Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Человек пишущий - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 1 (53)

Добро пожаловать в Изюминку-2013

В этом году занятия будут достаточно интенсивными. К этому меня подталкивает успешный ход занятий предыдущего года и то, что большинство участников занимается в студии не первый год. Но в то же время в студии есть новички – и я приветствую их особенно! Поэтому прошу каждого, кому занятие показалось дискомфортным или трудным, написать мне об этом мейлом или личным сообщением в ЖЖ. Я постараюсь объяснить непонятное и, возможно, дать ссылки на тексты, поясняющие темы или отдельные моменты в них.

Вместе с тем прежние участники не должны удивляться возвращению к темам, которые уже были – например, обращению к жанрам, о которых уже шла речь в предыдущие годы. Я постараюсь поворачивать темы новой стороной, но использование некоторых жанров в качестве ключевых инструментов письменной речи – это часть самой методики наших занятий.

Даю список тех, кто записался в Изюминку-2013. Сегодня-завтра я разошлю сводку самопредставлений участников по электронной почте. Рассылаю только тем, кто сам представил свою «визитку». Для того, кто решил сохранить анонимность (их немного), все остальные тоже останутся анонимными. Если кто-то не получил сводку, сообщите мне об этом, пришлю её снова.

aderkachev, agnile, amartaler, anna_vorona, nikaromanovna, klina, iliysakucc, jockeysilks, lanemru, leitenant, myster_ee, perrou, sapiv, savtatyana, shum_kaa, soroka_nata, sunnycountry, tania_al, tanigawa_spb_ru, turfevna, dzmitrykashlach, voyd_absolute

Итак, начинаем Изюминку-2013!



Занятие 1 (53): Человек пишущий

Для того, чтобы совершенствоваться в письменной речи, нужно прежде всего представлять себе, что это такое – человек пишущий. Об этом мы сегодня и подумаем.

«Мы» здесь говорится совершенно всерьёз. Не так важно, что надумал об этом Виктор Кротов, как то, на какие размышления этот разговор натолкнёт каждого из нас, в том числе и меня самого. Много лет я думаю об этом так и этак, но каждый раз встречаюсь с новыми разворотами темы письменной речи. Темы, которая представляется мне всё более важной.


Пишущий человек и писатель

Что значит писать? Не в смысле механически орудовать ручкой или клавиатурой, а в смысле полноценно пользоваться письменной речью.

Писать - это молча разговаривать, думая во всеуслышание. Это одновременно и сохранять, и приумножать то, чем полна твоя душа. Если стремиться именно к этому, а не к славе или гонорарам, если желать заниматься этим как можно лучше, у тебя все шансы по-настоящему стать пишущим человеком.

Если ты спасаешь жизнь от забвения, если осуществляешь себя в слове, какова бы ни была твоя судьба и судьба написанного, ты уверенно можешь считать себя писателем.

Активное владение письменной речью – важнейший шаг в историческом развитии человечества. Человек пишущий – это принципиальная ступень, на которую незаметно и неизбежно оно поднимается, даже если большинство людей ещё не сознаёт этого, а многие пользуются письменной речью, как когда-то пользовалась прямоходящая обезьяна палкой – для защиты от врагов и сбивания фруктов с дерева – не зная, что она, обезьяна, уже начала эволюционировать.

Но когда говорят о писательстве, нередко имеют в виду совсем другой подход, которым страдает современность. Это мерка успехом – известностью, популярностью, премиями, деньгами и... пусть продолжает кто хочет.

Конечно, это всё приятно и удобно. Более того, успешность становится локомотивом тех идей, которые для тебя особенно важны и которые ты выражаешь в написанном. Вопрос лишь в том, чем приходится расплачиваться за влечение к успеху и не исказит ли оно и твою собственную жизнь, и те самые идеи, которые были для тебя важны поначалу. Тут играет роль и наш выбор своего пути, и судьба, у которой может быть собственное мнение на твой счёт.

Что из этого следует практически? Что с помощью письменной речи ты можешь многое делать намного лучше, чем без неё. А главное – лучше становиться самим собой, это дорогого стоит. Но не спеши сделать письменную речь источником заработка или дорогой к известности.


Дружба с письменной речью

Чтобы писать как можно лучше, оставаясь самим собой, не прельщаясь подражанием чужому успеху, нужно дружить с языком, на которым ты пишешь.

Нужно быть мыслеприимным, не отгораживаться от того потока мыслей, который проносится через тебя, приучаться залучать мысль в слово.

Нужно быть в дружбе и с самой жизнью, внутри тебя или снаружи. Нужно искать ориентиры для того, чтобы жить на максимуме. Нужно переходить от той исходной фокусировки, которую у тебя с детства формировали воспитание и окружение (и на которую до конца дней своих можно жаловаться, что вот таким уж ты уродился), к саморазвитию, к ориентирующему увязыванию главных вещей в жизни друг с другом.

Всё это не уводит нас от дружбы с письменной речью, а подводит к ней, потому что только так можно стать по-настоящему творческой личностью. Вернее, становиться снова и снова, потому что всё время приходится бороться с силами торможения. Их полным-полно и вокруг и внутри тебя самого (знаю по собственному опыту).

Нужно прислушиваться к подсказкам, призывам и намёкам, которыми говорит с нами наша судьба. Как без этого разобраться в своём призвании, в замысле о себе самом?.. Дружба с письменной речью помогает нам в этом.


Два крыла мышления

Пишущему человеку особенно нужно помнить о том, что наше мышление имеет две стороны: рационально-логическую и образно-интуитивную. Только на этих обеих крыльях – рациональном и образном (метафорическом) - можно летать по-настоящему.

Это значит, в частности, что мало рассказать, чтобы написанное было интересно. Надо это ПОКАЗАТЬ.

Главное, чтобы и рассказанное, и показанное было наполнено вниманием к тем смыслам, которыми пропитана человеческая жизнь. Если мы стараемся разглядеть сами эти смыслы и написать о них, для этого как раз и подходит письменная речь. Если смыслы для нас – всего лишь игрушки и предмет наших собственных выдумок, это не так весело, как может показаться. Настоящие смыслы ведь никуда при этом не денутся, так что рано или поздно окажешься в конфликте с ними.

Важно ещё, что каждому из нас очень много что есть рассказать и показать. Ведь каждый человек – владелец удивительного двумирья: своего внутреннего мира и того внешнего мира, который виден именно ему, его взгляду, его пониманию, его чувствам.


Жанры как ракурсы письменной речи

Письменная речь может строиться нами по-разному. Главные способы таких построений можно назвать жанрами. Жанр – это некая условность, но условность, очень важная для писательской работы. Это как бы игра со своими правилами, но игра вполне серьёзная, а правила всегда в какой-то степени нарушаются.

Строго говоря, можно было бы сказать, что всё в литературе растёт из единственного жанра – рассказа. Ведь всё начинается с того, что автор о чём-то рассказывает. Но рассказывать можно по-разному, и вот тут письменная речь поворачивается разными гранями. Это уже жанры во множественном смысле.

Рассказ может быть поэтичным, а если мы ещё используем, для подчёркивания интонации, разбиение на строки, то это уже точно стихи. Рассказ в узком смысле слова остаётся в области прозы, да ещё не такой большой, как повесть или роман.

Рассказ, использующий не только воображение (представление о том, что могло быть), но и фантазию (представление о невозможном, но по-своему осмысленном), превращается в сказку. Рассказ, посвящённый тому, что происходит не в обычной жизни, а в жизни мыслей, мы назовём эссе. Длинный-длинный рассказ, в котором собраны представления о жизни целого народа, носит название «эпос», ну и так далее.

Жанров много, и пишущему человеку полезно все их перепробовать – не из спортивного интереса, а для того, чтобы почувствовать среди многих жанров свой жанр, хотя и он может быть вовсе не один.


Письменная речь и литературная студия

Наша студия основана не на том, что один человек учит других. Ведь невозможно научить тебя – твоей письменной речи. Этому можно только научиться самому. Но, поскольку так сложилось, что мне очень интересны именно пути такого самообучения, да и сам я его прохожу уже пятьдесят с лишним лет, студия предназначена для помощи в этом литературном самообучении. Я буду помогать побуждающими, тормошащими импульсами, а каждый из участников помогает другим тем, что по-своему проходит свой путь и позволяет другим познакомиться с собственными подходами, усилиями, удачами и пробуксовками.

Поэтому я предлагаю каждому «зафрендить» в Живом журнале всех, кто перечислен в списке участников. Советую также следить не только за исходным занятием, но и за комментариями к нему, за вопросами и ответами, за текстами, которые пишут другие участники. Но это лишь совет, настаивать на этом нет смысла. Каждый пусть сам выберет свой ритм и свой объём внимания к работе студии.

Ещё один совет – пробовать установить самостоятельное общение с теми из участников, с кем вы ощутите близость. Студия у нас необычная, участники тоже, и если уж вы здесь оказались, то постарайтесь воспользоваться возможностями контакта с другими необычными людьми, здесь оказавшимися. Тем облее что два пишущих человека могут помочь друг другу своим восприятием и даже взаимным редактированием текстов.

Кто ещё не знает, что такое «плюсики» и как ими пользоваться, посмотрите здесь.

Советую отвечать на занятие студии пораньше, не доводить до последних дней. Я не всегда отвечаю в тот же день, иногда приходится подождать. За 4-5 дней до нового занятия я начинаю готовиться к нему и перестаю отвечать на комментарии к прежнему занятию.


Вопросы для ответов

1. Чем является для вас персонально письменная речь?

2. Считаете ли вы себя пишущим человеком? С какого примерно возраста?

3. Хотели бы вы стать общественно признанным писателем? Для чего?

4. Считаете ли вы, что в жизни есть смысл (или смыслы)? Можете ли сформулировать примерно, в чём он состоит? А в чём смысл вашего собственного письменного творчества?

5. Какое из утверждений, содержащихся в тексте занятия, вызывает у вас наибольшее отторжение? (На всякий случай сообщаю: я вообще не обидчив, а уж тем более, когда идёт важный разговор.)


ВОЗ

ВОЗ-1. Напишите небольшой рассказ, сюжетом которого стала бы история, связанная с вашим стремлением писать, с отношением к письменной речи, - из любого периода вашей жизни. Можно пользоваться воображением, придумать другого главного героя и т.п., но не фантазией, то есть основой должен быть случай из жизни.

ВОЗ-2. Придумайте несколько афоризмов-определений. Позже у нас будет занятие, им посвящённое. Если вы не сталкивались с этим жанром (может быть, и если сталкивались), вот несколько источников информации о нём: НСК, Википедия, текст на сайте, Изюминка-занятие-4, Изюминка-занятие-28.

Вот слова для афоризмов-определений: КРОТ, КРОШКА, КРУЖЕВО, КРЫЛЬЯ, КУБИК.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Кладоукладчик

    Дорого стоило Файнду добраться в Долину кладов, но он решился. Туда съезжались искатели со всего мира, и многие уезжали богатыми. Вокруг долины…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…

  • Пассажиры-гриль

    Летом ехал переполненный автобус из одного города в другой. Окна в нём не открывались, и пассажирам становилось всё жарче. И вдруг – ужас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 274 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Кладоукладчик

    Дорого стоило Файнду добраться в Долину кладов, но он решился. Туда съезжались искатели со всего мира, и многие уезжали богатыми. Вокруг долины…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…

  • Пассажиры-гриль

    Летом ехал переполненный автобус из одного города в другой. Окна в нём не открывались, и пассажирам становилось всё жарче. И вдруг – ужас…