее интересными. Какие не очень удачными. Это относится и к тем, кто прервал занятия на каком-то этапе по личным причинам или по моей вине. Если вы заглядываете по-прежнему на занятия Изюминки, то примите эту просьбу и на свой счёт.

Дальнейшие пункты относятся к тем, кто хочет заниматься в Изюминке-2013 – независимо от того, занимался ли он в этом году или это будет его первый изюмно-учебный год.

2. Прислать мне по мейлу письмо (если вы не занимались) или сделать приписку к письму из пункта 1 (если занимались) о желании участвовать в работе Изюминки-2013 и о том, зачем вам это нужно. Новым участникам стоит посмотреть условия записи в Изюминку, чтобы знать, какие сведения о себе указать.

3. Прислать текст «визитки», то есть самопредставления, в котором вы расскажете о себе то, что сочтёте нужным, чтобы представиться другим участникам студии. Собрав эти визитки и уточнив неясности, я соберу их вместе и разошлю всем тем, кто прислал свою визитку. Кто визитку не пришлёт (то есть это не обязательно), тот всё равно может заниматься, но он не получит сводку присланных визиток. А она получается очень интересной.
Можно назвать это кратким резюме (не больше 200 слов), но это не анкета, напишите аппетитно. Вашим правом остаётся указывать или не указывать своё настоящее имя (начинайте с ника в ЖЖ, но я считаю, что лучше знать также имена друг друга), возраст и т.д. Хорошо бы написать, где вы живёте и чем занимаетесь, какие у вас увлечения и предпочтения. Но всё на ваше усмотрение.
Если вы занимались и уже присылали визитку, пришлите её снова (взяв исходный текст из сводки), но дополните её или измените, как сочтёте нужным.

Прислать это нужно до 25-26 декабря, чтобы я смог разработать план студии на будущий год.

Вот последние суммы плюсиков:

aderkachev = 178, anna_vorona = 164, nikaromanovna = 185, himmelsweit = 18, klina = 18, lanemru = 164, leitenant = 24, marimiru = 171, perrou = 177, sapiv = 56, savtatyana = 155, sunnycountry = 148, svetlankadea = 130, tanigawa_spb_ru = 120, dzmitrykashlach = 60, voyd_absolute = 0.

А теперь последний в этом году забег на творческую дистанцию.



Занятие 11 (52): Своя тема

Своя тем, своё призвание, своя жизнь... Литературное у нас на это раз занятие или мировоззренческое? Трудно ответить на этот вопрос заранее, потому что слишком тесно связаны понимание жизни человеком и его письменное творчество. Так что попробуем – а там уж как получится.

Не буду сразу конкретизировать что я имею виду под словами «своя тема», постараюсь прояснит это постепенно. Но дело даже не в моих усилиях, а в ваших – в желании понять, что это значит для тебя лично.

Внимание к жизни

Внимание к жизни необходимо и человеку, и писателю. Прежде всего – человеку. Но речь идёт сейчас не о наблюдательских способностях, не о внимании к мелочам и подробностям, а о внимании к главному. К поиску жизненных ориентиров. Разумеется, каждый из нас этим занимается. И представляет себе на сегодняшний день, какие ориентиры для него – главные.

А какими практическими вещами должен озаботиться, исходя из этого, пишущий человек? Если представляешь, какие ориентиры для тебя важнее прочих, то ты уже многое знаешь о своей теме. Потому что о чём бы ни писал, это главное будет присутствовать в написанном.

Если же про свои ориентиры ещё нельзя сказать НАЙДЕНЫ (а это нормальная ситуация, потому что ориентиры ищешь и уточняешь всю жизнь), то поиск этих главных ориентиров и становится твоей темой, присутствующей во всём. Посмотрите на любое классическое (то есть прошедшее испытание временем) произведение. Это всегда или крик вперёдсмотрящего, который увидел цель или опасность, или вглядывание в жизнь и в предлагаемые ею ситуации, чтобы понять: чем руководствоваться.

Так что твоя тема – это твоя находка или выразительный отчёт о твоих поисках.

Есть здесь и ещё одна сторона, более техническая, но очень насущная для того, кто пишет. НЕ ПОВТОРЯЙ ЧУЖОГО! Не повторять чужих идей?.. Как раз на уровне идей это не страшно. Не так страшно даже на уровне сюжета, если его разрабатываешь, а не копируешь, если сможешь развернуть его по-своему. Но вот избегать чужих находок, продиктованных вниманием к жизни, проявленным другими людьми, чтобы отыскивать по-настоящему своё, - важный навык. Даже с идиомами стоит быть осторожнее. Многие из них тоже подсовывают вам чужую находку (давнишнюю, безымянную) вместо своей.


Опора на разум

Разум – этот зрячий свет – позволяет нам вглядываться в смыслы, рациональные и образные. Важно не забывать, что у мышления два крыла, две мощные силы – рациональная и метафорическая. Что пользоваться нужно ими обеими, находя применение каждой из них.

Важно помнить про необходимость использования различных взглядов-ракурсов – тех, которые тебе, с точки зрения своей темы, представляются основными.

Даже мультивзгляд, разностороннее восприятие любого объекта, любого явления, не должен стремиться к какому-то абстрактному всепониманию. Гораздо лучше, если он формируется в границах своей темы (или своих тем, но об этом чуть ниже).


Уважение к Тайне

Понимать, что известное нам окружено бескрайним океаном Тайны, да и пропитано Тайной, - это необходимо и для того, чтобы уважать бесконечность неизвестного, и для того, чтобы поднять свою тему до тех верхних уровней смысла, к которым можно прикоснуться только через прикосновение к Тайне.

Для этого – для обращения к верхним уровням смысла – служит прежде всего метафорическая образность, изображение вместо рассуждения, не чём основаны поэзия и художественная литература в целом.

Вот почему понимание своей темы ведёт к прорывности и представлений о мире, и нашего художественного свидетельства о нём. Твоё личное дело – открыть те неведомые края, путь к которым лежит через страну по имени СВОЯ ТЕМА.


Призвание

Своя тема связана с представлением о своём призвании не напрямую, но по сути. Ведь контуры собственного призвания формируются далеко не сразу, но постепенно они проясняются для человека. И если ты пишущий человек, то именно призвание, то есть твоя главная роль в жизни, потребует от тебя выражения в слове.

Чем ближе твоё занятие к призванию, тем глубже ты входишь в него, тем больше о нём знаешь, тем чувствительнее переживания, с ним связанные. Значит, у тебя всё больше побуждений к тому, чтобы это стало твоей темой, в каком бы жанре ты не писал.

Речь даже не о писательском призвании как таковом, а о призвании в более широком смысле слова. Это и профессиональное призвание (вовсе не всегда сводимое к литературе), и житейское призвание (умение осуществлять практическое преобразование жизни вокруг себя), и человеческое призвание (замешанное на любви к ближним своим и ответственности за них), и другие стороны судьбы, из которых складывается её основное русло для тебя. Именно эти стороны бытия прежде всего претендуют на то, чтобы стать твоими темами. Потому что именно важное для тебя ты прежде всего можешь сделать важным для других.


Становление собой

Вместе с тем своя тема – нечто большее, чем благодатный материал для письменного творчества. Поэтому важность для других – не единственный её смысл. Первичнее и значительнее использование письменной разработки своей темы для тебя самого, для собственного развития. Ведь письменная речь даёт возможность тебе самому понять смыслы, таящиеся в ней.

Если тема, действительно, твоя, не будешь отмерять необходимость работы с ней от того, нужно ли это другим. Прежде всего – тебе самому! И лишь потом, отработав эту ступень, можешь попробовать предъявить её другим. Ну, тут уж как получится...

Твоя тема – это путь развития и осуществления себя.


От индивидуальности к личности

Своя тема – это то, что помогает человеку в движении от индивидуальности (набора многочисленных личных свойств) к личности (цельному образу души). Индивидуальность легко может заниматься чем угодно. Личность всё больше и всё острее сосредотачивается на своём призвании, на замысле, который в неё вложен.

Своя тема – это не выбранная для разработки тематика, как предложенная руководителем идея курсовой работы, диплома или диссертации. Это желание преломить всё, с чем столкнулся, через личное виденье, личное переживание, личное понимание.

Своя тема – это в каком-то смысле ты сам.


Своя тема – или свои темы?

Не будем думать, что своя тема – это зацикленность на некотором жизненном сюжете или на определённом подходе к сюжетам одного и того же типа. Эта тема может быть не одна, их может быть несколько, хотя вряд ли их будет ОЧЕНЬ много, потому что важна и наша сосредоточенность.

Меняются наши возраста и жизненные обстоятельства, с ними может меняться и выбор своей темы. Но обычно эти изменения достаточно пластичны, чтобы передавать эстафету друг другу. Важно ощущать, какие темы наиболее свойственно тебе сейчас. И не забывать про них, на какую бы тему ни писал.

Если задумываешься на какую тему написать, достаточно бросить два взгляда. Один вокруг себя – на великое множество тем окружающего мира. Другой – внутрь себя: что из увиденного, какой его ракурс принадлежит к твоей теме. К единственной или к одной из нескольких, но непременно к твоей. Только ты сам можешь соединить эти два взгляда – в тексте, написанном по своей теме.


Вопросы для ответов

1. В тексте этого занятия так и не сказано конкретно, что же такое своя тема. Как бы вы сформулировали это не сформулированное здесь понятие?

2. Считаете ли вы, что нащупали свою тему на сегодняшний день? Одну или несколько основных?

3. Бывает ли так, что вы пишете на случайную, не совсем свою тему?

4. Связываете ли вы то, о чём пишете, с собственной судьбой? С собственным опытом? С собственным мировоззрением?

5. Как темы, предлагаемые в заданиях Изюминки, вы согласуете с тем, что вас интересует, – со своей темой?


ВОЗ

ВОЗ-1. Напишите новогодний (рождественский) рассказ или сказку, в которой будет затронута ваша своя тема. Не обязательно, чтобы она была основной, главное – чтобы присутствовала и задавала свой тон.

ВОЗ-2. Попробуйте сформулировать свою тему достаточно разносторонне, составить своего рода указатель своих творческих направлений. Помните, что это может быть не одна тема, а несколько, но в каждой из них нужно видеть свой особый интерес.

ВОЗ-3. Слова для определений: КОРЫТО, КОШМАР, КРАСКА, КРАСКИ, КРИК.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →