Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Юмор и самоирония - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 10 (62)

Что после результата?

Тема предыдущего занятия поставила меня в странное положение, когда подошла очередь следующей темы. Всё – результат!.. Что же может быть после результата?..

Но вскоре пришла спасительная мысль, и я одобрительно похлопал её по собственному лбу: когда всё кажется завершённым, остаётся лишь отнестись к этому с юмором. Улыбнуться иллюзии завершённости – и отправиться в путь, который когда-нибудь снова приведёт к результату (ведь писатель – не тот, кто пишет, а тот, кто заканчивает)... Вот и поговорим об улыбке, юморе и самоиронии.

Суммы плюсиков для тех, кто участвовал в «результативном» занятии, даже если и не отметился на КсинКсии:

agnile = 31, aderkachev = 129, nikaromanovna = 126, himmelsweit = 47, iliysakucc = 10, klina = 88, lanemru = 131, obi_van_ki_ro = 45, perrou = 137, sunnycountry = 96, tania_al = 70, tanigawa_spb_ru = 78, voyd_absolute = 126.




Занятие 10 (62). Юмор и самоирония

Скорпион по гороскопу, я неизбежно люблю юмор. Но эту тему затрагиваю на занятиях Изюминки впервые за пять лет. Кто угадает – почему?..

Она всегда казалась мне слишком серьёзной.

Но надо же мне как-то развеселить изюмчан после такого стрессового занятия, как прошлое. Надеюсь, это удастся либо за счёт самой темы, либо за счёт тех ляпов и упущений, которые мне придётся сделать, пытаясь втиснуть необъятную и неизъяснимую тему в невеликий формат нашей студии.


Стиль, приём или специя?

Что такое юмор в литературе? Жанром его не назовёшь. Есть разные юмористические жанры, но нет жанра, в котором юмор был бы невозможен. Тогда что же? Авторский стиль, специальный приём или специя, которой можно приправить всё, что пишешь, – в разной пропорции, с соблюдением рецептов писательской кухни?..

Можно сказать, что юмор - это хорошо организованное недоразумение. Иногда это дурацкое столкновение двух серьёзностей, иногда - кувырок ума через разум, а иногда - элегантная нелепость. Но если говорить о воздействии юмора, то можно назвать его алхимией освобождающего удивления, позволяющей преодолеть какие-то внутренние препоны и поэтому увидеть реальность немного под другим ракурсом или в другом свете.

Сложность в том, что юмор писателя всегда опирается на читательское чувство юмора, а оно у каждого человека своё. И мы всегда вынуждены надеяться, что читатель увидит смешное в дурацком, парадоксальное в несуразном и радостное в нелепых попытках того, что только начинает становиться.

Порою юмор требует осторожности. Ведь к его ведомству относится, например, сарказм – хищная фраза, требующая аккуратного обращения. А ещё – пародия, издёвка, высмеивание... Даже ирония может быть такой горькой, что к юмору уже её и не особенно причислишь. Хотя её ядовитость может играть и целительную роль.

Наверное, самое лучшее охранительное средство – это глубинная любовь к тому, что становится у тебя объектом юмора. Но здесь открывается ещё одна бескрайняя тема...


Юмор стиля, мысли и образа

Хотя авторский стиль должен быть прежде всего личностным, свойственным именно конкретному автору, но замечательно, если автор, оставаясь собой, владеет разными стилями подхода к теме. Разными манерами письма, как говорят обычно о художниках. И юмористический стиль всегда важен для автора. Чем серьёзнее затронутая им тема, тем эффективнее действует юмористическая пауза или юмористический ракурс всего произведения. Прочитайте (или перечитайте) рассказ Достоевского «Бобок». Посмеётесь ли вы или задумаетесь?..

Юмор, как и оригинальное мышление, всегда дружен с парадоксами. И то, что мы назовём шуткой, когда речь идёт о привычных бытовых вещах, превращается в парадоксальное мышление, когда автор пишет о чём-то очень важном для него. Такое мышление по-хорошему озадачивает читателя и побуждает не столько улыбаться, сколько размышлять. Этим особенно отличается афористика, но такое же явление существует и в других литературных жанрах.

Особенной выразительности юмористическая, ироническая и парадоксальная стилистика достигают тогда, когда они используют изображение, персонажей, их поведение, речевые особенности, то есть образную сторону повествования. Чем больше мы ПОКАЗЫВАЕМ, тем легче нам заставить работать в пользу юмора наших персонажей, а не подыскивать самим очередную авторскую шутку. Вот возьму и придумаю неунывающего толстенького Запиналку, который тушуется на людях перед любым весельчаком. А дома, среди родных, он сыплет шутками направо и налево, никому не позволяя огорчаться из-за мелочей жизни. Можно смело передать ему все приходящие в голову мне, автору, удачные хохмы, да и посредственные тоже – чтобы персонаж был убедительнее.


Авторская самоирония

В любом случае в нашем распоряжении остаётся такое необходимое средство как самоирония. Стоит заметить, что она бывает персонализированной (когда автор иронизирует именно относительно самого себя) и ослаблено обобщённой (когда автор говорит не о «я», а о «мы», о нас, людях и о нашей забавной человеческой природе). Так что если вы хотите потренироваться, но себя пока жалко, можно для привыкания пользоваться вторым методом. Что-то вроде прививки, как сказал бы Запиналка. Сам бы я, разумеется, к такой простенькой метафоре прибегать не стал бы.

Самоирония необходима автору по нескольким причинам. Во-первых, она позволяет сдувать с написанного пену излишнего форса и пафоса, которая возникает непонятно из чего, но всё-таки возникает. Во-вторых, она обеспечивает своего рода щекотание читателя, чтобы он не заскучал над нашим текстом. В-третьих, самоирония позволяет повернуть изложение немного другим ракурсом, чтобы оно стало стереоскопичнее. В-четвёртых, читатель чувствует себя на равных с писателем или даже немного повыше достоинством – ведь в его адрес, конкретного читателя, таких шуточек при чтении не поступает. А в-пятых и в-шестых, если я о чём не подумал, то могу ведь спросить у участников занятия, что ещё стоит добавить...


Самоирония персонажа и авторская помощь ему в этом важном деле

Похожие причины подсказывают нам, что и персонаж, особенно если от его имени идёт повествование, имеет важные основания для самоиронии. Она помогает читателю сблизиться с нашим героем и сочувствовать ему не только в его испытаниях, но и в ироническом самовосприятии (это то же самое объединяющее людей «мы», о котором говорилось немного выше).

Но если наш герой не склонен к самоиронии (а такое тоже бывает, ведь не все люди, реальные или текстовые, способны при случае посмеяться над собой), то наше авторское дело помочь ему в этом и улыбнуться вместе с читателем некоторым свойствам этого самоуверенного персонажа.

Что касается героя, тут важно не перегибать палку, чтобы сохранить читательское сочувствие ему. Если уж нас распирает желание кого-то вышучивать, для этого можно завести других персонажей, предназначенных для высмеивания и сатирического обличения.


Немного о приёмах

Самый распространённый и наиболее простой из приёмов смеходобычи из недр читательского восприятия – это создание забавных неожиданностей. Усилить его можно повторением случайного стечения обстоятельств ещё и ещё раз. Но успех этого приёма зависит от того, на какую аудиторию вы рассчитываете. Если на маленьких детей, это более оправдано. Если ещё и на их родителей, соблюдайте меру.

Смешными могут быть контрасты между персонажами – например, Чехов самим названием «Толстый и тонкий» создал иронический камертон для рассказа (который, надеюсь, все читали). Смешными могут быть контрасты между ситуациями: взлёт и падение, или наоборот, внезапное попадание «из грязи в князи» (вспомним «Принц и нищий» Марк Твена).

Сам персонаж, чтобы создавать юмористический накал, вовсе не обязан быть смешным или пародийным. Можно создать для него такой образ и речевую характеристику, которые будут забавны сами по себе, а не в силу того, что персонаж достоин осмеяния.

Источником юмористических разворотов является «остранение», то есть необычное восприятие нашим персонажем обычных вещей. И даже не обязательно, чтобы это был марсианин, оказавшийся на Земле. Вполне достаточно иного мировосприятия, некоторого чудачества или экстравагантной рассеянности.

Ещё одним подходом к юмористической подаче ситуации или характера является создание некоторого абсурдного поля взаимодействия, в котором один не понимает другого (или даже не стремится к этому), а читателя это выталкивает одновременно и к улыбке и к инстинктивному желанию всё-таки определиться для себя пути осмысления бессмыслицы. Кто не читал Беккета и Ионеско, прочитайте «В ожидании Годо» или «Лысую певицу». Надеюсь, что с прозой Хармса каждый в какой-то степени знаком.

Это ОЧЕНЬ НЕМНОГО о приёмах. Не только потому, что их великое множество, но ещё и потому, что юмор требует штучного, личного подхода. И я буду очень рад познакомиться с приёмами, которые придумаете вы сами.


Вопросы для ответов

1. Считаете ли вы, что в каждом произведении должен присутствовать юмор? Если нет, то как описать те, где не должен?

2. Есть ли у вас особое пристрастие к юмористическим рассказам? к сатирическим? к пародиям? Или особая антипатия?

3. Склонны ли вы к самоиронии?

4. Какие писатели или произведения представляются вам образцами искромётного юмора?

5. О какой разновидности юмора не упоминается, к сожалению, в этом занятии?


ВОЗ-1.
Вам не обязательно писать юмореску или сатирический памфлет о несуразностях жизни настоящего, будущего или прошлого. Напишите рассказ (не сказку, не пьесу, не стихи и не эссе), в котором будет присутствовать юмор. Объём – до пяти тысяч знаков, а меру присутствия юмора определяйте сами.

ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: ЛЮСТРА, МАВЗОЛЕЙ, МАК, МАКИЯЖ, МАКЛЕР.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Простак по-настоящему

    - Ты такой разный бываешь, - заметил малыш Захарка своему другу Простаку. – То весёлый, разговорчивый, то задумчивый, молчаливый... - Ты тоже…

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Простак по-настоящему

    - Ты такой разный бываешь, - заметил малыш Захарка своему другу Простаку. – То весёлый, разговорчивый, то задумчивый, молчаливый... - Ты тоже…

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…