- Когда с вами разговариваешь, уважаемый У, – сказал один из называвших себя его учениками, - всё становится просто и понятно. Нет-нет, - это не комплимент, - добавил он, заметив ироничную улыбку на лице У. – Я хотел бы привести в пример мастеров дзен или суфиев, которые часто говорят загадочными иносказаниями, потому что напрямую о важных вещах говорить невозможно, слишком глубоко эти вещи скрыты.
- Ты не задал вопроса, - отметил У, - но мне кажется, что я его понял. Не упрощаю ли я проблемы, не подменяю ли чем-то вульгарно-доступным?..
Ученик смутился:
- Я бы не стал так резко формулировать...
- Конечно, не стал бы. Это моя формулировка, не твоя. Но скажи, видал ли ты такую прозрачную воду, что видны, как говорится, камешки на дне?
- Встречал, - кивнул ученик, но тут же спохватился: - Камешки видны, если дно не очень глубоко.
- Отличная поправка, - одобрил У. – Но ты сказал, что важные вещи скрыты очень глубоко. Значит, и самая прозрачная вода не позволит их увидеть. Зато она позволяет вглядываться в те тайны, которые ближе, чем дно. Тем более что глубина может оказаться и бездонной. Цель мастеров дзена, суфиев и других мудрецов в том, чтобы научить вглядываться.
- А ваша цель? – с вызывающей прямотой спросил ученик.
- Она гораздо проще, - охотно отозвался У. – Ведь я лишь отвечаю на вопросы. Ты задаёшь вопрос – значит, ты уже начал вглядываться. Моё дело – посодействовать в этом. Хотя именно в этой нашей беседе что-то не совсем так...
Ученик вопросительно взглянул на У, в улыбке которого теперь не было никакой иронии, только удовольствие от разговора, который, видимо, подошёл к завершению:
- Ты ведь в начале так и не задал мне вопроса...