Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Побудь сценаристом - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 5 (68)

«Май жестокий...»

Это стихотворение Блока, написанное больше ста лет назад, так и начинается:

«Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!..»

Заканчивается оно неожиданно:

«Но достойней за тяжелым плугом
В свежих росах поутру идти!»

Почему-то мне кажется, что вторая строка в начале и последняя строка имеют некоторое эмоциональное отношение к нашей студии. Почему?..

Это последнее занятие перед летним периодом, когда на три месяца придётся лишь два занятия. Майское занятие, как обычно, продлится до конца месяца.

Хочу поздравить iliysakucc с очередным детским мультиком по её сказке !

Плюсики:

fox_kate = 27, himmelsweit = 42, iliysakucc = 39, klina = 91, lanemru = 60, mashkin_84 = 55, obi_van_ki_ro = 28, perrou = 71, sapiv = 35, shum_kaa = 34, soroka_nata = 48, tania_al = 87, tanigawa_spb_ru = 18, voyd_absolute = 36.

Кстати, хочу всем напомнить, что мне, как и всем, хватает рассеянности. Поэтому я очень признателен участникам студии, борющимся за свои студийные права. Если я не ответил на какой-то из ваших комментариев к занятию, если вам кажется, что я ошибся в сумме плюсиков, если в своих замечаниях я сморозил глупость – пожалуйста, напомните, уточните, поправьте, переспросите. Буду за это только признателен.




Занятие 5 (68). Побудь сценаристом

К жанру сценария интересно присмотреться не только как к особому литературному делу. Взгляд на текст, который необходим сценаристу, может научить нас многим важным вещам, помогающим быть выразительными в любом жанре.

У нас в Изюминке было два занятия, связанные с темой сценарной работы: 35 (5.5.11) – Микродраматургия: жанр пьески и 45 (1.6.12) - Сценарий микрометражки . Советую их посмотреть.


Что такое сценарий

Хотим мы или нет, все мы специалисты по сценариям – поскольку время от времени смотрим кино, спектакли или просто телевизионные передачи, в основе которых тоже всегда лежат сценарные наработки. Но быть зрителем, конечно, маловато. Придётся на время этого занятия побыть сценаристом.

Простейшим сценарным подходом можно считать изобразительно-голосовое сопровождение обычного литературного текста. За примером далеко ходить не надо – взять хотя бы мультик по сказке iliysakucc.

Совершенно самостоятельного литературного существования сценарий достигает в жанре пьесы. Главное для нас в пьесе – что это художественное произведение, её можно читать. Конечно, её можно воплощать в спектакле и экранизировать, но и многие другие жанры вполне этому поддаются.

Другое дело - сценарий как особый сценический или кинематографический жанр. Сцена и кино – разные вещи, но нам важно понять, что здесь в любом случае должны учитываться разнообразные специальные требования. О некоторых из них поговорим ниже.

Вообще же понятие сценария можно рассматривать очень широко. Этим словом пользуются политологи и психологи, историки и многие другие специалисты, не только литераторы. Ведь «сценарий» не от слова «сцена» в смысле театральные подмостки, а от слова «сцена» как «эпизод». А цепочка эпизодов встречается в разных областях культуры. Так что сценарий – это прежде всего цепочка сценам, имеющая начало и конец (ведь даже самый бесконечный сериал состоит из более или менее законченных серий).

Тем не менее, повторю: здесь для нас сценарий важнее всего как средство углубления и обогащения прозы.


Из «Правил наилучшего сценарного описания» Мартелла

В свободном пересказе дам некоторые выдержки из пособия по сценарному мастерству Уильяма Мартелла, американского актёра и сценариста ХХ века:

Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн всё равно будет делать художник. Ваша работа - описать действия героев.

Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Детали делают характер персонажа.

Правило 3. Экономное письмо
"Экономное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей. Писать экономно - это квалификация сценариста. Чтобы прочувствовать это, представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и за каждое слово надо платить.

Правило 4. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. На бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается, может быть, одно из пяти слов.

Правило 5. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные их более конкретными синонимами.

Правило 6. Метафоры
Все метафоры и сравнения в вашем распоряжении. Только не увлекайтесь. Они должны работать на пьесу, а не демонстрировать вашу оригинальность.

Правило 7. Правило четырёх строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте её пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется "избавляться от черноты". Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет просто какой-то выкрик.

Правило 8. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками. Используйте назывные предложения. Располагайте одно предложение в абзаце. Употребляйте энергичные описания действий. Поменьше запятых. Побольше точек.

Правило 9. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие ёмкие описания.

Правило 10. Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария… Вычёркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным.


Общие сценарные идеи

Ещё одна сделанная мной сводка, сделанная на основе большой книги Александра Червинского про американские сценарии:

1. Трёхчастная природа сценария
Надо научиться правильно использовать самую простую вещь — трёхчастную природу сценария. Казалось бы, очевидная истина: сценарий должен иметь начало, середину и конец. Но, при всей кажущейся простоте, идея эта имеет свои особенности. Первая часть – это драматическая ситуация (завязка). Вторая – разгар события, нагнетение проблем у героя (кульминация). Третья – путь к их решению (развязка).

2. Идея истории
Идея истории может быть выражена в заветной фразе: «Это история про _________ (персонаж), который _________ (действие). Ясная мотивировка действия главного персонажа или персонажей является краеугольным камнем сценария.

3. Герой
История должна иметь, по крайней мере, одного героя, главное действующее лицо, чей характер является центром внимания и движущей силой сюжета.

4. Сопереживание
Зритель должен иметь возможность поставить себя на место героя, то есть сопереживать ему. Это не означает, что герой должен быть безгрешен, неспособен на неожиданные выходки или лишён отрицательных черт. Чаще всего правильнее делать наоборот. Это означает лишь то, что характер должен вызывать у читателя и зрителей симпатию и сопереживание.

5. Мотивировки
Необходима ясно выраженная мотивировка поведения, цель, которую ваш герой надеется достичь прежде, чем закончится ваша история. Желание, цель вашего героя (или героев) — краеугольный камень всего замысла. Должны быть мотивировки и у других персонажей.

6. Препятствия
В достижении своей цели герой должен встретить серьёзные препятствия, сопротивление и помехи. Понятие «серьёзные» означает соответствие помех характеру героя.

7. Отвага
Столкновение с препятствиями и помехами в достижении цели ставит героя перед необходимостью проявить отвагу. Это может быть физическая храбрость, или нравственная, или и то и другое. Если герою ничего не противостоит или препятствия не пугают, то история не будет эмоционально воздействовать на зрителя. Сценарий может быть и о том, как герой приходит к пониманию необходимости проявления отваги, зритель может быть заинтересован и таким образом. Но проявление отваги необходимо так или иначе.

8. Развитие характера
Развитие характера подразумевает, что в результате своей деятельности персонаж достигает полного самовыражения, развития, что он «состоялся». Чем больше возможностей стать лучше и человечнее ваш замысел предоставляет герою, тем выше художественный потенциал вашей идеи.

9. Нравственная тема
Понятие темы близко к понятию развития характеров. Темой в сценарии принято считать вложенную в него универсальную идею о природе человека, которая выходит за пределы сюжета и имеет в виду жизнь вообще.

10. Столкновение с другим характером
Вы можете открыть новые черты характера, соединив его с другим, резко отличающимся от него характером.

11. Конструкция
Конструкция - это отдельные эпизоды сценария и их расположение по отношению друг к другу. Хорошая конструкция — это когда нужные вещи происходят в нужное время. При этом достигается максимальная вовлечённость зрителя. Если событиям недостает занимательности, юмора, ощущения их уместности, если их порядок не создаёт чувства неожиданности, удивления, любопытства, ясности развязки, то конструкция слаба.
Конструирование сценария включает два этапа: разделение вашего сюжета на три акта и применение специальных конструктивных приёмов. Первый акт занимает примерно четверть, второй — половину сценария, а третий — последнюю четверть его протяженности.
В соответствии с трёхчастной природой сценария надо разделить внешнюю мотивировку героя на три части. Это даст вам возможность понять, как дважды изменится в сценарии его внешняя мотивировка и какова будет мотивировка для каждого из трёх актов. Если история лишена поворотов, линейна и развивается напрямую к финалу единственно от первоначального толчка, наш интерес к ней быстро иссякает и впечатление становится расплывчатым. И хотя всяческие изгибы и повороты случаются на протяжении всей истории, в хорошем сценарии есть два места — в начале второго и в начале третьего акта, где история меняет направление благодаря новым неожиданным событиям.
Хороший сценарий всегда сконструирован так, что каждая последующая сцена усиливает препятствия на пути героя, дает новый поворот сюжета, усложняет действие.

12. Планируйте заранее подъёмы и спады увлекательного и смешного
Высокое эмоциональное напряжение должно сопровождаться сценами меньшей непосредственной эмоциональной вовлечённости зрителя. Чтобы зритель мог перевести дыхание и быть готовым к следующему выстроенному вами ещё более высокому эмоциональному взлёту.

13. Зритель должен ждать, предвкушать и бояться
Зрители стараются угадать, что будет дальше. Они не хотят всегда правильно угадывать, но ожидание предполагаемого развития событий захватывает внимание зрителя полностью.

14. Дайте зрителю возможность испытывать чувство превосходства
Чувство превосходства возникает у зрителя, когда он обладает информацией, неведомой персонажам.

15. Удивляйте зрителя
Хотя ожидание — сильнейший конструктивный приём, вы не должны приучать зрителя к тому, что он всегда верно предсказывает будущие события. Время от времени, ради юмора и нарушения сложившейся рутины восприятия, вы должны удивлять зрителя, как бы лишать его самоуверенности. Круто повернув в сторону ожидаемое событие, вы как бы заставите зрителя потерять равновесие и сразу усилите его эмоциональную вовлечённость.

16. Заставляйте читателя испытывать чувство любопытства
Когда зритель понимает, что не всё знает о герое, или когда герой по ходу истории должен разгадать тайну, внимание читателя приковано к действию, потому что он ждёт полной ясности.

17. Предвосхищайте главные события
Имеется в виду обеспечение доверия к способностям и действиям героя, путём создания для них основы в более ранних эпизодах.

18. Повторяйте ситуации и фразы диалогов для обозначения развития характера
Когда мы возвращаемся к зданию школы, где когда-то учились, нам всякий раз кажется, что здание стало другим, но это не здание — это мы меняемся, и каждая встреча со старой школой дает нам почувствовать, как далеко мы ушли, как много потеряли, какими другими мы были.
Вместе с тем эти повторения могут служить опорным рефреном.

19. Добейтесь, чтобы ваша история вызывала доверие
Чтобы зритель был по-настоящему эмоционально вовлечён в действие, ваша история должна иметь свою логику и правила.

20. Соединяйте серьёзное со смешным
Даже в самой страшной трагедии должны быть элементы юмора. По двум причинам: для эмоциональной разрядки (планирование упомянутых выше подъёмов и спадов), а также для жизнеподобия вашей трагедии, ибо в жизни смешное всегда соседствует с трагическим.

21. Начинайте и заканчивайте эффектными сценами
Начальная сцена должна зацепить зрителя. Финальная – сохранить в памяти основной импульс представления.

22. Не давайте объяснений актёрам в ремарках
Ваша работа как сценариста - описывать действие персонажей и сочинять диалоги. Вы не должны объяснять, как преподносить строчки диалогов. Подобные ремарки только раздражают актёров.


Правила и изобретения

В приведённых выше правилах и принципах можно найти много полезного не только для сценариста. Есть там и некоторые спорные моменты – когда речь идёт о том, что надо делать именно так, а не иначе. Иначе можно всегда!

Всегда можно изобрести что-то своё, не соответствующее правилам, но придающее оригинальность и выразительность написанному. Главное – чтобы это было на пользу вашему произведению, а не во вред.

Не стоит в то же время забывать, что приведённые сводки основаны на опыте многих десятилетий поисков выразительности в области сценарной работы. Поэтому каждое правило стоит использовать по своему вкусу – или по своему вкусу опровергать, если вы нашли что-то исключительно удачное.


Вопросы для ответов

1. Хотелось бы тебе бы овладеть мастерством сценариста?

2. Нашлись ли в занятии какие-то моменты, которые представляются полезными и для других жанров? Какие?

3. Любишь ли ты читать пьесы? Любишь ли кино? Театр?

4. Пробовал ли ты себя когда-нибудь в драматургическом жанре (пьеса, сценарий и т.п.)?

5. Что тебе представляется наиболее трудным в написании сценария?


ВОЗ-1
Здесь вам предстоит сделать выбор из двух вариантов (ВНИМАНИЕ! – это именно выбор, а не два задания; не предъявляйте оба варианта, я буду рассматривать только первый; важно и то, за какой из вариантов вы возьмётесь).
1 вариант. Возьмите одно из своих произведений последнего времени (желательно подлиннее, чем афоризм-определение) и напишите по нему сценарий.
2 вариант. Напишите новое произведение в виде сценария.
В любом случае не превышайте объём в 6000 знаков.

ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МЛАДЕНЕЦ, МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ (можно МЛЕКОПИТАЮЩИЕ), МНОГОСЛОВИЕ.

ВОЗ-3
Придумай три слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Простак по-настоящему

    - Ты такой разный бываешь, - заметил малыш Захарка своему другу Простаку. – То весёлый, разговорчивый, то задумчивый, молчаливый... - Ты тоже…

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Простак по-настоящему

    - Ты такой разный бываешь, - заметил малыш Захарка своему другу Простаку. – То весёлый, разговорчивый, то задумчивый, молчаливый... - Ты тоже…

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…