Что прошлое занятие оказалось напряжённым, я понял и по работам тех, кто в нём участвовал, и по количеству тех, кто его пропустил. Мне кажется, для участвовавших оно стало и довольно полезным.
Но одна пробуксовка произошла по моей вине – из-за недостаточного внимания, которое я уделил тому, что назвал условно «расказом-эмбрионом» (неудачное выражение, потому что вовсе не из него вырастает рассказ), а точнее было бы назвать «резюмирующей фразой», конкретно и лаконично представляющей основу сюжета. Это очень важно: сформулировать (прежде всего, для себя самого) суть происходящего в рассказе. Не смысл, не идею, не вывод, а неприкрытый костяк сюжета. Когда-нибудь мы к этому, возможно, вернёмся.
Теперь организационный вопрос. По некоторым полученным запросам я увидел, что нам полезно завести общую площадку для проблем, связанных со студией, где каждый сможет высказать свои предложения или обсудить предложенное другими. поэтому сразу после этого занятия (а если это приживётся, то и после каждого последующего) я выставлю специальный пост под названием «Площадка для обсуждений». Каждый комментарий к нему станет темой, которую предлагается обсудить (обсуждение пойдёт в комментариях к этой теме). Если площадка останется не слишком востребованной, будем считать её экспериментом.
Те, у кого есть предложения или пожелания (ко всем, не только ко мне), могут высказать их здесь и посмотреть, какая будет реакция.
Терпеливо веду список набранных плюсиков. Кому-то они ещё пригодятся. Привожу только изменившиеся суммы.
aderkachev = 32, amartaler = 28, anka_khom = 24, nikaromanovna = 34, dzmitrykashlach = 15, iliysakucc = 34, jockeysilks = 20, lanemru = 27, myster_ee = 10, perrou = 36, sapiv = 27, shum_kaa = 27, skazki_detkam = 21, soroka_nata = 25, sunnycountry = 22, tania_al = 25, tanigawa_spb_ru = 18, voyd_absolute = 23.
Занятие 3 (55): Сказка и правда
От рассказа естественно перейти к сказке. Надеюсь, различие между ними всем известно – в сказке присутствует нечто, чего не может быть в реальности. Но нельзя сказать, что оно такое уж простое, это различие. Как человек, изучавший теорию вероятностей, я мог бы спросить: «Не может быть в реальности с вероятностью ноль? Или с ничтожно малой, но всё-таки существующей вероятностью?». Но не будем о чудесах, вернёмся к сказке.
Являются ли синонимами слова «сказка» и «небылица»? Мне кажется, в каком-то смысле они являются даже антонимами. Невозможно назвать небылицей хорошую сказку. Слишком много в ней жизненной правды, какие обличия ни носили бы её персонажи, какими невероятными ни оказались бы их приключения. Настоящая сказка всегда полна правдивым смыслом.
О сказке можно прочитать в НСК и посмотреть занятия 12 (6.7.09), 19 (6.1.10) и 45 (5.4.12).
Сказка как сказание
Не так просто очертить литературные границы жанра сказки. Ведь любое сказание можно счесть своего рода сказкой – вплоть до «ревизских сказок» (поинтересуйтесь, что это такое) и ещё более древних канцелярских документов, да разве только древних...
Многие жанры сказания основным своим достоинством считает отражение реальной жизни. Но большинство их не менее условны, чем сказка, они просто стараются утаить от читателя это обстоятельство. Они наводят на себя косметику достоверности, подыскивают натуральные наряды, мастерят искусные декорации – и при этом хотят, чтобы их считали правдой жизни, а не искусством вымысла.
Сказание-сказка отличается от других сказаний откровенностью своих правил игры. Это и есть особая примета сказки: сказание-сказка – это сказание-игра. Всё хорошее, что можно сказать об игре, приложимо к сказке. Не забывайте про это, придумывая сказку. Играйте в неё сами, чтобы вовлечь в эту игру читателя.
Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает её способности отражать жизнь, а скорее увеличивает её. Сказка отражает те стороны жизни, на которые направлено её внимание, отражает пристрастно и напряжённо, словно помещает ситуацию или человеческое свойство на испытательный стенд. Недаром многие сказочные герои становятся иногда более жизненными образами, чем персонажи реалистической литературы.
Можно обсуждать, насколько правдив или надуман образ Анны Карениной. Но жизненность Буратино не подлежит сомнению, и даже добавлять к нему слово «образ» нет никакого резона. Об этом надо помнить писателю, чтобы после того, как персонаж придуман, позаботиться о его реальных потребностях – как папа Карло позаботился о куртке для деревянного человечка.
Виртуальная реальность
Ещё лучше мы поймём мир сказки, если воспользуемся выражением «виртуальная реальность». Виртуальный, то есть возможный мир сказки – это мир, чем-то схожий с нашим (без этого, к счастью, не обойтись: ведь создаём этот мир мы, люди) и одновременно чем-то отличающийся от него.
Какие-то свойства нашего мира в сказке пригашены, какие-то усилены, а какие-то особенности внесены в мир сказки из воображения. То же самое делается в игре. Условия сказки – это условия игры, в которую приглашён читатель.
Виртуальные реальности Страны Чудес и Зазеркалья, великолепно сложенные с помощью ироничной алогичной логики, остались бы всего лишь весёлым озорством, если бы читатель не бродил по их просторам в компании Алисы. Алиса, исполненная очаровательной британской невозмутимости, одухотворяет затеянную Кэрроллом игру своей несомненной принадлежность к нашему миру. Она помогает нам усваивать свободу окружающих явлений быть такими, какие они есть, и вместе с тем отстаивать свою собственную свободу оставаться собой.
Сказочную реальность создаёт писатель. Но нет смысла её просто выдумывать. Точкой отсчёта всё равно должна быть наша жизнь. Правда жизни.
От маскарада к идеалу
Сказка может показаться маскарадом. В некотором отношении так оно и есть. Сказка даёт нам возможность примерять на себя любые маски. Маски персонажей, наряды поступков, декорации ситуаций... Но важнее всего для человека, маленький он или большой, – ориентироваться в жизни. И важнее ориентироваться, прежде всего, в жизни внутренней. Вот на эту внутреннюю ориентацию мы работаем, сочиняя сказку.
Примеряя ту или иную сказочную маску, мы время от времени ощущаем её особый отклик. Мы чувствуем, что чем-то именно эта маска, этот персонаж важен для нас. Психолог скажет, что происходит наше знакомство с некоторым живым существом в нашей душе, родственным этому персонажу, с одной из своих субличностей.
В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними.
Если я воспринимаю себя как труса, мне остаётся пожать плечами и сказать: да, вот он я, я трус, и всё тут. Если я воспринимаю трусость как персонаж своего внутреннего мира, один из многих персонажей, происходит освобождающее разотождествление, теперь я могу попытаться управиться с этим персонажем. И начало этому освобождению для внутренней работы может положить сказка.
Вот "Винни-Пух" Милна. Любовь и детей и взрослых к нему во многом обязана тому искусству, с которым вылеплены его игрушечные, игровые и одновременно поразительно жизненные персонажи из различных материалов человеческой души. Мы играем со своей наивностью в облике Пятачка, с житейской умудрённостью в облике Иа-Иа, с простодушной решимостью в облике Тигры, со всеми героями книги – и доброе обаяние Пуха помогает нам сдружиться с ними, с нелепостью мира, сказочного или житейского, и в конечном итоге с самими собой.
Каждый раз, когда мы сопереживаем в сказке победе над колдуном или драконом, мы укрепляем себя для побед над злом реального мира. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться его – хотя бы внутренне. Но без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.
Верх и низ
Важнейшим качеством мира сказки является его гравитационная сила, позволяющая определить, где верх и где низ. Ребёнку важно встречаться с добром и злом в чистом виде. В жизни это встречается слишком редко, и ему трудно ориентироваться среди наших бесчисленных оговорок и среди противоположных мнений об одном и том же. История Красной Шапочки и Серого Волка, столкновение Айболита с Бармалеем позволяют ему с самого начала жизни ощутить чистоту этических красок. Разбираться в их смешении он будет всю жизнь, но начинать-то надо с чётких понятий.
Сказка хороша торжеством правды над ложью, светлых сил над тёмными. Хороша счастливой развязкой и одухотворённым пониманием печали. Сказка становится игрой вокруг важных вещей, но не игрой важными вещами. Сказочный подвиг остаётся подвигом, даже если совершающий его герой выглядит смешно нелепо, как гофмановский Щелкунчик. Игрушечных подвигов не бывает, как не бывает игрушечного горя. Сказка, как нарядная шкатулка, хранит в себе наши ценности, позволяя прикоснуться к ним и вспомнить, как мы богаты.
Что это означает практически?
Практические выводы очень важны для того кто хочет сочинить сказку.
1. Это надо делать играючи. Но не забывать, что для того, кто определяет правила игры, - это дело серьёзное. Надо тренироваться обыгрывать (офантазировать) любой предмет, любую ситуацию, любую проблему. А когда почувствуем, что игра особенно удалась, - не медля, записывать.
2. Надо помнить, что наша сказка – это наша реальность, наш мир, за который мы отвечаем. Но богатства его – из реального мира, в котором мы живём и который не нами создан. Сказка – это малый мир, частично вбирающий в себя большой для того, чтобы в чём-то разобраться.
3. Надо учиться делать эффектные маски для своих персонажей, но помнить, что и в масках они несут в себе свою правду, свою подлинность, свой идеал, который нужен нам всем.
4. Не надо терять ориентацию в сказке, путать верх и низ. Напротив, как раз сказка может лучше помочь сориентироваться, чем назидание воспитателя или свисток полицейского.
5. А во всём остальном – помнить те же принципы, о которых говорилось для рассказа. Ведь и то, и другое – сказание.
Вопросы для ответов
1. Видов сказки гораздо больше, чем видов рассказа. Какие виды сказки вы упомянули бы в первую очередь? Придумайте сами названия им.
2. Близок ли вам жанр сказки? Чем именно? Если нет, то чем он вас настораживает или отталкивает?
3. Страдает ли это занятие недостаточной конкретикой? Нашли ли вы здесь то, что поможет при сочинении сказки?
4. Какой из общих принципов, о которых говорилось на студии, особенно важен для сказки?
5. Относятся ли к жанру сказки – басня? притча? легенда? миф? научная фантастика?
ВОЗ
ВОЗ-1. Наверное, вы догадались, что к этому занятию стоит сочинить сказку. Постарайтесь, чтобы она касалась темы, которая особенно важная для вас.
ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: КУРИЦА, КУРОРТ, КУРТКА, КУСТ, КЮВЕТ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →