Сегодня я представляю три истории про учителя У. Важны любые ваши впечатления и замечания - вплоть до конкретных вопросов, которые стоило бы задать этому странному персонажу.
Доверять разуму
- Может ли человек доверять своему разуму, уважаемый У? – спросил один из называвших себя его учениками.
- Может ли человек НЕ доверять своему разуму? – изменил вопрос У. – И не означает ли такое недоверие, что он больше доверяет чужому разуму?.. За тебя могут найти пищу, приготовить и даже положить тебе в рот. Однако может ли другой организм усвоить съёденное тобой вместо тебя?
- Но ведь бывает один человек умнее другого, - возразил ученик. – Почему же не послушать более умного?
- Умнее – не значит разумнее, - пожал плечами У. – Ум – качество специализированное. Может быть шахматный ум, политический или математический. А разум у каждого из нас свой, к своей жизни приспособленный.
- Но, уважаемый У, если другой человек мне что-то доказал, разве я не должен с этим согласиться?
- А потом согласиться с тем, кто это доказательство убедительно опровергнет?.. Доказательство обращено только к рациональной стороне разума – выстраивающей. Но есть и другая сторона – улавливающая, интуитивная. Использовать одно из этих свойств разума и пренебрегать другим - всё равно что птице пытаться летать лишь на одном крыле... Вот только не знаю, сочтёшь ли ты то, что я наговорил, разумным – подходящим для своего разума. Ведь только ему можно доверять, какие бы мудрецы вокруг тебя ни столпились.
Странное имя
- Почему у вас такое странное имя, учитель? – спросил учителя У один из называвших себя его учениками. – Неужели ваши предки из Китая?
- Во-первых, среди потомков моих предков, Адама и Евы, есть и великое множество китайцев... – раздумчиво сказал У. – А во-вторых, это имя я взял из заботы о тех, кто называет меня учителем. Одной буквы для меня вполне достаточно. Тем более что с «у» начинаются и «учитель», и «ученик».
Мысль и слова
- Думает ли человек словами, уважаемый У? – спросил один из называвших себя его учениками. – Или мысль приходит к нему в каком-то другом виде, а он уже облекает её в слова?
- Хорошо, если мысль к нам вообще приходит, - улыбнулся У. – Если она пришла уже приодетая в слова, не буду же я приказывать её тут же переодеться. А если ей не хватает словесной одёжки, неужели мы с языком не позаботимся приодеть её?..
- Но всё-таки, - настаивал ученик, - бывают ли бессловесные мысли?
- Надо спросить об этом композитора или художника, - предположил У. – Наверняка к ним приходят мысли в других, не словесных нарядах. Впрочем, каждого из нас порою посещают мысли, нуждающиеся не в словах...
- А в чём же? – спросил озадаченный ученик.
В ответ У молча встал и удалился.