Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

То, для чего - ИЗЮМИНКА-2013, занятие 11 (63)

Изюминка-2013 заканчивается, Изюминка-2014 впереди

Последнее занятие Изюминки-2013 побуждает к подведению итогов.

Как обычно, к концу года в занятиях участвовало уже вдвое меньше, чем в начале. Тем интереснее оказалось работать с наиболее настойчивыми, повышая уровень занятий. Сейчас уже поздно давать задний ход, так что последнее занятие будет тоже не детсадовским.

От всех, кто в этом году участвовал хотя бы в одном занятии, я буду рад получить деловой отклик с критикой и пожеланиями на будущее. Оправдания типа «я не смог участвовать во всех занятиях, потому-то и потому-то» совершенно не нужны, потому что у каждого свои обстоятельства, и я это прекрасно понимаю. Хотя узнать о важных переменах в вашей жизни, разумеется, мне будет интересно.

В течение декабря я рассчитываю получить заявки от всех, кто собирается участвовать в Изюминке-2014.

Те, кто уже занимался и присылал свою «визитку», могут или обновить её (прислать заново), или сообщить мне, что остаётся прежний текст. Первый вариант предпочтительнее.

От новых участников я жду текст «визитки». Это краткая информация о себе, написанная в произвольной форме, - для других участников студии. Она не будет публиковаться в ЖЖ, комплект визиток я буду рассылать по электронной почте тем студийцам, кто прислал свою. А в заявке на участие в студии напишите не только о себе, чтобы мы были знакомы, но и том, зачем вам студия, каковы ваши ожидания, связанные с ней. Не забудьте прочитать информацию для новых участников (на него можно выйти через оглавление моего ЖЖ).

Последний раз привожу суммы плюсиков этого года. С январского занятия начну считать их заново.

agnile = 37, aderkachev = 135, nikaromanovna = 144, himmelsweit = 53, iliysakucc = 22, klina = 98, lanemru = 142, mashkin_84 = 19, perrou = 155, shum_kaa = 115, sunnycountry = 106, tania_al = 87, tanigawa_spb_ru = 90, voyd_absolute = 137.

Всё сказал?.. Тогда можно начинать занятие. Если что забыл – вопросы завтра на форуме.



Занятие 11 (63). То, ради чего

Зачем мы вообще пишем? Ради чего?..

Мы говорили на близкую тему в начальном занятии этого года, но не углублялись в это «ради чего». А это ведь очень интересно не только с точки зрения мотивации автора, но и в отношении каждого конкретного текста. Даже если я пишу ради денег или возможного почёта, это относится ко мне как человеку, но ещё не к тексту, который предъявлен читателю. Чтобы писать хорошо, о тексте нужно заботиться безотносительно к собственным мотивам.

Вот об этом мы и поговорим. Ради чего написан наш конкретный текст?

Сразу уточню, что это наша писательская кухня, кухня пишущего человека. Читателю вовсе не обязательно догадываться об этом «ради чего». Так или иначе он это может почувствовать, но, в общем-то, это наше личное писательское дело.


«М» из принципа «ДОМ»

Во-первых, вспомним про букву «М» из нашей мнемонической напоминалки «ДОМ». Она говорит о том, что в основе каждого произведения должна быть какая-то мысль. Может быть, именно мысль будет для нас тем, ради чего мы написали свой текст.

Чаще всего так бывает в эссе. И в нём не всегда эта самая мысль выражена явно, иногда она просто растворена в тексте, просто присутствует в нём.

В остальных жанрах тем более ни к чему явное выражение дорогой нам мысли. Читатель этого не любит, называет морализированием. Только в басне уместна чётко сформулированная мораль (кстати, тоже на «м» начинается), но в басне она обычно поддержана выразительной картинкой, к которой мораль и прилагается.

К тому же нашу мысль не всегда можно сформулировать в виде рационального утверждения. Может быть, мы для того и пишем рассказ или сказку, чтобы попытаться выразить нечто смутное и неуловимое. Чтобы наше «то, ради чего» поселилось в написанном. Но знать, что добиваешься именно этого, полезно – иначе как же подберёшь необходимые выразительные средства?..


«О» из принципа «ДОМ»

Буква «О», в свою очередь, говорит о том, что в нашем произведении должен присутствовать образ, то есть картинка, нарисованная нашим воображением для читательского воображения. Но не всегда мы придумываем образ специально. Бывает, что картинка приходит к нам раньше всего – и именно она становится импульсом для того, что мы захотели написать. То есть образ и есть «то, ради чего».

Но нарисовать образ сам по себе маловато. Стоит его обдумать, то есть подкрепить мыслью, о которой мы только что говорили. Разница лишь в том, что является главным для нас, а что необходимой укрепляющей поддержкой. Если мне дорога мысль, на помощь необходимо призвать и образное мышление. Если дорог образ, его укрепляет моё авторское осмысление (что не мешает читателю всё осмыслить по-своему).

Картинка, которую мы рисуем словами, может оказаться гораздо шире того образа, который стал для нас изначально ключевым, побудив нас взяться за перо. И только для себя мы будем знать, что ради этого пустились в дорогу, которая привела нас в другие края. что ж, побуждение тоже много стоит...


«Д» из принципа «ДОМ»

Осталась ещё одна буква из той же мнемоники (которую, надеюсь, уже все хорошо помнят). «Д» означает «действие». Но разве можно писать, скажем, просто ради того, чтобы описать действие?

Давайте теперь отойдём от мнемоники «ДОМ» и будем говорить не «действие», а «ситуация», «событие» или «случай» (почему-то все три слова на букву «С», но слово «СОМ» в качестве мнемоники мне нравится меньше). Нередко в жизни случаются ситуации, которые хочется запечатлеть, описать, нарисовать, осмыслить. И вот такой случай вполне может стать «тем, ради чего».

Разумеется, описывая случай, мы превратим его в некоторую картинку и постараемся раскрыть смысл, который в нём увидели. Так что все буквы мнемоники соберутся вместе.


Выстраивающий подход и улавливающий

Наше мышление использует два принципиально разных подхода – выстраивающий (рациональный, логический, конструктивный) и улавливающий (интуитивный, образный, метафорический). Психологи различают соответственно левополушарное и правополушарное мышление. «М» - мысль больше соответствует выстраивающему подходу, «О» - образ – улавливающему.

Задача пишущего человека – соединить эти два подхода в своём тексте (пусть даже с перевесом в пользу одного из них). То есть обогатить мысль изображением, а изображение осмыслением. То же верное и для случая, который мы описываем: надо и дать читателю всё увидеть и постараться навести его на осмысление, не обязательно наше собственное, включить его собственное соображение даже важнее.

Можно подумать, что при этом «то, ради чего» окажется незаметным и незначительным. Здесь уже нам надо подумать, как дать ему сыграть свою роль. Может быть, это скажется на выборе названия. Может быть, мы тщательно продумаем построение написанного. Может быть, используем другие приёмы привлечения внимания к тому, что представляется нам особенно важным.


Тормошащий элемент

«То, ради чего» имеет и ещё один смысл. Ради чего мы побеспокоили читателя? Что такого мы хотим сообщить ему (пусть неявно, через художественное изображение)?

Не всегда мы можем непосредственно заинтересовать другого человека (читателя) тем, что интересно нам самим. Поэтому стоит позаботиться, чтобы в написанном содержался какой-то особый тормошащий элемент, выводящий его из состояния покоя, торможения или инерции.

Тормошащую роль могут играть неожиданность, парадокс, удивление, юмор, фантазия... – всё, что помогает человеку встряхнуться и обратить внимание на выходящее за рамки привычного. Растормошить – самый верный путь к тому, чтобы сработало «то, ради чего».


Вопросы для ответов

1. Всегда ли вы чётко представляете себе то, ради чего написан ваш текст или ради чего вы собираетесь написать его?

2. Какое мышление вам боле свойственно – правополушарное или левополушарное? Улавливающее или выстраивающее?

3. Как по вашему, ради чего написано это занятие?

4. Чем вам особенно запомнилась Изюминка-2013?

5. Если вы собираетесь заниматься в Изюминке-2014, то какие у вас пожелания к занятиям и заданиям будущего года?
Если не собираетесь заниматься, то связано ли это с особенностями студии? Как именно?


ВОЗ-1.
А теперь забудьте всё, о чём только что прочли в занятии. И просто с удовольствием сочините что-нибудь. Святочный рассказ, новогодний рассказ, просто рассказ, сказку, фэнтези, эссе... Да хоть поэму!.. Только постарайтесь вместиться хотя бы в тот объём, который отведён для одного поста в ЖЖ, - это не так уж мало.

ВОЗ-2.
Слова для афоризмов-определений: МАКРАМЕ, МАКУЛАТУРА, МАЛЁК, МАЛЫШ, МАЛЮТКА.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 143 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt