Переходим на летний режим работы. Тем более что и обычный, весенний режим уже стал труден половине участников. Это занятие продлится до 15 июля (не до 16-го!). Следующее занятие начнётся 20 июля (закончится 31 августа), а потом уже – 5 сентября.
Изменившиеся плюсики:
Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды... Слава тем, кто остался!
Занятие 6 (69). Воображение и фантазия
Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась. Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала...
Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы. Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.
Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.
Воображение – это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.
Фантазия – это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное. Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.
Ещё немного о различиях
Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, – это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.
Наша задача – поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.
Воображение – один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору. Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).
Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.
Убедительность во что бы то ни стало
Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.
Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ – физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне – это уже половина дела. Вторая половина – в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).
Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность – описательная и смысловая. То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям – читать.
Выдумка и образ
Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ – это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.
Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками. Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.
И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги. Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.
Созидательность и разрушительность
Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.
Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу. Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.
Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего». То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.
Развивающие упражнения
Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, - и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.
Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, - хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого. Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.
Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений. Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст...
Развитие воображения
- Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.
- Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.
- Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.
- В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.
- Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.
- Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.
- Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции – такие, что даже записать захочется.
- Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия – не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.
- Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.
- Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни – способствуют этому.
Развитие фантазии
- Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.
- Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!
- Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше – с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».
- Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.
- Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.
- Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем – записывайте. Или даже все, на всякий случай.
- Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, - лучший тренажёрный зал для фантазии.
- Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.
- Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.
- Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.
Игра – против занудства
В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.
Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.
Творческая фантазия – это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.
Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..
Вопросы для ответов
1. Насколько значительными для себя как пишущего человека ты считаешь воображение и/или фантазию?
2. Что для тебя интереснее – писать о том, что бывает, или о том, чего не бывает?
3. Как по-твоему, нужны ли воображение и фантазия для некоторых конкретных жанров или для всех?
4. Какие пункты списка упражнений по развитию воображения и фантазии, были для тебя неожиданными? Какие кажутся наиболее важными для себя?
5. Что ты добавил бы к этим двум перечням?
ВОЗ-1
Времени для задания в полтора раза больше, чем обычно (хотя оно и летнее). Тема занятия такая, что смешно было бы что-то заранее предписывать. Фантазируйте, начиная с темы и жанра того, что напишете. Условие одно: дайте разгуляться своим В и Ф.
Но если приблизитесь к объёму в 7000 знаков, спохватитесь и остановитесь.
ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОДЕЛЬ (имитация), МОДЕЛЬ (человек), МОДЕЛЬЕР.
ВОЗ-3
Придумай три самых фантастических (но всё-таки общеупотребительных) слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →