Рассказ я написал и сейчас его предъявлю. Но всё оказалось серьёзнее, чем я планировал. Поэтому, если кто-то устал, можно после рассказа перейти сразу к вопросам и возможным заданиям.
Занятие 3 (66). Внутри рассказа. Часть вторая
Специально помещаю здесь первоначальный текст рассказа, без всякого редактирования. Ниже будут мои замечания к нему.
Закрыт или открыт?
Расставшись со своими приятелями-восьмиклассниками, которые почему-то все жили на Фестивальной улице, Виталик отправился по Берёзовой аллее в сторону своей Беломорской. Он привычно посматривал по сторонам, не мелькнёт ли где-нибудь озорной Олин хвостик, выбивавшийся из-под любой шапки, но нет, не повезло...
Боковая стена кинотеатра «Нева» уже пару недель встречала проходящих несменяемыми цветастыми афишами, на каждой из которых посредине белел прямоугольник писчей бумаги с распечатанной на принтере чёрной надписью: «КИНОТЕАТР ЗАКРЫТ».
«Ну и жаль», - пробормотал Виталик.
Но, пройдя ещё несколько шагов до угла, за которым был виден фасад кинотеатра, он застыл в удивлении. По обе стороны от входа красовались анонсы, возвещавшие яркими голубыми буквами: «Скоро на экране!», и афиши каких-то фильмов, которых сроду в «Неве» не показывали. Вокруг суетились люди, рабочие закручивали последние шурупы, кто-то худой и высоченный отдавал какие-то указания, а в нескольких метрах от всей этой кутерьмы – задумчиво покачивался задорный каштановый хвостик, помогавший, видимо, своей владелице внимательно наблюдать за происходящим.
- И что тут происходит? – спросил Виталик, сделав дугу, чтобы незаметно подойти сзади.
- Напугал... – нараспев произнесла Оля, чтобы ясно было: не удалось. – Я тебя от угла заметила. А что тут делается, пока не пойму. Наверное, кинотеатр продали кому-нибудь предприимчивому, вот он его и переоформляет. А если ты сможешь поточнее узнать, спасибо скажу.
- Попробую, - с готовностью откликнулся Виталик и двинулся поближе к происходящему.
Худой и высоченный как раз сделал перерыв в указаниях и отошёл в сторону, пытаясь одновременно закурить и позвонить по мобильнику. Мальчик решил, что это удачный шанс.
- Скажите, пожалуйста, обратился он, подпустив в голос максимум уважения, - А что здесь происходит? Кинотеатр снова начинает работать?
Высоченный, который временно пренебрёг мобильником ради курения, насладился первой затяжкой и, окинув Виталика пронзительным взором, решил, что пары слов с него достаточно.
- Кино снимаем, - обронил он и переключил внимание на мобильник.
- Говори спасибо, - потребовал Виталик, вернувшись к Оле.
- Спасибо, - честно признала она его заслуги разведчика, хотя рапорта ещё не было.
Услышав, что кинотеатр открылся лишь понарошку, девочка махнула рукой и сказала:
- Пойдём?..
Они побрели снова по Берёзовой аллее, свернув от мам с колясками на тропинку, идущую по газону между деревьев.
Вдруг Виталик понял, почему афиши с белым прямоугольником, объявлявшем о закрытии, так его печалят. Ведь это там, в полупустом зале «Невы», он осмелился взять Олю за руку, а она её не выдернула, пока фильм не закончился. Это было куда острее, чем впечатление от фильма... Ни на одном триллере у него так не колотилось сердце. Интересно, а у неё тоже?..
- А ты тоже помнишь? – вдруг спросила Оля, взглянув искоса и почему-то покраснев.
И у Виталика снова заухало сердце. Он ничего не сказал, но Оля вроде бы и так поняла ответ.
- Вот снесут его, метро на этом месте построят, нам и вспомнить будет нечего... – размышляла она вслух, озабоченно покачивая хвостиком. – Надо принять меры... Иди-ка сюда!..
Она схватила Виталика за руку и втащила его в заросли высоких кустов с красноватыми веточками.
- Поцелуй меня, - решительно сказала она, облизала губы и поглядела ему в глаза.
Виталик, не веря своему счастью, сделал это отважно и быстро.
- Теперь будет, что вспоминать, - тихо и нежно сказала Оля. - Берёзовую аллею не выкорчуют.
И тут же выскользнула из зарослей и убежала.
Виталик снова шёл по Берёзовой аллее мимо кинотеатра «Нева». У него блаженно кружилась голова, и ему показалось, что на белых прямоугольниках не чёрные буквы, а оранжевые, красные и жёлтые. И слова не совсем те. Даже не слова, а одно и то же слово вспархивало яркой бабочкой то с одного плакатика, то с другого и улетало куда-то по своим свободным и важным делам:
«Открыто!.. Открыто!.. Открыто!..»
Замечания по тексту
Здесь будут такие же замечания, которые я сделал бы любому из участников студии – в той степени, в которой я заметил те или иные слабые места. Ведь что-то могу и не заметить. У себя, как у любого другого участника.
Написано хорошо, мне нравится. Но есть и замечания:
1. Не хватает описания внешности Виталика. Хотя бы какой-то детали, как каштановый хвостик у Оли. Но – нет совсем.
2. Совершенно непонятно, в какое время года происходит дело, какая погода на улице. А надо, чтобы не только понятно было, но и ВИДНО, ощутимо.
3. Название придумано логично, но какое-то оно не броское. (К этому привлекла моё внимание Мария Сергеевна, даже не читая рассказ.) Советую использовать метод «Штурм-10».
Возможные вставки
Редактировать сейчас рассказ я не буду, пусть отлежится. Но запишу себе для памяти, чем его можно дополнить, начиная с двух первых замечаний:
- Внешность Виталика.
- Пейзаж и погода.
- Конкретные афиши фильмов («Страна шороших деточек», «Всё кроме любви», «Прогулки с динозаврами», с 19 по 31 декабря). Может, пригодится?
- Во время короткого разговора с курящим режиссёром Виталику может придти в голову какое-то сравнение, выражающее его и мою антипатию к курению.
- Можно выбрать (придумать) дизайн афиши, чтобы сильнее оправдать полёт бабочек.
- Интересно рассказать что-нибудь о Виталике.
- И об Оле!..
- О приятелях героя тоже можно рассказать подробнее.
- Показать прямоугольный облик кинотеатра.
- Упомянуть о прижившихся в здании кинотеатра: ресторан, подвальный ночной клуб «Black Joker», обменный пункт.
- Об окружающих стройках, о снесённой пятиэтажке, о будущее метро.
- Если зайдёт речь о стройках, можно вспомнить стихи Окназовой: «А где-то возводили этажи...».
- Говоря о дорожках и тропинках, примыкающих к Берёзовой аллее, можно организовать небольшую перекличку с новеллой Борхеса «Сад расходящихся тропок».
- Может, дать им покрутиться на площадке с тренажёрами, а то слишком быстро поцелуй произошёл.
- В конце всё-таки можно ввести бородатого созерцателя с блокнотом и ручкой.
Ясно, что не всё это надо использовать, А что пригодится – будет видно.
Название. Штурм-10
Напоминаю, что это способ придумывания заглавия, состоящий в том, чтобы составить список не меньше чем из десяти возможных названий, после чего выбрать лучшее. Этот список я составил (даже одиннадцать вариантов) в том порядке, в каком его привожу. Больше других мне нравится второй вариант и предпоследний.
- Закрыто или открыто?
- Бабочки с афиши
- У кинотеатра «Нева»
- Сделай воспоминание сам
- Из неснятого фильма
- Мастерская воспоминаний
- Кинотеатр в роли киноактёра
- Последняя роль кинотеатра
- Весенняя смена декораций
- Весенние бабочки
- Сделай сам: как мастерить воспоминания
Переход к повести
Самое неожиданное заключалось в том, что мне стали приходить в голову не только дополнения к рассказу, но и мысли о том, как, отталкиваясь от него, написать повесть.
Называлась бы она «Мастерская воспоминаний, или Жизнь Виталика». Я даже прикинул её план (названия глав условные, рабочие):
Глава 1. У кинотеатра «Нева». В её основу ляжет этот рассказ, только разрастётся в разные стороны.
Глава 2. Виталик внутри себя. О размышлениях В. о жизни – своей и общечеловеческой.
Глава 3. Виталик дома, нарастание конфликта. Семейный мир, переходящий в сражение нервов и взглядов, как это бывает в этом возрасте.
Глава 4. Одноклассники и школа. Тут можно будет рассмотреть и школьных приятелей, и отношение к учёбе, школе, учителям.
Глава 5. Оля, прощальный взмах каштановой косички. Переход к другую школу после восьмого класса и расставание ненадолго, оказавшееся расставанием навсегда.
Глава 6. Как угадать себя, или намёки призвания. Новое окружение и попытки понять себя, своё призвание, своё будущее.
Глава 7. Замедленное развитие, или Жизнь в ускоренном ритме. Здесь будет описана судьба В., начиная с периода раннего развития (см. предыдущие главы), которое он сам считал замедленным, и заканчивая вполне пожилым возрастом. Да, это всё вместится в одну главу. Неявная перекличка с Гессе, с его описанием судьбы, прожитой за время, пока вода лилась из кувшина («Игра в бисер»).
Глава 8. Хирургия судьбы (об инсульте). О том, как В. чуть не погиб от инсульта, но не погиб, а стал самим собой.
Глава 9. Жизнь в замедленном ритме, или ускоренное развитие. О послеинсультных годах и о внезапной цепочке постижений, преобразовавших понимание жизни героем.
Глава 10. Мемуарная забота. О том, как несколько лет В. писал воспоминания и одновременно переживал и обдумывал заново свою жизнь.
Глава 11. Сочинительские соблазны. Борьба между желанием описать свои философские постижение и стремление к беллетристическому сочинительству – более доходчивому для людей.
Глава 12. Скамейка на Берёзовой аллее. На ней сидит В,, записывая свои размышления в зелёную тетрадь, но и дело оставляя её и открывая оранжевую. Он видит, как мимо него пробегают герои первой главы, Виталик и Оля. Так и остаётся не совсем понятным, наблюдает ли он это, вспоминает или сочиняет...
Вряд ли когда-нибудь я возьмусь за эту повесть. Слишком переполнено сюжетами моё «Собрание несочинений» (кто не знает, что это такое, посмотрите в НСК или вот здесь). Но не отчитать об этом спонтанно возникшем замысле я не мог.
Мне хотелось, чтобы вы вместе со мной проследили нарастание вдохновения по мере обычного построения рассказа по случайно взятой теме. Это показывает, что вдохновение не является чем-то приходящим заранее, без чего невозможно сочинять. Оно развивается по мере вхождения в сочинительскую задачу. А ставить перед собой такую задачу и решать её можно научиться. О чём и говорилось в этом занятии.
Вопросы для ответов
1. Вроде бы занятий в такой форме у нас ещё не было. Насколько оправдан такой подход – иллюстрация процесс творчества на собственном примере? Не слишком ли он выглядит личным?
2. Какое название из списка по методу «Штурм-10» тебе нравится больше других?
3. Возникло ли желание по пробовать пройти описанную технологическую цепочку самому, на своём материале?
4. Какие добавления к рассказу из перечисленных тебе кажутся необходимыми? Какие замечания ты добавил бы от себя?
5. Понятно ли выглядит план-описание повести? Оправдан ли такой подход к крошечному поначалу сюжету?
ВОЗ-1.
Взять небольшую запись из дневника, наблюдение или эпизод за основу и попробовать выстроить на ней рассказ. Или хотя бы рассказик.
ВОЗ-2.
Увидев, как успешно идёт самообслуживание по придумыванию определений для слов, выбранных самостоятельно, я решил оставить эту часть задания в таком же виде. Итак, придумать три интересных тебе слова и определить их.
ВОЗ-3.
Дополнительные слова для определения: МЕХАНИЗМ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, МЕЧТАТЬ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →