Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Метафора: выразительное познание - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 7 (59)

Лето. Расслабуха и соберуха

Дань летней расслабухе я отдал. На летние занятия выделено по полтора месяца вместо одного. Участники студии тоже отдали ей дань. Вместо 19 человек, принявших участие в пятом занятии, в шестом участвовали всего 14. Сообщаю об этом не очень всерьёз, поскольку лето – время особое, и у многих людей (например, у родителей) это время не расслабухи, а самой что ни на есть соберухи всех сил в связи с особыми обстоятельствами.

Что ж, седьмое занятие ещё чуточку вольготнее. Оно закончится 31 августа. Правда, особой расслабухи не получится, потому что очень уж важная тема занятия.

В конце июля – начале августа у меня будет двухнедельный перерыв без интернета (во всяком случае, прошлый год интернета не было) на время работы литературной студии «Лучик» в лагере центра реабилитации особых детей «Наш солнечный мир». Следующее занятие будет с 5 сентября.

Суммы плюсиков на текущий момент:

aderkachev = 90, nikaromanovna = 113, iliysakucc = 79, jockeysilks = 56, klina = 42, lanemru = 87, leitenant = 71, obi_van_ki_ro = 38, perrou = 119, sapiv = 75, tania_al = 39, tanigawa_spb_ru = 57, turfevna = 46, voyd_absolute = 91.




Занятие 7 (59). Метафора: выразительное познание

На предыдущем занятии мы говорили об эпитетах, и было заметно, что некоторые студийцы не всегда уверенно отличают эпитет от метафоры. Могу их успокоить – не всегда существует отчётливая граница между этими понятиями. И вовсе не обязательно формализовать её и непременно раскидывать эпитеты с метафорами в разные стороны.

Подчёркиваю это, потому что с метафорами, о которых пойдёт речь на этот раз, всё ещё запутаннее. И опять же подчёркиваю – не надо этого бояться. Надо учиться пользоваться метафорами для того, чтобы сделать свою письменную речь выразительнее и чтобы самому понять с помощью метафоры что-то важное, чего не понимал, пока её не было.

Для тех, у кого есть время и желание окунуться в мир лингвистических и философских представлений о метафоре, я дам несколько ссылок, но не призываю непременно ими воспользоваться. Просто сами ссылки показывают, что представление о метафоре само является достаточно метафоричным, глубоким и важным для пишущего и мыслящего человека. Примите также во внимание, что по некоторым из этих ссылок вы выйдете на новые ссылки, а там – на новые и так далее. Так что, наверное, лучше сначала прочитать текст этого занятия, не столь грандиозного по объёму, не столь изощрённого по терминологии, а там уж глядите...

Это лингвистически-энциклопедическое описание метафоры

Это страничка Википедии, где тоже можно найти много интересного

Это уже кое-что покруче

Очень интересный текст о психологическом действии метафор - Гарри О., Берил Х. НЛП. Полное практическое руководство. Вводный курс.

Это уже скорее философия, чем лингвистика - М. Блэк «Метафора» (сборник «Теория метафоры». - М., 1990. - С. 153-172)

А здесь можно скачать целую книгу о смысле метафоры, с названием вполне метафорическим - Роман Уфимцев «Хвост ящерки. Метафизика метафоры».


Кому нужны метафоры?

Не думайте, что я забыл задаться вопросом «Что такое метафора?». Но сначала отвечу на вопрос заголовка.

Метафоры нужны поэту, писателю, философу, учёному, да и любому говорящему или пишущему человеку. Подтверждение этому можно найти, читая не всегда простые тексты, на которые я дал ссылки (не только там; важно лишь, чтобы мысль выходила за пределы упрощённых школьных схем). А пока вы не углубились в них, поверьте мне на слово.

Теперь поинтересуемся: «Зачем нужны метафоры?», - и у нас возникнет потребность углублённо, не чисто филологически, попробовать ответить на вопрос «Что такое метафора?».

Метафора, как подсказывает этимология слова, - это перенос, сближение одного явления с другим, обладающее преобразующей силой. Она наводит нас на мысль, которую иногда и сформулировать трудно, но мысль эта может оказать намекающей, будоражащей, пронзительной и очень важной для нас.

Метафора - это сходство, углубляющее уникальность. Это сравнение различных явлений, позволяющее углубить представление об одном из них или о каждом.

Метафора – это спусковой крючок интуиции. Метафора пробуждает особые формы восприятия действительности. Отсюда такой интерес к ней у нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Метафора – это образная формула мысли. Это обращение не столько к рациональной, выстраивающей стороне мышления, сколько к его улавливающей, интуитивно-образной стороне. Это не логическое доказательство. Это образное показательство.

Метафора – это способ прикосновения к Тайне, с уважением к её сокровенности, без претензий на то, что мы знаем о том, о чём не знаем.

Метафора – это одухотворение фактов. Это умение придать им новое измерение, открывающее новые ракурсы привычной реальности.

Метафоричность – как стиль выражения восприятия мира – это радость маскарада, на котором угадываешь знакомое в незнакомом и восхищаешься незнакомым обличием знакомого.


Немного о свойствах метафоры

Сама по себе метафора ничего не решает. Но она открывает путь к постижениям и решениям.

Против метафоры логика бессильна, Попытки логически атаковать метафору могут её даже укрепить. Метафора ослабляется и усиливается другими метафорами.

Метафора задаёт тон чувству. Истолкование и теоретическая концепция тормозят его и подменяют мистификацией знания.

Мировоззренческая метафора, то есть та, которой мы реально пользуемся в своём виденье мира, - это не просто фигура речи, не просто поэтический образ. Это практический ориентир, участвующий в прокладывании жизненного пути, в формировании личности, в осуществлении призвания.


Метафоричность в афоризмах-определениях

Афоризм-определение – благодарнейший жанр для испытания метафор. У каждого из студийцев здесь есть свои успехи. Поэтому я просто приведу по одному метафорическому определению, взятому из предыдущих занятий этого года. Учитесь сами у себя!..

КРЫЛЬЯ – вёсла небесного гребца. (tania_al)
КЮВЕТ – дорожный карман для мусора, воды и происшествий. (perrou)
КУРОРТ - склад здорового климата. (aderkachev)
ЛАВИНА - белоснежная волна. (voyd_absolute)
КРОТ - строитель огородного метрополитена. (dzmitrykashlach)
КУСТ - букет древовидных молний медленно растущих вверх. (klina)
ЛАРЁК – это зародыш супермаркета. (turfevna)
КУКУШКА - пернатая гадалка. (jockeysilks)
ЛАНДШАФТ - натурщик картографа. (tanigawa_spb_ru)
КУРТКА - вторая кожа, защищающая первую от капризов окружающей среды. (amartaler)
ЛАССО - веревочная рука ковбоя. (obi_van_ki_ro)
КУЛИСЫ - волны, скрывающие большую часть айсберга театральной жизни. (skazki_detkam)
ЛУНА – бодрствующее око дремлющего небосвода. (lanemru)
ЛАБОРАТОРИЯ – месторождение открытий. (nikaromanovna)
КРОТ - шахтер из отряда грызунов. (sapiv)
КРУЖЕВО – узелковое братство. (leitenant)
ЛГУН - неудержимый вулкан, извергающий потоки лжи. (soroka_nata)
КРЫЛЬЯ – два билета в небо. (iliysakucc)
ЛАКОНИЧНОСТЬ - ограненный алмаз мысли. (myster_ee)
КРУЖЕВО – игра нити с пространством. (anka_khom)
КУБИК – пьедестал для оловянного солдатика. (agnile)
ЛАБИРИНТ — гостеприимное семейство тупиков, которое всячески препятствует вам покинуть их компанию. (shum_kaa)


Метафорические свойства языка и авторские открытия

Сам язык, которым мы пользуемся, пропитан метафорами. Поэтому мы пользуемся ими даже невольно, не всегда отмечая этот факт. Так же, как и с эпитетами, существует великое множество метафор, превратившихся в устоявшиеся идиомы. Если ими пользуются слишком часто, они превращаются в клише. Существует даже такое понятие – мёртвая, омертвевшая метафора. Я думаю, что это перегиб, и никакую метафору нельзя признать мёртвой, её всегда может оживить автор, который придаст ей своё особое звучание. Но вот метафорами-клише злоупотреблять не стоит. Читатель просто не будет на них реагировать

Хорошая, действенная, выразительная метафора – это всегда открытие, путешествие в новый ракурс явления или понятия. И прежде всего это должно быть открытием для самого автора, а потом уже – для читателя.

Шляпочник в «Алисе в Стране Чудес» задаёт вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?». Позже он поясняет, что тут и нет никакого ответа. На самом деле – ответов множество, просто Шляпочник имеет в виду рационально-логическое сопоставление, тогда как достаточно свернуть в метафорическую область, и там запестрят ответы... Ворон окажется задумчивым, как письменный стол, а письменный стол сможет нахохлиться, как старый одинокий ворон... Эдгар По будет за письменным столом выводить строку за строкой знаменитой поэмы «Ворон», а ворон на дереве возле окна одинокого учёного застынет в той же позе, как сам учёный в кресле у письменного стола... Чёрная печаль хлынет от ворона к письменному столу и зазмеится узорами на белом листе бумаги... И скульптор, который решил увековечить героиню Кэрролла, изобразит её возле почти одушевлённого Письменного Стола, на котором сидит Ворон, и оба они с интересом взирают на девочку, которую озадачил Шляпочник... Мне уже хочется увидеть эту скульптуру, погладить рукой бронзовую поверхность материализованной метафоры... Честно скажу, до того как я начал писать этот абзац, никаких заготовок на воронье-столовую тему у меня не имелось, и я сам с изумлением озирался в этой метафорической стране чудес.


Обживание метафор

Страна метафор безгранична. Но она удивительна ещё и тем, что в любую метафору можно войти и пожить в ней. Можно разглядеть в ней множество замечательных подробностей и особенностей. Можно населить её маленькими метафорами. Можно наполнить её своими настроениями и переживаниями. Можно придать ей былинный или эпический размах. Можно сохранить за ней камерный характер, инкрустировав тонкими стилистическими узорами.

«Собачье сердце» Булгакова – метафора, занявшая целую книгу... «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена – метафора, полная небольших, но выразительных метафор... Плюшевый медвежонок Винни-Пух Милна, с каждой историей приобретающий всё большую метафорическую силу... «Мёртвые души» Гоголя, где чиновничий термин стал метафорической палитрой для портрета тогдашней России... Остановлюсь, чтобы не превратить занятие в перечисление образцов мировой классики.

Удивительно и действие поэтической метафоры. Она не всегда подробна, иногда это лишь проблеск переживания, но если в ней живёт душа самого поэта, происходит удивительная и необъяснимая передача его внутреннего опыта читателю. И мы можем многие годы обживать одну поэтическую строку, поразившую нас когда-то. Но это уже обживание читательское, обживание найденного до нас...

Возвращаясь от читательского взгляда к авторскому, обращу ваше внимание на то, что я опять избегал примеров, хотя и не слишком последовательно. Потому что все примеры, какие можно привести, – это уже совершённые кем-то открытия. Задача автора – привыкать делать открытия самому, снова и снова. Потому что из этих своих открытий складывается и сам автор.


Вопросы для ответов

1. Что важнее для пишущего человека – владение эпитетами или метафорами? А конкретно для тебя?

2. Есть ли среди ваших любимых изречений такое, которое впечатляет вас не только смысловой, но и метафорической, образной стороной?

3. Всегда ли метафора справедлива? Можете ли привести пример несостоятельной метафоры?

4. Можете ли вы назвать кого-то из авторов, кому наиболее присущ метафорический стиль?

5. Трудно ли вам подыскивать метафоры? Или они приходят сами?


ВОЗ

ВОЗ-1. Написать рассказ, сказку, эссе, стихотворение или пьеску объёмом не больше трёх тысяч знаков. Если не говорить о персонажах, «главным героем» должна быть некая основная метафора. Обживите её, просмакуйте её особенности, но не забывайте про ДОМ и другие принципы.

ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ЛИВРЕЯ, ЛИПА, ЛИТЕРАТОР, ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ.
Постарайтесь максимально использовать метафорический подход. Проведите сравнение с чем-то неожиданным, с чем не принято сравнивать данное явление. И убедите в своём афоризме читающего, что у этого взгляда-ракурса есть свой особый смысл, ускользающий от невнимательного взгляда.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Виды с разворотами

    Заехал Вэк в фуникулёре на высокую гору. А там – магазин. Такие картины с горными видами продают, что дух захватывает! – Если хотите,…

  • Нюх-реклама

    - Посмотрите на этот ящичек с вентилятором. Вставляете нужный ароматизатор – и... Набившиеся в помещение люди беспокойно зашевелились. - Да,…

  • Зелёная лошадка

    Жила-была маленькая-маленькая лошадка Зюзю. Она очень любила побегать на просторе, а потом от души поваляться в траве. Так усердно валялась, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Виды с разворотами

    Заехал Вэк в фуникулёре на высокую гору. А там – магазин. Такие картины с горными видами продают, что дух захватывает! – Если хотите,…

  • Нюх-реклама

    - Посмотрите на этот ящичек с вентилятором. Вставляете нужный ароматизатор – и... Набившиеся в помещение люди беспокойно зашевелились. - Да,…

  • Зелёная лошадка

    Жила-была маленькая-маленькая лошадка Зюзю. Она очень любила побегать на просторе, а потом от души поваляться в траве. Так усердно валялась, что…