Предлагаю на выбор два варианта: «Студия продолжает работу» и «Студия продолжает игру». Что кому больше нравится?
Лично мне нравятся оба варианта, поэтому я и поставил многоточие. Ведь если к сочинительству относиться с аппетитом, вряд ли можно не чувствовать в нём привкус (или даже вкус) игры. А если относиться с желанием сделать что-то стоящее, нельзя не заметить, что для этого нужно засучить рукава.
Вести студию для меня тоже – и работа, и игра. Причём и то, и другое – с изменяющимися правилами. Эти внутренние правила меняются с каждой темой и с каждым участником студии. И если кто-то из вас подумает: «Ну, я-то здесь не при чём», - он ошибётся.
Вот свежий пример. В нашу студию записалась новая участница - sasha_sovushka, которой нет ещё десяти лет. В нескольких занятиях, кстати, она участвовала ещё года три назад. (Пару раз посещала наши занятия даже девочка, которой было в то время пять лет.) Могу ли я забыть об этом, когда готовлю занятие? И вместе с тем – могу ли я забыть о том, что средний возраст наших участников, мягко говоря, несколько выше?..
Но я хочу всем желающим предложить поучаствовать в изменении своих личных внутренних правил. Изменение очень простое и, думаю, полезное: не забывать, что всё, что вы напишете, может прочитать и десятилетний участник студии. Не в отношении непонимания (незнакомое слово можно спросить или посмотреть в интернете), а в отношении доступности смысла. Это не обязательное предложение, просто подумайте над ним.
Тем временем у большинства студийцев появились первые плюсики. Вот список и тех, у кого они появились, и тех, кто ещё не успел ими обзавестись.
aderkachev = 13, agnile = 9, amartaler = 12, angelinakljuiko = 14, fox_kate = 15, himmelsweit = 6, iliysakucc = 18, klina = 22, lanemru = 20, mashkin_84 = 12, nikaromanovna = 0, obi_van_ki_ro = 0, perrou = 17, rose_vetroff = 12, sapiv = 0, sasha_sovushka = 0, shum_kaa = 18, soroka_nata = 13, tania_al = 26, tanigawa_spb_ru = 0, voyd_absolute = 10, zolotuhin_fang = 0.
Надеюсь, все помнят, что плюсики – вещь полезная.
Обновлённый набор визиток скоро разошлю.
Занятие 2 (65). Зачем нужны определения
Афоризмы-определения служат постоянной частью наших занятий. Им были посвящены занятия 4 (2009 год) и 28 (2010 год). Можно посмотреть и главку об определениях в НСК, и Википедию, и страничку на моём сайте. Есть ещё занятие Детской литературной студии в «Вечерней Москве».
Кратко об особенностях жанра
Для тех, кто помладше:
Афоризм – это краткое необычное высказывание. Афоризм-определение – это когда ты говоришь о том, что означает какое-то слово, но не так, как в толковом словаре, а по-своему. Можно придумать определение-картинку. Или смешное определение. Или вообще наоборотное.
Придумывание определений – это такая игра в разгадывание. Ты по-своему додумываешься, что означает слово. И записываешь свою догадку. Можно проверить, удалось ли тебе определение. Оно состоит из двух частей. Слева – слово. Справа – само определение. Закрой левую часть и прочти правую. А теперь подумай, можно ли догадаться, что за слово ты закрыл? Если можно (пусть даже с трудом), то всё в порядке. Если никак нельзя, стоит что-то добавить или изменить.
Для тех, кто постарше:
Афоризм-определение – маленький рассказ о твоём отношении к тому, что стоит за словом. Это хорошо сформулированное удивление. Это забавный кролик, которого любой сочинитель может вытащить из своей шляпы.
Но можно и так:
Афоризм-определение – наиболее компактная литературная форма выражения мысли, образа, авторского отношения к определяемому явлению. Этот жанр может использоваться самостоятельно, а может служить инструментом для применения в рамках других литературных жанров. Кстати, кто хотел поговорить о приёмах? Будьте внимательны. Вы узнаете о том, о чём не прочтёте в интернете.
А пока некоторые полезные советы:
Надо отличать форму определения (это когда мы говорим о смысле слова) от высказывания (это когда мы считаем смысл понятным и говорим о чём-то дополнительно, например: КРОЛИК – до чего же он хорош со своими ушами и хвостиком!).
Лучше избегать в определении слов, однокоренных с определяемым словом, если в это не вкладывается особый смысл.
В определении чаще всего бывает опорное слово, к которому уже присоединяются эпитеты, дополнения и придаточные предложения. Лучше, если оно по роду и по числу совпадает с определяемым словом.
Афоризм-определение как зерно
Каждый афоризм-определение можно рассматривать как зёрнышко для выращивания более крупного произведения. Приведу несколько примеров, взяв для них афоризмы, придуманные участниками студии на предыдущем занятии. Заранее прошу прощения, если моё представление (всё это чистые импровизации) не совпадает с авторским, но хочется показать, что в них можно увидеть.
«МАРКА – познавательное украшение конверта». (tania_al)
Можно написать сказку о доме для престарелых марок, куда записываются в очередь для посещения, потому что чем обитательница старше, тем она почтеннее, и очень многие хотят услышать удивительные истории о путешествиях на бумажных корабликах конвертов, об экзотических адресатах и невероятных отправителях...
«МАСКАРАД – оффлайновый бал аватарок». (perrou)
Готовый сюжет сюрреалистического рассказа о маскараде, на котором все присутствуют в тех обличиях, в которых герой рассказа знает их по Фейсбуку, Контакту, ЖЖ и пр.
«АРБУЗ - аппетитная помесь огурца, зебры, клубники и колобка». (klina)
Тут уже присутствуют все персонажи духарной истории, как пёстрая перечисленная компания, придумывала необыкновенное угощение, причём каждый посматривал на своих друзей.
«МАШИНИСТ - слуга механического хозяина». (aderkachev)
История о том, как во время долго пути машинист и локомотив стали выяснять, кто из них кому служит. И «Слуга механического хозяина» - отличное название для этой истории.
«МАССАЖ - ручная работа над человеческим несовершенством». (voyd_absolute)
Рассказ об удивительном массажисте-философе, который во время сеанса не только нажимал на таинственные точки тела, но и вёл странные разговоры-притчи, после которых пациент чувствовал себя совершенно другим человеком.
«МАСКАРАД - праздник лицемерия». (angelinakljuiko)
Острый сатирический рассказ о развлечении, которое организовали для себя важные люди (и где каждый из них выбрал достойный для себя образ), но председатель жюри, объявлявший победителей конкурса, неожиданно стал разоблачать несоответствие выбранных образов тем, кто взялся их изображать.
«МАТРОС – судовая пешка». (rose_vetroff)
Вполне реалистический рассказ (или не вполне, если автор захочет) о капитане, который решил развлечь своего пассажира – чемпиона по шахматам – партией в живые шахматы, где матросы были пешками и т.д. И как именно матросы повели себя во время этого самодурства непредсказуемо...
«МАСКАРАД – бал фантиков, начинённых людьми». (lanemru)
Здесь напрашивается сценарий небольшого балета, во время которого каждый фантик выясняет отношения со своей недостаточно послушной «начинкой», - и что из этого происходит.
«МАШИНИСТ – это профессиональный поводырь транспорта». (mashkin_84)
Это история о мире громадных механических слепцов, зависящих от своих крошечных, но искусных поводырей. Парадокс в том, что человечество, в свою очередь, зависит от этих механизмов. И поэтому, может быть, их поводыри – самые главные в мире люди.
«МАСКАРАД — весёлый праздник, изменяющий лица до неузнаваемости». (soroka_nata)
Печальная и поучительная история о том, как люди, повеселившиеся на маскараде, наутро обнаружили себя такими, какими они были накануне. О том, что любая роль к нам частично прилипает, и как бы она не прилипла к нам навсегда.
«МАТРОС - корабельная золушка». (iliysakucc)
Прикольный пересказ известной сказки про Золушку в приложении к корабельной жизни, где роль мачехи достанется боцману, а отца родного – коку (например).
«MАРКА – цветная наклейка, превращающая конверт в передвижное средство». (agnile)
Фантастический рассказ о марках будущего, превращающих конверт в беспилотник, с невероятной скоростью и точностью доставляющий письмо или даже посылку в руки адресата.
«МАРКА — престижное клеймо на товаре». (shum_kaa)
Рассказ о молодом человеке (или девушке), который увлекался престижными брендами – настолько, что свойства товара с престижной маркой готов был принять любыми и потому вынужден был до смешного к ним приспосабливаться.
«МАССАЖ - целебное перебирание костей». (fox_kate)
Ещё один (но совсем другой) виртуозный массажист, про которого пациенты говорили с уважением: «До костей пробирает». Он считал, что если до костей не добрался, так это и не массаж вовсе, а так... поглаживание.
Ещё раз прошу прощения за свои сюжетные ходы, не обязательно именно к ним ведёт то или иное определение. Мне хотелось лишь проиллюстрировать, какой потенциал заключён в каждой нашей афористично-определенческой находке.
Вырастить рассказ или сказку из определения (или эссе, или трёхстишие, или произведение другого жанра) можно всегда, если мы хорошо его придумали. В нём всегда будет таиться или особая мысль, или особый образ, или даже сюжетный ход.
Определение как способ мышления
Здесь тоже я буду говорить не о размышлениях на это тему, а о конкретном приёме. Ведь люди не только специально придумывают определения (как мы с вами на занятии студии). Выражения в виде определений встречаются и в обычной речи. Могут они встретиться и в речи нашего персонажа (неважно, о каком жанре идёт речь). А значит, автор может с их помощью выразительно показать, как персонаж относится к чему-то, к каким сравнениям прибегает и т.д.
В качестве примера мне проще всего привести отрывок из сказки про червячка Игнатия и его друзей «Игра в разгадки». Задача была двойная: рассказать про афоризмы-определения (не называя этого термина) и дать каждому из персонажей высказаться по-своему. Вот этот отрывок:
– ...Ладно, – согласился червячок Игнатий. – Начали. Я землю рыхлю, поэтому хорошо знаю, как много у дерева корней. Так что вот моя разгадка. Дерево – это многоног в земляной обуви.
– Смешно! – одобрила божья коровка Пятнашка. – Тогда и у меня своя разгадка. Ведь у дерева ветвей ещё больше, чем корней. Дерево – это многорук в воздушной одёжке. Годится?
– Ещё бы, – подтвердил червячок. – Отличная разгадка! И совсем другая. Кто следующий?
– Я, – вызвался паук Пафнутий, спустившись на паутинке откуда-то из кроны. – Я всё понял. Дерево – ловец солнечного света. Оно каждым листиком его ловит, как зелёным сачком.
Все повернулись к жуку Дормидонту. Ведь настала его очередь.
– Не буду я в эту игру играть, – буркнул Дормидонт. – Вы уже три разгадки сказали. Откуда я вам ещё придумаю?
– Разгадок может быть сколько угодно, – объяснил червячок Игнатий. – Ведь каждый по-своему на мир смотрит, по-своему всё разгадывает.
– Говори свою разгадку! – строго распорядилась божья коровка Пятнашка. – А то я так на тебя крикну, что из тебя разгадки градом посыплются.
Эта угроза подействовала на жука Дормидонта. Всё, что угодно, лишь бы Пятнашка не завопила снова. Он пробормотал:
– Дерево... ну... это... – и вдруг выпалил – Дерево – это фонтан жизни!
– Здорово! – хором сказали остальные, с изумлением глядя на жука Дормидонта. Не хотел, не хотел, а такое придумал!..
Особенно хорош этот приём для иллюстрации детского мышления, если вы пишете о ребёнке. И всего-то для этого нужно – самому определить слово так, как определил бы его тот ребёнок, который возник из вашего воображения или жизненного опыта.
Тем, кто помладше, можно перейти сразу к ответам на вопросы. Но не обязательно. Ничего секретного дальше нет.
Опорные мысли к рассказу
Расскажу ещё об одном применении этого жанра. Он особенно полезен для тех, кого смущает, что в рассказе должны быть мысли, а не просто описания. Не надо путать этот приём с планом, к сюжету он прямого отношения не имеет.
Обдумывая будущий рассказ, мы можем отметить для себя несколько наиболее важных для него ключевых понятий. Например, в рассказе, где пойдёт речь о некотором предательстве, хорошо бы представлять себе, что такое само ПРЕДАТЕЛЬСТВО, а также, может быть, НЕОЖИДАННОСТЬ, РАСКАЯНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, НЕПРИМИРИМОСТЬ. Вот и начнём с того, что придумаем афоризмы-определения для этих слов. Постараемся при этом и обдумать их, и придумать какие-то картинки-образы, и увидеть в каждом нечто парадоксальное. Ведь никто не заставляет нас ограничиться для каждого слова ровно одним определением.
Даже если не использовать эти определения непосредственно в тексте (а такое тоже вполне возможно), мы после выполнения такого ВОЗ-для-себя-самого будем обладать самым важным для рассказа – пониманием того, о чём мы собрались писать. Если же отнестись к придуманным афоризмам как к зёрнышка, вполне можно дать им прорасти в тексте нашего рассказа.
Тезисы эссе
Ещё более ценным этот приём будет в случае, если мы решили написать эссе. Тут наши определения ключевых понятий могут стать полноценным планом для будущего текста.
А вместе с тем – и элементами самого текста.
И кроме того – зёрнышками для проращивания.
Структура статьи
Очень похожим способом можно применять этот способ для разработки структуры статьи или очерка.
Не будем забывать, что мы можем определить для себя не только абстрактные понятия, но и любую конкретную вещь, о которой соберёмся поговорить в статье. Можем придумать определение даже для человека или для города, если они попали в центр нашего внимания. Вспомним знаменитое определение Парижа, которое дал ему Хемингуэй: «праздник, который всегда с тобой». Оно оказалось настолько удачным, что даже стало названием книги.
Для статьи такой подход даже особенно важен, потому что мы можем обращаться в ней не только к известным и понятным вещам, но и к тому, что хорошо было бы сначала обдумать. Вот это обдумывание и фокусируется в процессе поисков, ведущих к афоризму-определению.
Вопросы для ответов
1. Первый вопрос мне хочется сделать традиционным, если получится. Что было непонятным или малопонятным? На что хотелось бы возразить?
2. Какой афоризм в форме определения (хотя бы один) живёт у тебя в памяти? (Собственные и ВК не в счёт.)
3. Как ты считаешь, какое слово можно определить так «это вода, которой надо сбрызнуть зёрнышко афоризма-определения, чтобы оно стало прорастать»?
4. Можешь и ты сказать, к каким словам тебе интереснее всего было бы придумывать афоризмы-определения?
5. Как по-твоему, встречаются ли в обычных словарях афоризмы-определения?
ВОЗ-1.
Придумать афоризмы-определения для слов: МЕДАЛЬ, МЕСТО, МЕТЛА.
ВОЗ-2.
Придумать три слова, которые тебе самому особенно хотелось бы определить, и...
Правильно! Придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3.
Выбрать одно из определений, придуманных в ВОЗ-2, и вырастить его в маленький рассказик-сказочку-эссе-стишок (выбрать что приятнее).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →