Другой разновидностью собственнического отношения к истине является спокойная до равнодушия уверенность в ней. «Истины самые важные и нужные часто признаются столь истинными, что они теряют силу истины и спят, как бы в спальне души, рядом с самыми презренными и глупыми заблуждениями» (Колридж).
«Свою любовь к истине мы яснее всего обнаруживаем в своём отношении к тому, что другие считают “истиной”. Тогда-то мы и выдаём себя – действительно ли мы любим истину или только самих себя» (Ницше).
У человека может быть прочное ощущение своей внутренней истины, способное устоять против самых устоявшихся общепринятых истин. Но и эта внутренняя истина может претерпевать свою эволюцию. И уйти от одной общей истины не означает невозможности когда-нибудь придти к другой общей истине. А может быть – и к той же самой, но придти самому.
Истина заключается не просто в признании её, но в том, чтобы освоить её в наивысшей степени, возможной для нас на данном уровне нашего развития.
«Обладать истиной мало; надо, чтобы истина нами владела» (Метерлинк).