Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Переживание, размышление, сюжет - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 4 (56)

Индивидуальность и взаимность

Ясно, что наша студия, просто по факту объединения здесь, представляет собой некоторую общность. Но в какой мере мы этим пользуемся, мне пока неясно – кроме того, что мера эта у каждого своя. Думаю, что это нормально и естественно для творческих людей: хранить индивидуальную особость. И вместе с тем у каждого есть шанс чему-то научиться от каждого из других участников студии. Пользуйтесь этими шансами!

Пост «Площадка для обсуждений» я выставлю снова, прошлый раз эта площадка успешно сыграла свою роль.


Приятно поздравить nikaromanovna с первым местом в конкурсе «Пегасик» (в номинации «Детские и юношеские произведения других жанров»). Прежде всего тут важна её активность в попытках найти место своим произведениям, но первое место тоже на дороге не валяется.

В журнал «Примиритель» отправляли работы несколько участников студии, но редактор никому, по-моему, даже не ответил. Увы, такая стилистика не редкость. Могу сказать (выведал всё-таки у него), что опубликован только материал sapiv, с чем её и поздравляю. На мой взгляд, и остальные произведения вполне годились для публикации. Но у каждой редакции свои подходы к отбору.

Ещё раз призываю всех: участвуйте в конкурсах! пробуйте опубликовать написанное! ищите ситуации, которые плодотворны не столько премиальными бонусами, сколько тормошением к творчеству! Это часть литературной работы, не пренебрегайте ею.


Набранные плюсики – изменившиеся суммы:

aderkachev = 51, agnile = 18, amartaler = 45, anka_khom = 33, nikaromanovna = 52, iliysakucc = 50, jockeysilks = 27, klina = 20, lanemru = 37, leitenant = 34, myster_ee = 27, obi_van_ki_ro = 9, perrou = 52, sapiv = 22, shum_kaa = 35, skazki_detkam = 37, sunnycountry = 28, tania_al = 55, voyd_absolute = 36.




Занятие 4 (56): Эссе: переживание, размышление, сюжет

Проблема сюжета, которой мы занимались на занятиях, посвящённых рассказу и сказке, казалось бы, практически снимается, когда речь идёт об эссе. Но мне хочется сегодня сделать акцент не на свободе жанра эссе вообще, а на свободе автора даже в эссе использовать сюжетные возможности.

Общий подход к жанру эссе можно найти в НСК и в занятиях 7 (5.4.09) и 46 (5.5.12). Кстати, советую не пренебрегать этими ссылками, особенно если вы не нашли в занятии достаточной информации.


Принцип ДОМ и виды сюжетов

Сначала попробуем, исходя из принципа ДОМ (который, я надеюсь, все помнят), расширить представление о сюжете.

Сюжет в обычном понимании можно обозначить как Д-сюжет, то есть канву действия. Но принцип ДОМ подсказывает, что есть ещё два вида сюжет: О-сюжет ("О" - буква, а не цифра) и М-сюжет. В эссе любой из них может играть центральную роль. Но и в любом другом прозаическом жанре они могут иметь важное значение, хотя часто мы в этих направлениях действуем скорее интуитивно, чем конструктивно.

О-сюжет – это развитие образной стороны нашего текста. О-сюжет обычно прерывист, он может надолго затаиться, может сосредоточиться всего в двух-трёх местах. Но он решает очень важную задачу: создать образную память о написанном. Говоря на языке сегодняшних реалий – нарисовать некоторую метафорическую аватарку того, о чём мы рассказываем.

М-сюжет – это динамика нашей мысли. Она особенно важна именно для эссе, но нельзя пренебрегать ею и в других жанрах. Ради чего мы пишем? Как мы относимся к излагаемой нами истории? Какими размышлениями о происходящем хотим поделиться с читателем? На что хотим его надоумить, пусть даже не проявляя этого на рационально-словесном уровне?..

Можно добавить сюда, опять же имея в виду прежде всего эссе, П-сюжет, то есть линию наших переживаний, относящихся к затронутой теме. По большому счёту, этот сюжет нельзя придумать, он сам складывается в нашей душе. Но можно постараться изложить его выразительно, обращаясь к тем или иным ракурсам реальных переживаний.


Виды сюжетов в эссе

Эссе чаще всего сюжетно по мысли. Но наряду с М-сюжетом в нём вполне органично присутствовие и О-сюжета, и П-сюжета. А вот то, что мы называем сюжетом в обычном смысле слова, Д-сюжет, может показаться наименее характерным для эссе.

Размышление? конечно. Образ? чудесно. Переживание? замечательно. Но и действие вполне органично может войти в эссе.

Действительно, если по ходу эссе автор рассказывает притчу, которая имеет свой Д-сюжет, это будет лишь на пользу изложению. Такими же сюжетными по действию элементами могут стать анекдот (лихая разновидность притчи), житейский случай или другая мини-история, иллюстрирующая мысль автора. Я бы добавил сюда ещё сказку-крошку, один из своих любимых жанров. Можно придумать и другие Д-сюжетные элементы. Важно то, что Д-сюжет не противопоказан эссе – напротив, его применение действует на читателя тонизирующе.


О правилах самого свободного жанра

Теперь можно вспомнить три главных правила для эссе:
1. Писать о том, что тебе интересно.
2. Писать то, что думаешь или ощущаешь.
3. Писать так, как хочется.

Размышления о разновидностях сюжета касаются, прежде всего, пункта 2. Они подсказывают, что мысли и переживания в эссе должны не просто фонтанировать в разные стороны, но и выстраивать в некоторую смысловую линию, которую я здесь пробовал назвать и О-сюжетом, и П-сюжетом, и М-сюжетом.

Касаются они и пункта 3. Мне хотелось показать, что пользоваться элементами с Д-сюжетом интересно и это оживляет эссе. Цели своей я не скрываю: она состоит в том, чтобы вам захотелось попробовать такой подход.


Д-сюжет как общая канва эссе

Можно Д-сюжетную канву эссе использовать не только для включённого в него элемента, но и для эссе в целом. Скорее всего, это не будет сюжетом в том смысле, который относится к рассказу или к сказке, но создаст некоторую динамическую обстановку, в которую будет разворачиваться сюжет другого вида. Опять, как всегда, не привожу конкретных примеров, чтобы не создавать препятствий для вашей собственной изобретательности и творческой фантазии.

Таким образом, мы видим, что эссе очень близко примыкает к таким «сюжетным» жанрам, как рассказ и сказка. Об этом важно помнить и когда мы имеем дело с более масштабными жанрами, начиная с повести. Ведь там встречаются отступления от общего сюжета, родственные жанру эссе.

Различия между видами сюжетов и их переплетение внутри любого произведения ещё раз показывает нам условность жанровых границ. Это важно, поскольку даёт нам возможность приближаться к СВОЕМУ ЖАНРУ, как бы он ни назывался, даже если он ещё не имеет названия.


Вопросы для ответов

1. Какая из разновидностей сюжета, о которых шла речь, вам ближе всего? Не обязательно ограничиваться предложенными видами. В алфавите есть и другие буквы.

2. Какое отличие эссе от рассказа и сказки вам кажется наиболее важным?

3. Что для вас легче написать: рассказ, сказку или эссе?

4. Как вам кажется, можно ли превратить эссе в рассказ или сказку? А наоборот?

5. Кого из мастеров эссе вы читали? Кто вам наиболее интересен?


ВОЗ

ВОЗ-1. Написать эссе на тему, которая вас «заводит», и использовать в нём хотя бы один элемент с Д-сюжетом.

ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: ЛАБИРИНТ, ЛАБОРАТОРИЯ, ЛАВИНА, ЛАКОНИЧНОСТЬ, ЛАНДШАФТ, ЛАПША.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Неправильное прави́ло

    Одно прави́ло оказалось совершенно неправильным. Но оно же прави́ло – нешуточная должность. Вот оно и прáвило вовсю то, что считало неправильным.…

  • Щипатель душ

    Когда Инни учился в школе, он уже тогда любил щипаться. А когда вырос – тем более. Специальное устройство завёл: деревянное дупло, а поперёк него…

  • Очень хочется подурачиться

    Почти любому человеку, наверное, порою хочется подурачиться. Ведь подурачиться не значит одуреть или дурачить других, это что-то другое, вполне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Неправильное прави́ло

    Одно прави́ло оказалось совершенно неправильным. Но оно же прави́ло – нешуточная должность. Вот оно и прáвило вовсю то, что считало неправильным.…

  • Щипатель душ

    Когда Инни учился в школе, он уже тогда любил щипаться. А когда вырос – тем более. Специальное устройство завёл: деревянное дупло, а поперёк него…

  • Очень хочется подурачиться

    Почти любому человеку, наверное, порою хочется подурачиться. Ведь подурачиться не значит одуреть или дурачить других, это что-то другое, вполне…