Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Сказка и возраст - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 4 (67)

С хорошей вас погодой!

Погода такая разная, что кому-то может показаться странным моё поздравление. Но я имею в виду скорее внутреннюю погоду, чем внешнюю. А с внутренней погодой каждый из нас выясняет отношения сам. И я надеюсь, что разу уж вы появились на студии, вы со своим внутренним хозяйством справляться умеете. А значит – с хорошей вас погодой!..

Изменившиеся суммы плюсиков. Кстати, они не всегда тем «лучше», чем выше, поскольку вычитаемые за редактирование плюсики уменьшают сумму, но увеличивают опыт работы с текстом.

aderkachev = 36, amartaler = 44, fox_kate = 21, himmelsweit = 36, iliysakucc = 54, klina = 71, lanemru = 44, mashkin_84 = 34, nikaromanovna = 30, obi_van_ki_ro = 17, perrou = 51, sapiv = 35, sasha_sovushka = 20, shum_kaa = 30, soroka_nata = 38, sunnycountry = 12, tania_al = 65, tanigawa_spb_ru = 6, voyd_absolute = 28.

А теперь – к новому занятию.



Занятие 4 (67). Сказка и возраст

Можно определить сказку так: сказка – это воображение с соображением. Но это неточно. Воображение заведует скорее тем, что может быть на самом деле. Сказка связана с небывалыми вещами, а это уже относится к фантазии, к придумыванию того, чего быть не может. Поэтому лучше так: сказка – это фантазия при деле.
А сказочник (тот, кто сказку сочинил, пусть даже одну-единственную, пусть даже ещё не сочинил, но сочиняет) – это тот, кто лепит из фантазии новую реальность.

О сказке можно (и полезно) прочитать в НСК, можно (и полезно) посмотреть занятия 12 (6.7.09), 19 (6.1.10), 45 (5.4.12) и 55 (5.3.13).

Но мы, как всегда, начнём всё заново.


Что мы называем (или не называем) сказкой

Понятно, что мы называем сказкой привычную сказку с приключениями и небывалостями. Но есть и другие сказочные жанры, которые принято называть по-другому.

Например, научная фантастика. Вроде бы это и не сказка вовсе, раз в ней всякие научные изобретения описаны? Но изобретения пока ещё небывалые, а буду ли они – точно никто не скажет. Так что правильнее считать это сказкой. А если что подтвердится в будущем, скажут: о, он ПРЕДУГАДАЛ! Только ведь и ковре-самолёте можно говорить, что это предугаданный самолёт...

Ещё есть очень жанр фэнтези (что по-английски означает просто «фантазия»). Название это стало привычным и модным, хотя, конечно, это разновидность сказки. Только в обычно сказке небывалого не так уж много, а в фэнтези его порою больше чем бывалого.

А «Гулливер» - это сказка? Конечно, истории Свифта – сказки, хотя их можно одновременно назвать сатирами на человеческое общество или ещё как-нибудь. Даже умнющие философские повести Вольтера – сказки, хотя их совсем неудобно так называть.

Не буду больше перечислять жанры, которые надо причислить к сказкам (всякие утопии, аллегории и тому подобное).

Но самое удивительное, что сказкой может оказаться самый обычный рассказ о самой обычной жизни. Это происходит, когда в нём встречается что-то очень уж недостоверное. «Ну, это сказка!..» - думает читатель, хотя вроде бы всё описанное по отдельности бывает, но оно так соединено вместе, как всё-таки не бывает. Эх, лучше писать выдуманные сказки, в которых всё кажется вполне достоверным, чем реалистичные рассказы, которые хочется назвать сказкой (и это не похвала).


Людям какого возраста нужны сказки

Можно было бы сразу сказать: людям всех возрастов. Но интересно присмотреться подробне.

Детям – точно нужны. «Детские сказки» - очень устойчивое словосочетание. Но среди жанров, которые можно назвать сказками, много и таких жанров, которые должны считаться «сказками для взрослых».

Некоторые из «сказок для взрослых» со временем постепенно переходят и к детям, хотя и не к самым маленьким. Например, «Путешествия Гулливера» Свифт писал никак не для детей. но теперь «Гулливер у лилпутов» и «Гулливер у великанов» - вполне детские книжки, разве что несколько адаптированные (то есть приспособленные к детскому возрасту).

Но существуют и детские сказки, которые с удовольствием читают взрослые, а некоторые становятся классикой и детской, и взрослой литературы. Пример – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Вы легко найдёте и другие примеры.

А некоторые сказки так прорастают в человеческую культуру, что и не сразу скажешь, детские они или взрослые. Их взрослые рассказывают детям так усердно, что и сами к ним привыкают. «Колобок» и «Курочка Ряба», «Репка» и «Снегурочка»...

Вот теперь мы уж наверняка можем утверждать, что сказки нужны всем. Хотя и по-разному.


Возраст сочинения сказок

По-моему, в начальные годы жизни ребёнок, не зная ещё многих подробностей реальной жизни, даже живёт как бы в сказке. У многих детей склонность к сочинительству, причём именно сказочному, проявляется очень рано. Но всё-таки, говоря о литературном сочинительстве, правильнее отсчитывать его начало от возникновения самостоятельной возможности писать. Если ты умеешь записывать придуманное, то можешь и учиться делать его как можно лучше.

И в любом последующем возрасте возможности твоего сказочного сочинительства зависят прежде всего от тебя самого.

Однако каждый возраст приносит с собой новые развороты и для умения сочинять, и для твоих целей: ЗАЧЕМ ты сочиняешь, ДЛЯ КОГО ты сочиняешь.

Сказка может выражать твои мечты, твои представления о жизни.

Сказка может отражать в себе твой жизненный опыт: с чем и с кем ты встретился, в какую ситуацию попал, как из неё выбрался (или мог бы выбраться).

Сказка, какой бы фантастической она ни был, - это выражение себя. Ведь это ТВОЯ сказка. И возраст, в котором ты находишься, тоже твой. Не так важно, сколько в нём лет по счётчику.


Инструменты сказочника

Мастерская сказочника бесконечна. Она не стеснена стенами и шкафами – это же сказочное помещение. Некоторые инструменты, которые мне удалось разглядеть, я вкратце опишу.

- Прыгатель ГОП. С его помощью можно быстро прыгнуть в сказку. Расшифруем: Г – герой, О – описание, П – приключение. Если мы придумаем героя, опишем его (внешность, характер и откуда он взялся) и отправим в приключение, то мы уже запрыгнули в сказку и девать нам некуда: придётся сочинять. Кстати описывать героя можно не сразу, а постепенно, по ходу дела.

- Двигатель сюжета ИТД. Он напоминает нам, что сюжет нужен, чтобы мы в восторге от собственной фантазии не забыли про Действие (помните правило ДОМ?). Каждый виток сюжета состоит из события, которое привело нашего героя (или героев) к каким-то Испытаниям, а те, в свою очередь, состоят из Трудностей, с которыми надо справиться, чтобы добиться нужного Достижения. Если одного витка нам мало, можно применить ИТД снова, только И, Т и Д будет уже другими. Ещё виток? – Ещё одно ИТД... И так далее.

- Осказочниватель реальности. Эту крутая штука: можно взять любое реальное событие, даже запись из своего дневника, и превратить его в основу сказки. что-то похожее мы делали на прошлом занятии, но там пользовались не фантазией, а воображением и оставались среди того, что может произойти на самом деле.

- Проращиватель сказок-зёрнышек. Если мы сочинили малюсенькую сказку, сказку-крошку, то можем из неё вырастить, как из зёрнышка, большую сказочную историю, добавляя удобрение подробностей и поливай водой придумывания дополнений.

- Планер для планирования или парения в потоках фантазии. Планировать для этого летательного аппарата означает «придумывать план». А вот парить – это отдаться на волю дуновений фантазии, то есть не заморачиваться планом, а сочинять, как понесёт.

- Авторский скафандр (совершенно незаметный). В нём ты можешь сам появиться в сказке, которую сочиняешь, то есть стать своим собственным сказочным персонажем. Но это уж в каком-то совершенно особом случае.

- Межсказочный пригласительный билет. Это средство можно, но рискованное. Можно в число своих персонажей пригласить известного сказочного героя из другой сказки. Удобно это тем, что известного героя все знают, так что не обязательно его описывать, он уже другим автором вполне изображён. А опасно тем, что такой герой запросто перетянет всё внимание на себя, и другие персонажи, совсем твои, окажутся в тени.

- Словарь будущего читателя. Никто ещё твоей сказки не читал, а уже надо о читателе заботиться. В этом удивительном словаре собраны слова и выражения, которые НЕ нужны для твоего читателя, особенно если он ещё маленький. Даже если такое в твоём тексте появится, потом можно выполоть, как сорняки на грядке, - стоит только в Словарь заглянуть.

- Волшебные палочки-сочинялочки. О них надо говорить отдельно. К этому и перейдём.


Семь волшебных палочек сказочника

Это особый инструментальный набор, который позволит вам в любой момент повествования развернуть по-новому. Эти палочки надо использовать только в авторском воображении, они не должны сами участвовать в сказке! Это тайные средства сказочника, не показывайте их читателю. Он должен видеть только их действие. Их можно назвать «палочки-сочинялочки», но у каждой есть и своё собственное имя.

У каждой палочки два конца (хотя иногда, кажется, их больше). Дотронешься до нужного места в сказке одним концом, будет один эффект, а если другим – то наоборотный.

- Палочка-уменьшалочка. Уменьшает или увеличивает. Андерсен коснулся этой палочкой обычной девочки – и та превратилась в Дюймовочку. Если коснуться другим концом муравья, прохожие бросятся врассыпную от страшного чудовища.

- Палочка-перемещалочка. Переносит в другие страны, миры, времена. один конец перемещает в пространстве, другой во времени. А если взяться за середину и покрутить палочку, то отправишь героя вообще в небывалый мир.

- Палочка-замиралочка. Делает неподвижным подвижное, одушевляет неодушевлённое. Один конец работает, как в игре «замри», но при этом и свойства меняются. Помните Белую Колдунью в Нарнии – как она превращала неугодных в статуи?..

- Палочка-усилялочка. Усиливает или ослабляет обычные свойства. Махнёшь одним концом, и персонаж уже может выпить море, или хотя бы озеро. Махнёшь другим – и герой может так разлениться, что и с печи слезать не захочет, так мы его человеческую активность ослабили.

- Палочка-давалочка. Наделяет необычными свойствами, а также предметами, или отбирает их. С помощью этой палочки я помог своему червячку Игнатию обзавестись крылышками. А другим концом неизвестный автор «Курочки Рябы» отобрал у неё умение нести золотые яйца, чтобы облегчить жизнь стариков.

- Палочка-вызывалочка. Вызывает волшебного посредника (волшебник, фея, ангел, или другое особое существо). Другим концом этой палочки можно отозвать посредника из сказки.

- Палочка-приключалочка. Её действие начинается с мысли: «А что, если...» Можно создать любую неожиданность, происшествие, которое изменит ход событий. Можно положить начало любому, даже самому удивительному приключению.


Вопросы для ответов

1. Заметно ли, что я старался писать понятно для участников разных возрастов? Были ли у тебя трудности, если ты помладше? Было ли скучновато, если ты постарше?

2. Заметил ли ты, что у одной волшебной палочки не описано действие второго её конца? Как бы т сам его описал?

3. Был ли какой-нибудь из сказочно-сочинительских инструментов для тебя чем-то новым?

4. Какой из видов сказки ты ценишь больше всего?

5. Для какого возраста ты с наибольшим удовольствием сочинял бы сказки?


ВОЗ-1
Написать сказку (объёмом не больше 5.000 знаков) и попробовать оценить, сколько из инструментов, описанных в занятии, вы в ней применили.

ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МИКРОСКОП, МИНУС, МИТИНГ.

ВОЗ-3
Придумать три слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →