Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Простые начальные вещи - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 1 (64)

Изюминка-2014 начинается с самого простого

Ещё раз с новым годом! На этот раз не с тем, который пишется с больших букв, или хотя бы с одной, а с новым годом нашей литературной студии. Он будет совершенно особым, иначе не получится. И состав у нас обновлённый, и повторяться нет смысла.

Надеюсь, те, кто уже занимался в этой студии, не обескуражены темой занятия и не считают, что мы начнём всё сначала. В этом году у нас присутствуют и люди, уже интересно пишущие, и те, кто только начинает овладевать письменной речью по-настоящему. Для тех и других студия – как тренажёрный зал, где одни накачивают литературную мускулатуру, а другие поддерживают её в форме
Поэтому я буду стараться строить занятия на двух уровнях, стараясь использовать для этого один и тот же текст. Каждое занятие будет обращено к каждому из участников.

Мне нужна для этого и ваша помощь.
От опытных участников студии я жду поддержки в адрес новопришедших. Читайте их, не дожидаясь моих рекомендаций, и оставляйте свои доброжелательно-конструктивные замечания (кстати, многие из них в этом году были меткими и полезными, для меня тоже). Отвечайте на их комментарии независимо от моих ответов. Могу вас заверить, что это полезно для вас ничуть не меньше, чем для них, а объяснять почему – не буду.
От новых участников студии я жду активности. Задавайте вопросы, переспрашивайте всё, что непонятно и что нельзя посмотреть в интернете. Но помните, что студия работает не первый год и много интересного можно найти в предыдущих шестидесяти трёх занятиях и в книге «Написать свою книгу» (в ссылках я называю её НСК). Помните, что для реальной эффективности занятий стоит прочитать НСК и пройти хотя бы один годовой цикл (11 занятий), а это удаётся обычно лишь трети участников или чуть больше. Постарайтесь быть в этой трети. Не забудьте в настройках ЖЖ включить уведомления о моих постах, потому что некоторые из записей, не только само занятие, относятся к работе студии. Не забудьте зафрендить всех участников студии и открыть им доступ к своей страничке, где вы выставляется работы, написанные в рамках студии. Кроме того, с каждым из остальных участников вы можете связаться индивидуально – через личные сообщения ЖЖ.

Привожу перечень участников студии на сегодняшний день. Сюда не включены те, кто не прислал мне письма по электронной почте, или не ответил на мои дополнительные вопросы, или не прислал своей «визитки». Возможны и мои собственные ляпы, на них надо мне строго указать. Всё постепенно устаканится.

aderkachev, agnile, amartaler, angelinakljuiko, nikaromanovna, iliysakucc, klina, lanemru, mashkin_84, perrou, rose_vetroff, shum_kaa, soroka_nata, tania_al, tanigawa_spb_ru, voyd_absolute, zolotuhin_fang

Через некоторое время я разошлю комплект визиток. Если кто не получит его до следующего занятия – сигнальте.




Занятие 1 (64). Простые начальные вещи

Начиная новый студийный год, хочется перебрать то необходимое снаряжение, которое может пригодиться любому из нас – хоть старшекласснику, хоть пенсионеру (представителем этой славной категории являюсь я сам). Очень жалею, что мне о некоторых вещах не сказали прямым текстом, когда я был старшеклассником. Впрочем, не знаю, смог бы я это хорошенько усвоить или нет. Уже не проверить...

Могу также признаться, что ни одну из этих простых – простейших! – вещей не считаю усвоенной окончательно. Вот почему надеюсь, что каждому из нас полезно к ним лишний раз присмотреться.

С этого мы и начнём - с личного усвоения.


Не глотать орехов в скорлупе

Видите – до смешного простая вещь уже с самого начала. Какой идиот глотает орехи в скорлупе?

Но это идиома, образное выражение, а значит речь не об идиотах, к которым мы с вами вряд ли относимся, а об идиоме. Но идиома тоже говорит о простой вещи: питание нужно усваивать. В частности, орех стоит для начала расколоть и разжевать.

Идиома говорит о необходимости личного усвоения. То есть всё, с чем имеешь дело, нужно довести до усвоения телесным или душевным организмом.

Идиома говорит об обучении. Многие важные вещи таковы, что им невозможно научить, но можно научиться. Поэтому будьте внимательны к тому, с чем имеете дело на занятиях «Изюминки» - смотрите, что вам нужно, а что не нужно. Не глотайте орехов в скорлупе.

Главная задача здесь, на студии, - ваша: стать уникальным пишущим человеком. Пишущим по-особому, по-своему, а не так, как пишут вообще (то есть не ремесленником).

Вспомогательная задача – моя: помочь вам в этом. Я стараюсь делать это добросовестно и, когда надо, задать вам на орехи (ой, ещё одна идиома! дались же мне эти орехи...), но колоть эти орехи и разжёвывать – личное дело каждого.


«Чтобы что-то сделать, надо кем-то быть»

Это цитата из Гёте. Может быть, точнее было бы перевести не «быть», а «стать», но это лишь уточнение смысла. И хотя эта цитата выглядит парадоксально, говорит она о простом.

Каждый из нас уникален – в смысле набора индивидуальных свойств. И каждый может стать творчески уникальным. Но для этого мало научиться играть на скрипке или сочинять сказки. Надо становиться личностью: развивать свои свойства и соединять их в единый узор. Становиться тем самым «кем-то», кто может сделать «что-то».

Вот почему я говорю здесь о вещах, которые, как может показаться, не имеют прямого отношения именно к литературе. Но если вы так подумали – вам это показалось. Имеют! Самое прямое отношение!.. Недаром Гёте был замечательным писателем и гениальным поэтом.

Всё в письменной речи говорит об авторе: стиль изложения, образы, которые он использует, мысли, которые присутствуют в написанном, и даже те мысли, которые там отсутствуют. Поэтому, развивая себя как автора, стоит развивать себя и как человека – культурно, нравственно, душевно, духовно...
Ох, это уже похоже на какую-то проповедь, на орехи в глянцевой поучительной скорлупе. Вся надежда на то, что вы обнаружите внутри какое-то ядрышко. А скорлупу прошу считать упражнением для зубных мышц – конечно, если таковые существуют.

Между прочим, у творческого человека, у пишущего особенно, есть некоторое преимущество в процессе саморазвития. Кратко его можно сформулировать так: «Творение творит творца». Не только ты пишешь текст, но при этом происходит работа и в обратном направлении. Так что писать очень полезно для собирания индивидуальности в личность.


Чтобы писать – читай

И здесь всё просто. Читая написанное другими, можно не только восхищаться или пренебрегать, но и учиться писать своё. И речь вовсе не о том, чтобы оттачивать мастерство на произведениях классиков.

Фактически любая книга – это не только материал для чтения, но и учебное пособие по письменной речи. Правда, для того, чтобы она стала учебным пособием, нужно раздвоить (или удвоить?) своё внимание. То есть читать не только как читатель, но и как пишущий человек. Присматриваться, если какая-то фраза или разворот сюжета тебе нравится, ЧЕМ это нравятся. А если не нравится – почему.

Таким образом, учиться писать можно и у плохой книги, и у хорошей (правда, последнее гораздо приятней). Не обязательно записывать или классифицировать замеченное. Главное – замечать. Так устроено человеческое сознание, что важные для тебя вещи отфильтруются и западут в глубинную память. Они будут помогать тебе, когда возьмёшься за дело сам. Главное, чтобы понять, что происходит в чужом тексте, но не стремиться скопировать чью-то конкретную удачу – словесный оборот, фразу или мысль. Не говоря уж о куске текста (это называется плагиатом, чего никому не пожелаю).

Поделюсь личным опытом. У меня чтение состояло из трёх потоков. В первом – книги, которые я очень хотел прочитать. Во втором – те, что мне рекомендовали уважаемые мною источники: люди или тексты. Третий поток – случайные книги, которые вдруг попадали мне в руки сами или с чьей-то помощью. Нельзя же всё подчинять сознательному планированию.

Ещё я стараюсь, прочтя книгу, записать о ней живое впечатление – хотя бы несколько слов. Это позволяет сберечь на многие годы память об этой книге и те понимания, к которым она расположила.


Чтобы писать о жизни, нужно с ней дружить

Ясно, что с жизнью вообще стоит дружить, а не враждовать, но пишущему человеку надо обратить на это особое внимание. Я имею в виду не некое общее благодушие, а три вполне конкретные стороны такой дружбы (хотя это и метафора).

Во-первых, как ко всякому другу, к жизни надо проявлять внимание. Пишущему человеку надо приучать себя не только в тексте, но и в реальности искать особые развороты взгляда на действительность, вбирать в себя детали и подробности, учиться их расшифровывать (что за чем стоит). Как, со всяким другом, с жизнью надо быть в диалоге. Она говорит с тобой очень многими способами, а ты с ней – своим вниманием, своим творчеством, своими поступками.

Во-вторых, чтобы дружить с жизнью, надо опираться на свой разум – особое человеческое свойство. И не только на разум рациональный, логический, выстраивающий, но и на разум интуитивный, образный, улавливающий. Для пишущего человека важны оба эти способа думать. Важно поддерживать равновесие между ними.

В-третьих, в отношениях с жизнью нужно уважать Тайну (вот и большую букву я пишу не из мистических соображений, а из уважения). То есть понимать, что область Тайны куда шире области наших рациональных знаний и что именно там, в области Тайны, скрыты самые главные вещи, наполняющие нашу жизнь смыслом.

Вот и всё об этом. Разве это не просто – то, что с жизнью нужно дружить?..


Быть первооткрывателем

Поскольку каждый человек уникален, у него всегда есть возможности становиться первооткрывателем. Возможность придумать СВОЮ фразу, СВОЙ образ, выразить СВОЮ мысль, написать СВОЁ произведение.

Например, есть возможность придумать СВОЁ определение для того или другого понятия (на студии мы будем делать это часто) – а это не шутка!..

Здесь надо коснуться одной важной темы, которую в конце прошлого года подняли участники студии. Эту тему можно обозначить словом «приёмы». Она возникла в пожеланиях на этот год, и возникла справедливо. По-видимому, я недооценивал важность объяснения литературных приёмов в занятиях студии.

Полный осторожного раскаяния, я набрал выражение «литературные приёмы» в поисковике и получил море ссылок. Пошёл по ссылкам, которые казались наиболее интересными, посмотрел, почитал и... загрустил. Не только от множества увесистых терминов, о значении которых то и дело приходилось задумываться. Поразительно было то, что в самых разных источниках под словом «приём» подразумевалось нечто давным-давно известное, не имеющее никакого отношения к первооткрывательству. Впрочем, этого и следовало ожидать.

Так что особого внимания к литературным приёмам, наверное, от меня ожидать не стоит. Энтузиасты этого дела могут искать их в интернете, ПО-СВОЕМУ применять в дело, а ещё лучше – придумывать СВОИ приёмы, подходящие к какому-то конкретному случаю. Но, если мы не хотим стать литературными ремесленниками, не стоит мечтать о чудодейственном техническом средстве, которое сделает скучное интересным.

Будем первооткрывателями, а не приёмщиками!..


Радоваться результатам, но не зависеть от них

На каждой студии я не раз повторяю фразу (всплывала она и на Изюминке):
Писатель – не тот, кто пишет, а тот, кто заканчивает.

Не упускайте свои замыслы (новенькие посмотрите, что такое "Собрание несочинений"). Если у вас их много, а так и должно быть, - пусть один из них будет приоритетным: сделайте всё, чтобы довести его до конца. Доведя до конца, постарайтесь затем довести его до наилучшего вида. почувствовав, что вы сделали всё, что могли, ищите возможности издания и признания – это нормальная забота автора о своём детище.

И радуйтесь каждому результату на каждом этапе!..

Но постарайтесь не зависеть от этих результатов. Не зависеть от возможности оплаты вашего творчества. Не зависеть от степени удовлетворённости самолюбия или тщеславия. Не зависеть от успеха или неуспеха. Такие зависимости будут во вред и вам самим (мешая стать кем-то настоящим), и самому вашему творчеству.


Совсем просто

Давайте писать так, чтобы порадоваться написанному!

Вот этому стоит учиться.


Вопросы для ответов

Вопросы для ответов – это та часть занятия, в которой может поучаствовать каждый студиец. Это не упражнение и не задание, а диалог, начавшийся с моей большой реплики (текста занятия). Мне, действительно, важно знать ваше отношение к темам, затронутым в вопросах, - это существенная часть нашего взаимодействия. Поэтому лучше ответить не только на сам вопрос, чем ограничиться односложным «да» или «нет».

1. Встретились ли тебе в занятии непонятные или трудные места? Здесь самое подходящее место уточнить их смысл в индивидуальном порядке. Если всё легко и понятно, хотя бы придерись к чему-нибудь. :)

2. Было ли в занятии что-то новое для тебя? Или всё так просто, что какая уж там новизна?..

3. Что из того, о чём шла речь, наиболее затруднительно для тебя самого?

4. Что вызвало наибольшее несогласие? Или – попробую по- другому – что вызвало наименьшее согласие?

5. А какую из простых, но важных вещей, относящихся к сочинительству, ты бы добавил сюда сам? Смешной ответ «здесь обо всём сказано» не принимается.


В конце занятия идут ВОЗ – ВОзможные Задания. «Возможные» означает, что они не являются обязательными. Но пользуйтесь ими, если хотите тренироваться.
Напоминаю:
- Ответы на вопросы и афоризмы-определения можно выставить как комментарии к занятию. ВОЗ-1 и подобные ему задания надо выставить в своём ЖЖ, а в комментарии к занятию сообщить об этом и дать на него ссылку.
- Время для заданий и для их обсуждения – до конца месяца. С 1-го числа наступает пауза, необходимая мне для подготовки к новому занятию. Поэтому, если вы хотите, чтобы обсуждение прошло нормально, лучше выставить написанное за несколько дней до конца месяца.

ВОЗ-1.
В этом занятии главное – тема и подход к ней. Напишите о чём-то простом и привычном. Но так разверните или углубите тему (можно и то, и другое), чтобы сделать хотя бы небольшое личное открытие. В то же время постарайтесь обойтись без поучения в адрес читателя.
Лучше всего, если это будет небольшой рассказик. Можно написать небольшую сказку или эссе, но это облегчение задачи.
Небольшой – это от 1000 до 4000 знаков с пробелами.

ВОЗ-2.
Афоризмы-определения – это наш постоянно используемый жанр для развития языка и мысли, умения работать с фразой. Этому жанру будет посвящено отдельное занятие. Но новенькие могут уже сейчас можно посмотреть, что это за жанр и как с ним обращаться, - в НСК, в Википедии и здесь.
Слова для ваших афоризмов-определений: МАРКА, МАСКАРАД, МАССАЖ, МАТРОС, МАШИНИСТ.

Напоминаю:
- Определяемые слова в определениях лучше писать большими буквами.
- В конце определения стоит поставить точку.
- Можно давать несколько определений для одного слова. Но при этом в них не должны повторяться одинаковые слова, образы или мысли.

Новеньким:
Главное – не пугайтесь никаких заданий. Они все – в вашу пользу. Пробуйте! О том, что получилось, я вам скажу. :)

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 162 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →