Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Внутри рассказа - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 3 (66) - 2

Продолжение занятия

Рассказ я написал и сейчас его предъявлю. Но всё оказалось серьёзнее, чем я планировал. Поэтому, если кто-то устал, можно после рассказа перейти сразу к вопросам и возможным заданиям.




Занятие 3 (66). Внутри рассказа. Часть вторая

Специально помещаю здесь первоначальный текст рассказа, без всякого редактирования. Ниже будут мои замечания к нему.


Закрыт или открыт?

Расставшись со своими приятелями-восьмиклассниками, которые почему-то все жили на Фестивальной улице, Виталик отправился по Берёзовой аллее в сторону своей Беломорской. Он привычно посматривал по сторонам, не мелькнёт ли где-нибудь озорной Олин хвостик, выбивавшийся из-под любой шапки, но нет, не повезло...
Боковая стена кинотеатра «Нева» уже пару недель встречала проходящих несменяемыми цветастыми афишами, на каждой из которых посредине белел прямоугольник писчей бумаги с распечатанной на принтере чёрной надписью: «КИНОТЕАТР ЗАКРЫТ».
«Ну и жаль», - пробормотал Виталик.
Но, пройдя ещё несколько шагов до угла, за которым был виден фасад кинотеатра, он застыл в удивлении. По обе стороны от входа красовались анонсы, возвещавшие яркими голубыми буквами: «Скоро на экране!», и афиши каких-то фильмов, которых сроду в «Неве» не показывали. Вокруг суетились люди, рабочие закручивали последние шурупы, кто-то худой и высоченный отдавал какие-то указания, а в нескольких метрах от всей этой кутерьмы – задумчиво покачивался задорный каштановый хвостик, помогавший, видимо, своей владелице внимательно наблюдать за происходящим.
- И что тут происходит? – спросил Виталик, сделав дугу, чтобы незаметно подойти сзади.
- Напугал... – нараспев произнесла Оля, чтобы ясно было: не удалось. – Я тебя от угла заметила. А что тут делается, пока не пойму. Наверное, кинотеатр продали кому-нибудь предприимчивому, вот он его и переоформляет. А если ты сможешь поточнее узнать, спасибо скажу.
- Попробую, - с готовностью откликнулся Виталик и двинулся поближе к происходящему.
Худой и высоченный как раз сделал перерыв в указаниях и отошёл в сторону, пытаясь одновременно закурить и позвонить по мобильнику. Мальчик решил, что это удачный шанс.
- Скажите, пожалуйста, обратился он, подпустив в голос максимум уважения, - А что здесь происходит? Кинотеатр снова начинает работать?
Высоченный, который временно пренебрёг мобильником ради курения, насладился первой затяжкой и, окинув Виталика пронзительным взором, решил, что пары слов с него достаточно.
- Кино снимаем, - обронил он и переключил внимание на мобильник.

- Говори спасибо, - потребовал Виталик, вернувшись к Оле.
- Спасибо, - честно признала она его заслуги разведчика, хотя рапорта ещё не было.
Услышав, что кинотеатр открылся лишь понарошку, девочка махнула рукой и сказала:
- Пойдём?..
Они побрели снова по Берёзовой аллее, свернув от мам с колясками на тропинку, идущую по газону между деревьев.
Вдруг Виталик понял, почему афиши с белым прямоугольником, объявлявшем о закрытии, так его печалят. Ведь это там, в полупустом зале «Невы», он осмелился взять Олю за руку, а она её не выдернула, пока фильм не закончился. Это было куда острее, чем впечатление от фильма... Ни на одном триллере у него так не колотилось сердце. Интересно, а у неё тоже?..
- А ты тоже помнишь? – вдруг спросила Оля, взглянув искоса и почему-то покраснев.
И у Виталика снова заухало сердце. Он ничего не сказал, но Оля вроде бы и так поняла ответ.
- Вот снесут его, метро на этом месте построят, нам и вспомнить будет нечего... – размышляла она вслух, озабоченно покачивая хвостиком. – Надо принять меры... Иди-ка сюда!..
Она схватила Виталика за руку и втащила его в заросли высоких кустов с красноватыми веточками.
- Поцелуй меня, - решительно сказала она, облизала губы и поглядела ему в глаза.
Виталик, не веря своему счастью, сделал это отважно и быстро.
- Теперь будет, что вспоминать, - тихо и нежно сказала Оля. - Берёзовую аллею не выкорчуют.
И тут же выскользнула из зарослей и убежала.

Виталик снова шёл по Берёзовой аллее мимо кинотеатра «Нева». У него блаженно кружилась голова, и ему показалось, что на белых прямоугольниках не чёрные буквы, а оранжевые, красные и жёлтые. И слова не совсем те. Даже не слова, а одно и то же слово вспархивало яркой бабочкой то с одного плакатика, то с другого и улетало куда-то по своим свободным и важным делам:
«Открыто!.. Открыто!.. Открыто!..»


Замечания по тексту

Здесь будут такие же замечания, которые я сделал бы любому из участников студии – в той степени, в которой я заметил те или иные слабые места. Ведь что-то могу и не заметить. У себя, как у любого другого участника.

Написано хорошо, мне нравится. Но есть и замечания:
1. Не хватает описания внешности Виталика. Хотя бы какой-то детали, как каштановый хвостик у Оли. Но – нет совсем.
2. Совершенно непонятно, в какое время года происходит дело, какая погода на улице. А надо, чтобы не только понятно было, но и ВИДНО, ощутимо.
3. Название придумано логично, но какое-то оно не броское. (К этому привлекла моё внимание Мария Сергеевна, даже не читая рассказ.) Советую использовать метод «Штурм-10».


Возможные вставки

Редактировать сейчас рассказ я не буду, пусть отлежится. Но запишу себе для памяти, чем его можно дополнить, начиная с двух первых замечаний:
- Внешность Виталика.
- Пейзаж и погода.
- Конкретные афиши фильмов («Страна шороших деточек», «Всё кроме любви», «Прогулки с динозаврами», с 19 по 31 декабря). Может, пригодится?
- Во время короткого разговора с курящим режиссёром Виталику может придти в голову какое-то сравнение, выражающее его и мою антипатию к курению.
- Можно выбрать (придумать) дизайн афиши, чтобы сильнее оправдать полёт бабочек.
- Интересно рассказать что-нибудь о Виталике.
- И об Оле!..
- О приятелях героя тоже можно рассказать подробнее.
- Показать прямоугольный облик кинотеатра.
- Упомянуть о прижившихся в здании кинотеатра: ресторан, подвальный ночной клуб «Black Joker», обменный пункт.
- Об окружающих стройках, о снесённой пятиэтажке, о будущее метро.
- Если зайдёт речь о стройках, можно вспомнить стихи Окназовой: «А где-то возводили этажи...».
- Говоря о дорожках и тропинках, примыкающих к Берёзовой аллее, можно организовать небольшую перекличку с новеллой Борхеса «Сад расходящихся тропок».
- Может, дать им покрутиться на площадке с тренажёрами, а то слишком быстро поцелуй произошёл.
- В конце всё-таки можно ввести бородатого созерцателя с блокнотом и ручкой.

Ясно, что не всё это надо использовать, А что пригодится – будет видно.


Название. Штурм-10

Напоминаю, что это способ придумывания заглавия, состоящий в том, чтобы составить список не меньше чем из десяти возможных названий, после чего выбрать лучшее. Этот список я составил (даже одиннадцать вариантов) в том порядке, в каком его привожу. Больше других мне нравится второй вариант и предпоследний.

- Закрыто или открыто?
- Бабочки с афиши
- У кинотеатра «Нева»
- Сделай воспоминание сам
- Из неснятого фильма
- Мастерская воспоминаний
- Кинотеатр в роли киноактёра
- Последняя роль кинотеатра
- Весенняя смена декораций
- Весенние бабочки
- Сделай сам: как мастерить воспоминания


Переход к повести

Самое неожиданное заключалось в том, что мне стали приходить в голову не только дополнения к рассказу, но и мысли о том, как, отталкиваясь от него, написать повесть.

Называлась бы она «Мастерская воспоминаний, или Жизнь Виталика». Я даже прикинул её план (названия глав условные, рабочие):

Глава 1. У кинотеатра «Нева». В её основу ляжет этот рассказ, только разрастётся в разные стороны.
Глава 2. Виталик внутри себя. О размышлениях В. о жизни – своей и общечеловеческой.
Глава 3. Виталик дома, нарастание конфликта. Семейный мир, переходящий в сражение нервов и взглядов, как это бывает в этом возрасте.
Глава 4. Одноклассники и школа. Тут можно будет рассмотреть и школьных приятелей, и отношение к учёбе, школе, учителям.
Глава 5. Оля, прощальный взмах каштановой косички. Переход к другую школу после восьмого класса и расставание ненадолго, оказавшееся расставанием навсегда.
Глава 6. Как угадать себя, или намёки призвания. Новое окружение и попытки понять себя, своё призвание, своё будущее.
Глава 7. Замедленное развитие, или Жизнь в ускоренном ритме. Здесь будет описана судьба В., начиная с периода раннего развития (см. предыдущие главы), которое он сам считал замедленным, и заканчивая вполне пожилым возрастом. Да, это всё вместится в одну главу. Неявная перекличка с Гессе, с его описанием судьбы, прожитой за время, пока вода лилась из кувшина («Игра в бисер»).
Глава 8. Хирургия судьбы (об инсульте). О том, как В. чуть не погиб от инсульта, но не погиб, а стал самим собой.
Глава 9. Жизнь в замедленном ритме, или ускоренное развитие. О послеинсультных годах и о внезапной цепочке постижений, преобразовавших понимание жизни героем.
Глава 10. Мемуарная забота. О том, как несколько лет В. писал воспоминания и одновременно переживал и обдумывал заново свою жизнь.
Глава 11. Сочинительские соблазны. Борьба между желанием описать свои философские постижение и стремление к беллетристическому сочинительству – более доходчивому для людей.
Глава 12. Скамейка на Берёзовой аллее. На ней сидит В,, записывая свои размышления в зелёную тетрадь, но и дело оставляя её и открывая оранжевую. Он видит, как мимо него пробегают герои первой главы, Виталик и Оля. Так и остаётся не совсем понятным, наблюдает ли он это, вспоминает или сочиняет...

Вряд ли когда-нибудь я возьмусь за эту повесть. Слишком переполнено сюжетами моё «Собрание несочинений» (кто не знает, что это такое, посмотрите в НСК или вот здесь). Но не отчитать об этом спонтанно возникшем замысле я не мог.

Мне хотелось, чтобы вы вместе со мной проследили нарастание вдохновения по мере обычного построения рассказа по случайно взятой теме. Это показывает, что вдохновение не является чем-то приходящим заранее, без чего невозможно сочинять. Оно развивается по мере вхождения в сочинительскую задачу. А ставить перед собой такую задачу и решать её можно научиться. О чём и говорилось в этом занятии.


Вопросы для ответов

1. Вроде бы занятий в такой форме у нас ещё не было. Насколько оправдан такой подход – иллюстрация процесс творчества на собственном примере? Не слишком ли он выглядит личным?

2. Какое название из списка по методу «Штурм-10» тебе нравится больше других?

3. Возникло ли желание по пробовать пройти описанную технологическую цепочку самому, на своём материале?

4. Какие добавления к рассказу из перечисленных тебе кажутся необходимыми? Какие замечания ты добавил бы от себя?

5. Понятно ли выглядит план-описание повести? Оправдан ли такой подход к крошечному поначалу сюжету?


ВОЗ-1.
Взять небольшую запись из дневника, наблюдение или эпизод за основу и попробовать выстроить на ней рассказ. Или хотя бы рассказик.

ВОЗ-2.
Увидев, как успешно идёт самообслуживание по придумыванию определений для слов, выбранных самостоятельно, я решил оставить эту часть задания в таком же виде. Итак, придумать три интересных тебе слова и определить их.

ВОЗ-3.
Дополнительные слова для определения: МЕХАНИЗМ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, МЕЧТАТЬ.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →