Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Сюжет - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 8 (60)

Начало нового завершения учебного года

У школьников начался новый учебный год, а у нас впереди – четыре занятия, завершающих Изюминку-2013.

Суммы плюсиков к осени:

aderkachev = 106, nikaromanovna = 101, iliysakucc = 66, klina = 55, lanemru = 100, myster_ee = 57, perrou = 135, sapiv = 87, shum_kaa = 88, sunnycountry = 78, tania_al = 64, tanigawa_spb_ru = 63, voyd_absolute = 106.




Занятие 8 (60). Сюжет

Сюжет – тема фундаментальная. Именно поэтому я не даю ссылок, вы найдёте их в изобилии на просторах интернета. Но должен предупредить: большинство текстов, посвящённых сюжету, носят литературоведческий характер. Они сосредоточены на классификациях, анализе классических произведений и тому подобных вещах, которые могут сделать вас эрудированными в этой области, но вряд ли помогут в реальной сочинительской работе.

Среди практических советов на эту тему мне тоже не попалось ничего, на что хотелось бы дать ссылку. Если вы встретите что-то интересное (а поискать всегда полезно), сообщите об этом мне и другим участникам студии.


Что такое сюжет

Попробую сказать об этом по собственному соображению.

Сюжет – это способ разворачивания темы. Чаще всего он связан с действием – с внешними событиями и поступками. Но возможны события и во внутреннем мире, а наряду с поступками имеют значение также намерения, мечты и прочие порывы души.

Сюжет – это своего рода маршрут повествования, на котором мы проходим через пункты происшествий в компании своих персонажей. Суметь наметить маршрут, собрать о нём необходимые заранее сведения, а затем достойно пройти его – обычная задача путешественника или писателя.

Но не надо забывать и про то, что сюжет – это игра в кошки-мышки с читателем, которая должна доставить удовольствие нам обоим.


Виды сюжетов

Вот этого вы найдёте в литературоведческих текстах, бумажных или интернетовских, предостаточно. Классификации, начиная с Аристотеля, перечни «бродячих сюжетов», различные типологии... – берегитесь, не спешите загружать этим сознание. Кому-то это может помочь оглядеться в литературном мире, но пишущему человеку важнее писать, чем изучать многочисленные полочки, по которым разложено написанное ранее.

Если вы собрались написать роман, соответствующий требованиям книжного рынка, чтобы добиться успеха, но ещё не определились с общим подходом, вам может пригодиться описание семи базовых сюжетов, предложенное Кристофером Букером, или куда более подробный перечень тридцати шести драматических ситуаций, составленный Жоржем Польти. Однако вряд ли это будет на пользу тому, кто хочет идти своим путём и писать по-своему.

Все эти аналитические разработки могут создать иллюзию того, что «Всё сказано на свете: несказанного нет...» (Новелла Матвеева). Продолжу цитату: «...Но вечно людям светит несказанного свет». Давно известный сюжет может приобрести совершенно новый облик в применении к современным проблемам и тем особенностям жизни, которые интересуют автора. В этом легко убедиться, прочитав любую обновлённую вариацию старого сюжета, написанную хорошим писателем.

Другое дело, что полезно представлять себе конструктивные разновидности сюжета. Знать, что сюжет может быть линейным или многоплановым, изобилующим ответвлениями и отступлениями. Что могут быть дополнительные сюжеты внутри основного. Что можно по-своему строить изложение во времени, забегая в будущее или в прошлое. И что можно изобрести свой вид сюжета, лишь бы не забыть при этом о читателе.


Структура сюжета

Простейшая, наиболее известная схема сюжета выглядит так:

1. Экспозиция (предварительное описание места и обстоятельств).
2. Завязка (событие, послужившее началом цепочки действий).
3. Развитие действия (эта самая цепочка).
4. Кульминация (максимальное обострение ситуации).
5. Развязка.(чем всё закончилось).

Я хотел бы немного дополнить эту схему, но для этого сначала присмотримся к пункту 3. Применительно к главному герою повествования развитие действия происходит следующим образом. Событие, происшедшее в завязке, ставит героя перед определённым испытанием, требующим от него мобилизации некоторых качеств. В ходе этого испытания герой претерпевает различные трудности, но, преодолевая их, он достигает того, к чему он стремился (или не достигает, но мы рассмотрим оптимистический вариант). То есть развитие действия сводится к следующему: Испытание – Трудности – Достижение. Обозначим это мнемонически – ИТД.

Теперь перейдём к уточнению структуры сюжета:

1. Зацепка. Это ещё не завязка, а лишь способ зацепить внимание читателя. Может быть, неожиданная, парадоксальная фраза. Может быть, не совсем понятная сцена. Может быть, странный или вызывающий поступок одного из персонажей.
2. Экспозиция, соединённая с завязкой. Давать просто описание места действия и общих предварительных обстоятельств может оказаться скучным и нединамичным. Поэтому лучше соединить его с завязкой.
3. ИТД. Кульминации изложение может достигать на любом из этих трёх звеньев.
4. Теперь внимание! Если у вас небольшой рассказ, одного ИТД может оказаться достаточно. Если же вы взялись за более значительный по объёму жанр, то не будете ограничиваться одним ИТД, а добавите к нему ещё одно, ещё... сколько вам потребуется. Так что мнемоника ИТД («и т.д.») окажется не напрасной.
5. Развязка. Она тоже может оказаться свой для каждого ИТД, но в конце должна быть и итоговая развязка.
6. Концовка. Это добавление к завершению истории. Это как бы прощальный привет автора читателю. Концовка может быть юмористической или озадачивающей, расширяющей понимание изложенного или переводящей внимание на другую проблему, но по сути она, как и зацепка, имеет непосредственное отношение к сюжету, поэтому я включил их в общую структуру.


Планомерная работа с сюжетом

Чтобы увидеть сюжет в целом до того, как начать писать текст, очень неплохо составить план. План позволяет увидеть и сюжет, и композицию (то есть соотношение и связь основных частей) того, что вы собираетесь написать. Продолжая сравнение с сюжетом как маршрутом, можно заметить, что в путешествии хорошо бы запастись картой.

Но планомерная работа с сюжетом включает в себя не только план-карту, но и подготовку снаряжения. Что же стоит взять с собой в дорогу?

Прежде всего – свой жизненный и душевный опыт. Люди, которых вы встречали, события, которые вы наблюдали, переживания, которые вы испытывали, - это хороший материал для вылепливания сюжета, каким бы причудливым он ни был. Ни в коем случае не думайте, что у вас недостаточно личного опыта. Проживя на свете хоть несколько лет, вы уже обладаете такими уникальными впечатлениями и переживаниями, которые свойственны только вам, и любой другой человек отличается от вас, но не превосходит, потому что количественные сравнения здесь невозможны.

Однако дополнить, а в каких-то случаях даже заменить личный опыт может погружение в те информационные потоки, которые относятся к выбранной вами теме (или темам). Книги, периодика, интернет, знакомые... – источников для такого погружения много. Вылавливайте в этих потоках всё, что может пригодиться, и складывайте про запас для вашего путешествия по маршруту.

Помогают в сочинительской дороге и списки персонажей с их характерами, и любые другие планы и перечни, которые вам захочется составить. Перестать обращать на них внимание можно в любой момент. Важно то продумывание, с помощью которого вы эти списки-планы-перечни составляете.

А затем – в путь.


Стихийно-авантюрное плавание по сюжету

Если планомерная работа не слишком органична для вас, если вы человек бури и натиска, можно пуститься в плавание по сюжету, понятия не имея, куда оно вас приведёт. Наверное, как во всякой авантюре, степень риска при этом гораздо выше. Какого риска? Риска не закончить начатое, а ведь писатель – не тот, кто пишет, а кто заканчивает.

В этом случае вашим снаряжением станут воображение (представление о той реальности, которая существует, хотя вы и не имели с ней дела) и фантазия (создание своей собственной, новой реальности – виртуальной, как сейчас говорят). Тем более что воображение всё-таки подпитывается вашим жизненным опытом, а фантазия - теми информационными потоками, в которых вы побывали до этого.

Но в то же время, если бурный порыв не привёл вас к результату, можно отдышаться – и... продолжить начатое, перейдя к планомерной работе. Со мной так однажды случилось. В сказочную повесть «Волшебный возок», которую я двадцать с лишним лет рассказывал в разных вариациях своим детям, а потом начал писать книгу, я пустился стихийно-авантюрно. Я был уверен: множества рассказанных ситуаций и придуманных персонажей мне хватит на три книги, а уж одну-то напишу легко. И написал – одну главу. После чего обнаружил в себе полную растерянность и терпеливо начал писать план.


Закон трёх У

Именно на стадии обдумывания сюжета вспомните про закон трёх У.
Повествование должно быть:

– Увлекательным.
Нельзя, чтобы читатель скучал. Это не значит, что его нужно во что бы то ни стало забавлять, ведь увлекательность может быть самой разной по своему характеру. Но, во-первых, не должен скучать сам автор. Во-вторых, он должен суметь поделиться своей увлечённостью.

– Удивительным.
Повествование должно быть достаточно новым, по-своему говорящим о жизни. У каждого автора есть его личное «по-своему», всё дело в том, чтобы дать ему проявиться в словах. Написанное должно быть в какой-то степени неожиданным – по сюжету в том числе. Новизна, оригинальность, неожиданность и делают его удивительным.

– Убедительным.
Убедительность, достоверность важна и для описания реальности, и для фантазии. Для фантазии – особенно, ведь там читатель лишён привычной поддержки собственного знания реальности. Повествование должно быть внутренне согласованным, события должны подтверждать друг друга. Читателю нужно чувствовать: да-да, так оно всё и было.


Вопросы для ответов

1. Легко ли вам придумать сюжет? Откуда вы берёте тему? Как придумываете цепочку событий?

2. К чему вы более склонны – к планомерной работе или к импульсивной? Готовы ли в сочетать их друг с другом?

3. Готовы ли вы использовать личный опыт – житейский и душевный – для создания сюжета? Смущает ли вас возможное сходство сюжетной канвы с каким-нибудь известным произведением или раззадоривает?

4. Что вам важнее для создания сюжета – собственный опыт, знание жизни, воображение или фантазия?

5. Можете ли вы назвать рассказ, повесть или роман, сюжет которого произвёл на вас особое впечатление? А фильм?


ВОЗ

ВОЗ-1. Напишите рассказ, сказку, или небольшую пьесу объёмом не больше пяти тысяч знаков. В ней должны присутствовать все шесть пунктов, перечисленных в разделе «Структура сюжета».

ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: ЛИТЕРАТУРОВЕД, ЛИЦА (во множественном числе), ЛИЦЕМЕР, ЛИШНЕЕ, ЛОБ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 143 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →