Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Детская литературная студия в "Вечерней Москве"

Сегодня в еженедельнике "Вечерней Москвы" вышло второе занятие моей маленькой литературной студии для детей. Первое было в конце августа.

Для тех, у кого есть дети, помещаю под катом оба вышедших занятия.

Меня зовут Виктор Кротов. Я писатель, у меня вышло много книг: сказки, стихи и всякое другое. Я давно занимаюсь с детьми, которые учатся сочинять. И скажу, что можно замечательно сочинять в любом возрасте!

Сочинять – значит соединять слова так, чтобы им было хорошо друг с другом. Тогда они будут рады выразить твои настроения, мысли, фантазии.

Попробуем?

Для сочинителя есть разные жанры. Это как игры, надо знать, как в них играть. Об этом я и буду рассказывать.

Занятие 1. Афоризм-определение

Самый короткий жанр – это афоризм. Так часто называют изречения великих людей. На самом деле это просто краткое необычное высказывание.

Для нас интереснее всего жанр «афоризм-определение».

Определение – это когда ты говоришь о том, что означает какое-то слово. Но не так, как в толковом словаре, а необычно, по-своему.

Это отличная игра – придумывать определения! Быстро и метко, как стрелок в тире. Выбери какое-нибудь слово. Такое, чтобы тебе хотелось придумать – что это такое. В тире тоже сначала выбирают мишень.

Теперь попробуй объяснить это слово коротко и необычно. Не так, как объяснил бы учебник, а поинтереснее. Чтобы в определении был ТВОЙ смысл.

Вот, например, определения, которые придумали авторы от 5 до 9 лет:

КЛОУН – это весёлое чудо-юдо.

ЛОШАДЬ – высокие качели.

МЕТРО – дом быстрых кротов для людей.

СКОРЛУПА – обёртка от яйца.

Придумывание определений – это такая игра в разгадывание. Ты по-своему додумываешься, что означает слово. И записываешь свою догадку.

Можно придумать определение-картинку. Или смешное определение.

Можно самому проверить, удалось ли тебе определение. Оно состоит из двух частей. Слева – слово. Справа – само определение. Закрой левую часть и прочти правую. А теперь подумай, можно ли догадаться, что за слово ты закрыл? Если можно (пусть даже с трудом), то всё в порядке. Если никак нельзя, стоит что-то добавить или изменить.


Занятие 2. О стихах

Чем стихи отличаются от прозы? Пока мы не делим наш текст на строки – это проза. А если нам важно, как звучит каждая строка и как они звучат друг за другом, – это уже стихи.

Стихи позволяют выражать переживания. Этому помогает их музыкальность. Каждое стихотворение – немножко песня. Некоторые стихи и становятся песнями.

Когда другой человек читает стихотворение, он обычно чувствует что-то похожее на переживание автора.

В стихах часто используют картинки-сравнения. В прозе тоже можно сказать, что облако похоже на снежную гору. Но в стихах выразительнее.

Если тебе весело, можно добавить к этой картинке птиц, слетающих с облачной горы, как озорные лыжники. А если тревожно, можно сказать, что эта гора становится всё тяжелее и даже страшно: не рухнет ли она на землю. Когда сравнение становится такой особой картинкой, про неё говорят: «образ».
Хорошо, когда в стихах много сравнений и образов. Чем они необычнее, тем интереснее стихи.

Можно в строках подсчитывать число слогов и ударений. Если строки похожи этим друг на друга, то говорят, что стихотворение имеет свой «размер». У самых известных размеров есть особые названия.
Но когда сочиняешь, это знать не обязательно. Нужно просто стараться, чтобы они звучали складно. Чтобы в них была музыка.

Ещё в стихах бывают рифмы – слова, похожие по звучанию. Они тоже помогают музыке стихов. Но стихи не обязательно должны быть с рифмами.

Легко придумывать обычные, всем известные рифмы. Необычные найти труднее. Зато с ними стихи интереснее.

Можно сочинять СВОБОДНЫЕ СТИХИ. Такие, где рифм нет (или почти нет), где строки не обязательно одинакового размера. В этих стихах есть только разделение на строки и складное течение слов – чтобы в каждой строке была музыка и чтобы музыка шла от одной строки к другой.

Не все знают про свободные стихи. А ты теперь знаешь. Поэтому не смущайся, если тебе скажут, что это не стихи – без рифм и размера. Если есть музыка и образы, то всё в порядке.

А вот три небольших стихотворения, авторам которых 8-9 лет:

***
Кошка бегала весь день,
Догоняя свою тень.

Радуга
Разноцветные цвета -
Это просто красота.
Висят вверху, не падают,
Нас с тобою радуют.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА, дети, стихи, творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments