Занятие 3. Свободное трёхстишие
Напомню: верлибр – это такие стихи, где есть музыка и образы, но нет обязательных рифм и размера. Такие стихи интересно сочинять, потому что в них можно выразить всякие тонкости настроения.
Один из самых чудесных жанров такого вида – это СВОБОДНОЕ ТРЁХСТИШИЕ. Всего три строчки составляют самое настоящее стихотворение!
Когда придумываешь трёхстишие, не надо тратить силы на поиск рифм или на подсчёт слогов и ударений в каждой строке. Зато стараешься, чтобы оно складно звучало, чтобы в нём была картинка с настроением. Здесь важны переходы от слова к слову, от строки к строке.
Трёхстишие словно само помогает автору. Даже простые слова и строки наполняются в нём особым смыслом. Читатель чувствует не только сказанное, но и недосказанное.
У трёхстишия, кроме трёх строк, может быть и ещё одна: это его НАЗВАНИЕ. Название помогает понять стихотворение. И что-то добавляет к той картинке, которая в нём нарисована.
Рифмы здесь не нужны, хотя и не запрещены. Но если уж рифма встречается, то лучше внутри строк, а не на концах.
Взрослый, который много читал, может сказать, увидев трёхстишие: «А, знаю, это хокку».
Хокку (или хайку) – так называются японские трёхстишия, известные давным-давно. Но у японских трёхстиший много сложных правил. Да и сочинять их лучше по-японски.
Когда сочиняешь по-русски свободные трёхстишия, совсем не обязательно называть их японским словом. Так и объясни начитанному взрослому.
Если тебе понравилось, сочиняй трёхстишия сколько угодно! Это очень подходящий жанр и для начинающего поэта, и для опытного.
И пусть твои трёхстишия будут разнообразными. Каждое пусть будет особым – как любой день жизни. Трёхстишие позволяет выразить любые переживания. И сохранить самое удивительное из того, что удалось заметить вокруг себя.
А вот трёхстишия, авторам которых 7, 9 и 11 лет:
* * *
Котёнок смотрит на луну
И надеется,
Что он её поймает.
* * *
Смотрю в окно, как в пруд.
Вижу в пруду птицу.
Пруд прозрачный, а птица воздушная.
* * *
Засохшие листья липы
В плену у книжных листьев
Доживают свой век.