Погода такая разная, что кому-то может показаться странным моё поздравление. Но я имею в виду скорее внутреннюю погоду, чем внешнюю. А с внутренней погодой каждый из нас выясняет отношения сам. И я надеюсь, что разу уж вы появились на студии, вы со своим внутренним хозяйством справляться умеете. А значит – с хорошей вас погодой!..
Изменившиеся суммы плюсиков. Кстати, они не всегда тем «лучше», чем выше, поскольку вычитаемые за редактирование плюсики уменьшают сумму, но увеличивают опыт работы с текстом.
А теперь – к новому занятию.
Занятие 4 (67). Сказка и возраст
Можно определить сказку так: сказка – это воображение с соображением. Но это неточно. Воображение заведует скорее тем, что может быть на самом деле. Сказка связана с небывалыми вещами, а это уже относится к фантазии, к придумыванию того, чего быть не может. Поэтому лучше так: сказка – это фантазия при деле.
А сказочник (тот, кто сказку сочинил, пусть даже одну-единственную, пусть даже ещё не сочинил, но сочиняет) – это тот, кто лепит из фантазии новую реальность.
О сказке можно (и полезно) прочитать в НСК, можно (и полезно) посмотреть занятия 12 (6.7.09), 19 (6.1.10), 45 (5.4.12) и 55 (5.3.13).
Но мы, как всегда, начнём всё заново.
Что мы называем (или не называем) сказкой
Понятно, что мы называем сказкой привычную сказку с приключениями и небывалостями. Но есть и другие сказочные жанры, которые принято называть по-другому.
Например, научная фантастика. Вроде бы это и не сказка вовсе, раз в ней всякие научные изобретения описаны? Но изобретения пока ещё небывалые, а буду ли они – точно никто не скажет. Так что правильнее считать это сказкой. А если что подтвердится в будущем, скажут: о, он ПРЕДУГАДАЛ! Только ведь и ковре-самолёте можно говорить, что это предугаданный самолёт...
Ещё есть очень жанр фэнтези (что по-английски означает просто «фантазия»). Название это стало привычным и модным, хотя, конечно, это разновидность сказки. Только в обычно сказке небывалого не так уж много, а в фэнтези его порою больше чем бывалого.
А «Гулливер» - это сказка? Конечно, истории Свифта – сказки, хотя их можно одновременно назвать сатирами на человеческое общество или ещё как-нибудь. Даже умнющие философские повести Вольтера – сказки, хотя их совсем неудобно так называть.
Не буду больше перечислять жанры, которые надо причислить к сказкам (всякие утопии, аллегории и тому подобное).
Но самое удивительное, что сказкой может оказаться самый обычный рассказ о самой обычной жизни. Это происходит, когда в нём встречается что-то очень уж недостоверное. «Ну, это сказка!..» - думает читатель, хотя вроде бы всё описанное по отдельности бывает, но оно так соединено вместе, как всё-таки не бывает. Эх, лучше писать выдуманные сказки, в которых всё кажется вполне достоверным, чем реалистичные рассказы, которые хочется назвать сказкой (и это не похвала).
Людям какого возраста нужны сказки
Можно было бы сразу сказать: людям всех возрастов. Но интересно присмотреться подробне.
Детям – точно нужны. «Детские сказки» - очень устойчивое словосочетание. Но среди жанров, которые можно назвать сказками, много и таких жанров, которые должны считаться «сказками для взрослых».
Некоторые из «сказок для взрослых» со временем постепенно переходят и к детям, хотя и не к самым маленьким. Например, «Путешествия Гулливера» Свифт писал никак не для детей. но теперь «Гулливер у лилпутов» и «Гулливер у великанов» - вполне детские книжки, разве что несколько адаптированные (то есть приспособленные к детскому возрасту).
Но существуют и детские сказки, которые с удовольствием читают взрослые, а некоторые становятся классикой и детской, и взрослой литературы. Пример – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Вы легко найдёте и другие примеры.
А некоторые сказки так прорастают в человеческую культуру, что и не сразу скажешь, детские они или взрослые. Их взрослые рассказывают детям так усердно, что и сами к ним привыкают. «Колобок» и «Курочка Ряба», «Репка» и «Снегурочка»...
Вот теперь мы уж наверняка можем утверждать, что сказки нужны всем. Хотя и по-разному.
Возраст сочинения сказок
По-моему, в начальные годы жизни ребёнок, не зная ещё многих подробностей реальной жизни, даже живёт как бы в сказке. У многих детей склонность к сочинительству, причём именно сказочному, проявляется очень рано. Но всё-таки, говоря о литературном сочинительстве, правильнее отсчитывать его начало от возникновения самостоятельной возможности писать. Если ты умеешь записывать придуманное, то можешь и учиться делать его как можно лучше.
И в любом последующем возрасте возможности твоего сказочного сочинительства зависят прежде всего от тебя самого.
Однако каждый возраст приносит с собой новые развороты и для умения сочинять, и для твоих целей: ЗАЧЕМ ты сочиняешь, ДЛЯ КОГО ты сочиняешь.
Сказка может выражать твои мечты, твои представления о жизни.
Сказка может отражать в себе твой жизненный опыт: с чем и с кем ты встретился, в какую ситуацию попал, как из неё выбрался (или мог бы выбраться).
Сказка, какой бы фантастической она ни был, - это выражение себя. Ведь это ТВОЯ сказка. И возраст, в котором ты находишься, тоже твой. Не так важно, сколько в нём лет по счётчику.
Инструменты сказочника
Мастерская сказочника бесконечна. Она не стеснена стенами и шкафами – это же сказочное помещение. Некоторые инструменты, которые мне удалось разглядеть, я вкратце опишу.
- Прыгатель ГОП. С его помощью можно быстро прыгнуть в сказку. Расшифруем: Г – герой, О – описание, П – приключение. Если мы придумаем героя, опишем его (внешность, характер и откуда он взялся) и отправим в приключение, то мы уже запрыгнули в сказку и девать нам некуда: придётся сочинять. Кстати описывать героя можно не сразу, а постепенно, по ходу дела.
- Двигатель сюжета ИТД. Он напоминает нам, что сюжет нужен, чтобы мы в восторге от собственной фантазии не забыли про Действие (помните правило ДОМ?). Каждый виток сюжета состоит из события, которое привело нашего героя (или героев) к каким-то Испытаниям, а те, в свою очередь, состоят из Трудностей, с которыми надо справиться, чтобы добиться нужного Достижения. Если одного витка нам мало, можно применить ИТД снова, только И, Т и Д будет уже другими. Ещё виток? – Ещё одно ИТД... И так далее.
- Осказочниватель реальности. Эту крутая штука: можно взять любое реальное событие, даже запись из своего дневника, и превратить его в основу сказки. что-то похожее мы делали на прошлом занятии, но там пользовались не фантазией, а воображением и оставались среди того, что может произойти на самом деле.
- Проращиватель сказок-зёрнышек. Если мы сочинили малюсенькую сказку, сказку-крошку, то можем из неё вырастить, как из зёрнышка, большую сказочную историю, добавляя удобрение подробностей и поливай водой придумывания дополнений.
- Планер для планирования или парения в потоках фантазии. Планировать для этого летательного аппарата означает «придумывать план». А вот парить – это отдаться на волю дуновений фантазии, то есть не заморачиваться планом, а сочинять, как понесёт.
- Авторский скафандр (совершенно незаметный). В нём ты можешь сам появиться в сказке, которую сочиняешь, то есть стать своим собственным сказочным персонажем. Но это уж в каком-то совершенно особом случае.
- Межсказочный пригласительный билет. Это средство можно, но рискованное. Можно в число своих персонажей пригласить известного сказочного героя из другой сказки. Удобно это тем, что известного героя все знают, так что не обязательно его описывать, он уже другим автором вполне изображён. А опасно тем, что такой герой запросто перетянет всё внимание на себя, и другие персонажи, совсем твои, окажутся в тени.
- Словарь будущего читателя. Никто ещё твоей сказки не читал, а уже надо о читателе заботиться. В этом удивительном словаре собраны слова и выражения, которые НЕ нужны для твоего читателя, особенно если он ещё маленький. Даже если такое в твоём тексте появится, потом можно выполоть, как сорняки на грядке, - стоит только в Словарь заглянуть.
- Волшебные палочки-сочинялочки. О них надо говорить отдельно. К этому и перейдём.
Семь волшебных палочек сказочника
Это особый инструментальный набор, который позволит вам в любой момент повествования развернуть по-новому. Эти палочки надо использовать только в авторском воображении, они не должны сами участвовать в сказке! Это тайные средства сказочника, не показывайте их читателю. Он должен видеть только их действие. Их можно назвать «палочки-сочинялочки», но у каждой есть и своё собственное имя.
У каждой палочки два конца (хотя иногда, кажется, их больше). Дотронешься до нужного места в сказке одним концом, будет один эффект, а если другим – то наоборотный.
- Палочка-уменьшалочка. Уменьшает или увеличивает. Андерсен коснулся этой палочкой обычной девочки – и та превратилась в Дюймовочку. Если коснуться другим концом муравья, прохожие бросятся врассыпную от страшного чудовища.
- Палочка-перемещалочка. Переносит в другие страны, миры, времена. один конец перемещает в пространстве, другой во времени. А если взяться за середину и покрутить палочку, то отправишь героя вообще в небывалый мир.
- Палочка-замиралочка. Делает неподвижным подвижное, одушевляет неодушевлённое. Один конец работает, как в игре «замри», но при этом и свойства меняются. Помните Белую Колдунью в Нарнии – как она превращала неугодных в статуи?..
- Палочка-усилялочка. Усиливает или ослабляет обычные свойства. Махнёшь одним концом, и персонаж уже может выпить море, или хотя бы озеро. Махнёшь другим – и герой может так разлениться, что и с печи слезать не захочет, так мы его человеческую активность ослабили.
- Палочка-давалочка. Наделяет необычными свойствами, а также предметами, или отбирает их. С помощью этой палочки я помог своему червячку Игнатию обзавестись крылышками. А другим концом неизвестный автор «Курочки Рябы» отобрал у неё умение нести золотые яйца, чтобы облегчить жизнь стариков.
- Палочка-вызывалочка. Вызывает волшебного посредника (волшебник, фея, ангел, или другое особое существо). Другим концом этой палочки можно отозвать посредника из сказки.
- Палочка-приключалочка. Её действие начинается с мысли: «А что, если...» Можно создать любую неожиданность, происшествие, которое изменит ход событий. Можно положить начало любому, даже самому удивительному приключению.
Вопросы для ответов
1. Заметно ли, что я старался писать понятно для участников разных возрастов? Были ли у тебя трудности, если ты помладше? Было ли скучновато, если ты постарше?
2. Заметил ли ты, что у одной волшебной палочки не описано действие второго её конца? Как бы т сам его описал?
3. Был ли какой-нибудь из сказочно-сочинительских инструментов для тебя чем-то новым?
4. Какой из видов сказки ты ценишь больше всего?
5. Для какого возраста ты с наибольшим удовольствием сочинял бы сказки?
ВОЗ-1
Написать сказку (объёмом не больше 5.000 знаков) и попробовать оценить, сколько из инструментов, описанных в занятии, вы в ней применили.
ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МИКРОСКОП, МИНУС, МИТИНГ.
ВОЗ-3
Придумать три слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →