Ясно, что наша студия, просто по факту объединения здесь, представляет собой некоторую общность. Но в какой мере мы этим пользуемся, мне пока неясно – кроме того, что мера эта у каждого своя. Думаю, что это нормально и естественно для творческих людей: хранить индивидуальную особость. И вместе с тем у каждого есть шанс чему-то научиться от каждого из других участников студии. Пользуйтесь этими шансами!
Пост «Площадка для обсуждений» я выставлю снова, прошлый раз эта площадка успешно сыграла свою роль.
Приятно поздравить nikaromanovna с первым местом в конкурсе «Пегасик» (в номинации «Детские и юношеские произведения других жанров»). Прежде всего тут важна её активность в попытках найти место своим произведениям, но первое место тоже на дороге не валяется.
В журнал «Примиритель» отправляли работы несколько участников студии, но редактор никому, по-моему, даже не ответил. Увы, такая стилистика не редкость. Могу сказать (выведал всё-таки у него), что опубликован только материал sapiv, с чем её и поздравляю. На мой взгляд, и остальные произведения вполне годились для публикации. Но у каждой редакции свои подходы к отбору.
Ещё раз призываю всех: участвуйте в конкурсах! пробуйте опубликовать написанное! ищите ситуации, которые плодотворны не столько премиальными бонусами, сколько тормошением к творчеству! Это часть литературной работы, не пренебрегайте ею.
Набранные плюсики – изменившиеся суммы:
aderkachev = 51, agnile = 18, amartaler = 45, anka_khom = 33, nikaromanovna = 52, iliysakucc = 50, jockeysilks = 27, klina = 20, lanemru = 37, leitenant = 34, myster_ee = 27, obi_van_ki_ro = 9, perrou = 52, sapiv = 22, shum_kaa = 35, skazki_detkam = 37, sunnycountry = 28, tania_al = 55, voyd_absolute = 36.
Занятие 4 (56): Эссе: переживание, размышление, сюжет
Проблема сюжета, которой мы занимались на занятиях, посвящённых рассказу и сказке, казалось бы, практически снимается, когда речь идёт об эссе. Но мне хочется сегодня сделать акцент не на свободе жанра эссе вообще, а на свободе автора даже в эссе использовать сюжетные возможности.
Общий подход к жанру эссе можно найти в НСК и в занятиях 7 (5.4.09) и 46 (5.5.12). Кстати, советую не пренебрегать этими ссылками, особенно если вы не нашли в занятии достаточной информации.
Принцип ДОМ и виды сюжетов
Сначала попробуем, исходя из принципа ДОМ (который, я надеюсь, все помнят), расширить представление о сюжете.
Сюжет в обычном понимании можно обозначить как Д-сюжет, то есть канву действия. Но принцип ДОМ подсказывает, что есть ещё два вида сюжет: О-сюжет ("О" - буква, а не цифра) и М-сюжет. В эссе любой из них может играть центральную роль. Но и в любом другом прозаическом жанре они могут иметь важное значение, хотя часто мы в этих направлениях действуем скорее интуитивно, чем конструктивно.
О-сюжет – это развитие образной стороны нашего текста. О-сюжет обычно прерывист, он может надолго затаиться, может сосредоточиться всего в двух-трёх местах. Но он решает очень важную задачу: создать образную память о написанном. Говоря на языке сегодняшних реалий – нарисовать некоторую метафорическую аватарку того, о чём мы рассказываем.
М-сюжет – это динамика нашей мысли. Она особенно важна именно для эссе, но нельзя пренебрегать ею и в других жанрах. Ради чего мы пишем? Как мы относимся к излагаемой нами истории? Какими размышлениями о происходящем хотим поделиться с читателем? На что хотим его надоумить, пусть даже не проявляя этого на рационально-словесном уровне?..
Можно добавить сюда, опять же имея в виду прежде всего эссе, П-сюжет, то есть линию наших переживаний, относящихся к затронутой теме. По большому счёту, этот сюжет нельзя придумать, он сам складывается в нашей душе. Но можно постараться изложить его выразительно, обращаясь к тем или иным ракурсам реальных переживаний.
Виды сюжетов в эссе
Эссе чаще всего сюжетно по мысли. Но наряду с М-сюжетом в нём вполне органично присутствовие и О-сюжета, и П-сюжета. А вот то, что мы называем сюжетом в обычном смысле слова, Д-сюжет, может показаться наименее характерным для эссе.
Размышление? конечно. Образ? чудесно. Переживание? замечательно. Но и действие вполне органично может войти в эссе.
Действительно, если по ходу эссе автор рассказывает притчу, которая имеет свой Д-сюжет, это будет лишь на пользу изложению. Такими же сюжетными по действию элементами могут стать анекдот (лихая разновидность притчи), житейский случай или другая мини-история, иллюстрирующая мысль автора. Я бы добавил сюда ещё сказку-крошку, один из своих любимых жанров. Можно придумать и другие Д-сюжетные элементы. Важно то, что Д-сюжет не противопоказан эссе – напротив, его применение действует на читателя тонизирующе.
О правилах самого свободного жанра
Теперь можно вспомнить три главных правила для эссе:
1. Писать о том, что тебе интересно.
2. Писать то, что думаешь или ощущаешь.
3. Писать так, как хочется.
Размышления о разновидностях сюжета касаются, прежде всего, пункта 2. Они подсказывают, что мысли и переживания в эссе должны не просто фонтанировать в разные стороны, но и выстраивать в некоторую смысловую линию, которую я здесь пробовал назвать и О-сюжетом, и П-сюжетом, и М-сюжетом.
Касаются они и пункта 3. Мне хотелось показать, что пользоваться элементами с Д-сюжетом интересно и это оживляет эссе. Цели своей я не скрываю: она состоит в том, чтобы вам захотелось попробовать такой подход.
Д-сюжет как общая канва эссе
Можно Д-сюжетную канву эссе использовать не только для включённого в него элемента, но и для эссе в целом. Скорее всего, это не будет сюжетом в том смысле, который относится к рассказу или к сказке, но создаст некоторую динамическую обстановку, в которую будет разворачиваться сюжет другого вида. Опять, как всегда, не привожу конкретных примеров, чтобы не создавать препятствий для вашей собственной изобретательности и творческой фантазии.
Таким образом, мы видим, что эссе очень близко примыкает к таким «сюжетным» жанрам, как рассказ и сказка. Об этом важно помнить и когда мы имеем дело с более масштабными жанрами, начиная с повести. Ведь там встречаются отступления от общего сюжета, родственные жанру эссе.
Различия между видами сюжетов и их переплетение внутри любого произведения ещё раз показывает нам условность жанровых границ. Это важно, поскольку даёт нам возможность приближаться к СВОЕМУ ЖАНРУ, как бы он ни назывался, даже если он ещё не имеет названия.
Вопросы для ответов
1. Какая из разновидностей сюжета, о которых шла речь, вам ближе всего? Не обязательно ограничиваться предложенными видами. В алфавите есть и другие буквы.
2. Какое отличие эссе от рассказа и сказки вам кажется наиболее важным?
3. Что для вас легче написать: рассказ, сказку или эссе?
4. Как вам кажется, можно ли превратить эссе в рассказ или сказку? А наоборот?
5. Кого из мастеров эссе вы читали? Кто вам наиболее интересен?
ВОЗ
ВОЗ-1. Написать эссе на тему, которая вас «заводит», и использовать в нём хотя бы один элемент с Д-сюжетом.
ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: ЛАБИРИНТ, ЛАБОРАТОРИЯ, ЛАВИНА, ЛАКОНИЧНОСТЬ, ЛАНДШАФТ, ЛАПША.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →