Лето – время отдыха и особых летних дел. Поэтому у нас оно тоже проходит в другом ритме. Поэтому я не удивляюсь, что кто-то исчез, а кто-то появился. Каждый выбирает свои отношения со студией, это естественно и нормально. Поэтому, пожалуйста, не извиняйтесь, что не участвовали в том или в другом занятии. Участвуйте в том, в каком сможете.
Кстати, речь пойдёт о чтении, но не о летнем, а о многолетнем. Так что не обязательно успеть за время этого занятия прочитать всё, чего не читал. А вот внести в оперативный список стоит.
Скоро разошлю обновлённые комплекты визиток – по крайней мере, с одним дополнением. До конца года там сохраняются визитки всех, кто записался на этот год в студию, даже если у кого пока не получилось участвовать. Напоминаю, что это занятие продлится до 31 августа. 5 сентября – следующее.
Изменившиеся плюсики:
aderkachev = 58, angelinakljuiko = 57, iliysakucc = 104, klina = 102, lanemru = 80, mashkin_84 = 79, nikaromanovna = 34, tania_al = 128, tanigawa_spb_ru = 24.
Как всегда – поправьте, если ошибся.
Занятие 7 (70). Чтение и диалог
Это занятие посвящено двум темам: необходимому чтению, и жанру диалога. Мне показалось интересным соединить их. Первая тема, чтение, посвящена повышению читательской, а значит и писательской культуры. Вторая тема, диалог, вытекает из первой, поскольку читающий человек непременно находится в диалоге с пишущим. Если это два пишущих человека то возникающий между ними диалог служит передаче эстафеты от того, что было написано вчера (или даже века назад), к тому, что будет написано завтра – уже тобой.
Тема чтения возникала в занятии 14 «Чтение и отзыв» (http://krotovv.livejournal.com/2009/09/06/), в дополнительном посте (http://krotovv.livejournal.com/2009/09/09/) дан список авторов и книг. Там есть и поэты. Здесь же мы будем говорить только о прозе.
О жанре диалога мы ещё не говорили, но к этому отчасти близки темы занятий 35 «Микродраматургия: жанр пьески» (http://krotovv.livejournal.com/2011/05/05/), 47 «Сценарий микрометражки» (http://krotovv.livejournal.com/2012/06/01/) и недавнее занятие 68 «Побудь сценаристом» (http://krotovv.livejournal.com/2014/05/05/). Впрочем, они близки лишь наличием диалоговых элементов в сценарии. Диалог как литературный жанр – дело совершенно особое.
Говоря о чтении, я буду, разумеется, выражать своё личное отношение к литературе. Если вы захотите познакомиться с каким-либо системным ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ обзором, то найдёте таких текстов немало. Но даже о том, что мне нравится, я расскажу лишь обрывчато, а дело каждого из вас – определить свой курс знакомства с художественной литературой. Главное, чтобы этот курс был!..
Русская классика
Прежде всего, хочется сказать о самом слове «классика». Когда-то, в ранней юности, оно на меня действовало пугающе. Но каждый раз, открывая классическую книгу, я с удивлением обнаруживал увлекательного рассказчика, интереснейшего собеседника и самобытного художника слова. Так что сейчас это слово имеет для меня скорее притягательный смысл. И намёк, предвещающий возможность чему-то важному писательскому научиться.
Особенно это относится к русской классике – понятно почему: эти книги написаны на нашем общем языке, без посредства переводчиков. И о нескольких русских классиков, не всегда достаточно оцененных, мне хочется сказать для того, чтобы обратили на них внимание. Поэтому не буду говорить о Пушкине, Лермонтове, Толстом, Гоголе, Достоевском и Чехове, но их, конечно, надо читать и перечитывать – и не только самые известные их произведения.
Но стоит прочитать и ещё кое-что. Вот, например, Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» - вы увидите особое обаяние в его страстном допушкинском языке и мышлении. Лесков – писатель с немного архаичной стилистикой, проявляющейся не только в известном «Левше», но и в «Соборянах» или «Праведниках». Салтыков-Щедрин с его «Историей одного города», полной меткой актуальности, не устаревшей, к сожалению для нашей сегодняшней жизни, до сих пор. Тургенев – ну, хотя бы «Вешние воды» надо ведь прочитать: вдохнуть запах весны человеческой жизни.
Надеюсь, что вы читали «Алые паруса «Александра Грина» и его рассказы; если нет – поторопитесь. В двадцатом веке, кроме Михаила Булгакова, есть ещё и Юрий Олеша («Три толстяка», «Ни дня без строчки»), Андрей Платонов с его удивительно построенными фразами (прочитайте «Джан»), Лев Кассиль («Кондуит и Швамбрания»), Паустовский («Золотая роза»). Если выберетесь читать Набокова, то прежде всего «Приглашение на казнь». А если возьмётесь за Солженицына, начинайте с рассказа «Матрёнин двор». Ещё Приставкин – «Ночевала тучка золотая». И даже если вы не фанат фантастики, прочтите всё же у Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Гадкие лебеди». Есть ещё Искандер – автор «Сандро из Чегема» и рассказов о Чике.
Пишу далеко не обо всех и не обо всём. Просто аперитив для возбуждения аппетита.
Иноязычные писатели
Знакомство с тем, кто писал на другом языке, зависит и от успеха переводчика. К счастью, переводческая школа у нас оказалась очень хорошей – во многом благодаря советскому периоду, вытеснившему в переводческое дело многих замечательно пишущих авторов. Но вопроса перевода здесь мы касаться не будем. Будем считать, что он всегда достаточно хорош.
Начнём с давних времён, откуда к нам пришло немало интереснейшей литературы, но с таких, когда мы уже можем назвать по имени автора, хотя бы гипотетично, как Лао-цзы, предполагаемого автора книги «Дао дэ цзин» - небольшой, но удивительно ёмкой. Прочтите «Антигону» Софокла – хотя бы для того, чтобы потом оценить «Антигону» Ануя. А уж Платон, с его «Апологией Сократа» и «Диалогами» уже прямо выводит нас к следующей сегодняшней теме.
Дальше пойдёт полнейшая мешанина по времени и странам, но такая замечательная своими ингридиентами...
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», давняя, но по-современному озорная книга. Свифт «Путешествия Гулливера» - это не только о лилипутах и великанах, но и про летающую Лапуту, и про лошадиный народ. Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» - местами при чтении смеёшься в голос. Воннегут «Колыбель для кошки» (это только феерическое введение в Воннегута). Гамсун «Пан» - с его удивительной скандинавской интонацией. А рядом Сельма Лагерлёф, её «Сага о Йесте Берлинге» («Путешествие Нильса» вы и сами прочли или прочтёте). Гессе «Паломники в Страну Востока», магическая по очарованию книга. Но ещё раньше Гофман (хотя бы «Золотой горшок» прочтите или «Крошка Цахес»).
Может, вам повезёт встретить Грэма Грина «Сила и слава» в переводе Александра Меня. А «Томасину» Гэллико или «Поллианну» Элинор Портер надо было прочитать ещё в детстве, но никогда не поздно. Не забудьте прочитать и «Отверженные» Гюго (автора многих удивительных романов), и «Граф Монте-Кристо» Дюма (роман-симфония, куда лучше «Трёх мушкетёров»). Прочтите трудные, но необходимые «Процесс» Кафки, «Аварию» Дюрренматта, а потом повеселите себя: Лем «Звёздные дневники Йона Тихого», «Кибериада», Каттнер «Котёл неприятностей».
Стив Клэйпз Льюис, автор «Хроник Нарнии», у него надо прочитать ещё глубокие и весёлые «Расторжение брака» и «Письма Баламута». У Томаса Манна – «Иосиф и его братья», художественно раскрывшего историю, уместившуюся в Библии на одной страничке. У Мейринка – мистический «Голем», у Мелвилла – «Моби Дик», сумасшедший роман о сумасшедшем Ахаве.
Если вы не читали «Синюю птицу» Метерлинка, пора. А для стереоскопичности – его трактат «Разум цветов», ещё более фантастичный. Если не читали Ремарка, вас ждут прежде всего напряжённые «Три товарища», а у Ромена Роллана – «Очарованная душа» о таинственной судьбе женщины среди мужчин. Надеюсь, вы читали рассказы Сарояна, полные армянской поэтичности, и Джека Лондона, полные мужественной открытости жизни. У Сэлинджера читайте не только «Над пропастью во ржи», но и замечательный рассказ «Фрэнни» о тяге к духовности.
Среди художественной фантастики вас встретят Саймак («Заповедник гоблинов» с персонажами из литературы), Уэллс («Машина времени» и «Человек-невидимка» - это актуальнее, чем можно подумать), Шекли («Обмен разумов» обменяет ваш разум на новый), Джек Финней («Меж двух времён» не столько фантастика, сколько восхищение жизнью, в которую как бы не вернуться).
Фолкнера можно прочитать целую трилогию ( «Деревушка», «Город», «Особняк») и ни на минуту не пожалеть об этом погружении. А если у вас ещё не прочитаны «Рассказы о патере Брауне» и «Эссе» Честертона, то впереди удивительные приключения духа и мысли. А на закуску напомню про «Бесконечную книгу» Энде – одну из лучших сказок двадцатого века.
И это всё – только начало...
Современная литература – расскажите сами
Сейчас я читаю гораздо меньше, чем раньше, и круг интересов постепенно сместился с художественной литературы на философскую. Поэтому в области современной литературы не чувствую достаточно энтузиазма, чтобы рассказывать вам о ней.
Предлагаю в этом разделе поменяться ролями. Я с удовольствием узнаю ваши впечатления от современной художественной литературы, русской и зарубежной. Расскажите о ваших любимых писателях и произведениях (хотя бы перечислите их).
Это можно сделать в ответе на соответствующий вопрос, на формуе, который будет открыт завтра, или на вашей страничке в ЖЖ со ссылкой в комментарии к занятию.
Итак, ваша очередь.
Диалог как жанр
Жанр диалога в наше время встречается, хотя и не очень распространён. Но он несёт в себе удивительные возможности.
Так получилось, что этот жанр постепенно стал рассматриваться как в большей степени философский, чем художественный, поэтому его выразительные возможности часто сводятся к рассуждениям. Что ж, уже делаются литературные попытки вернуть этот жанр в художественное русло, и мы вполне можем в них участвовать.
Сошлюсь, например, на диалог в поэзии, где его художественный потенциал куда виднее, чем в прозе. Прочтите стихотворение «Финдлей» Роберта Бернса – и удовольствие получите, и поймёте, о чём я говорю.
Не менее эффективен диалог, с художественной точки зрения, и в драматургии. Вы сами знаете об этом, если не по пьесам (что лучше), то по хорошим фильмам. Так что художественное использование этого жанра в самостоятельном виде – это лишь вопрос энтузиазма.
Рисование речью. Высвечивание окружающего
В диалоге, как и вообще в литературном тексте, мы рисуем словами. Но если диалог – это чередование прямой речи нескольких персонажей, то мы лишены возможности прибегнуть к описаниям. Как же рисовать?
Оказывается, прямой речью можно рисовать очень разнообразно. Во-первых, обрисовывать самих персонажей. По крайней мере, их характеры. «Человек живёт словами, - говорил Лесков, - и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова». Из верно осуществлённого подбора слов для прямой речи можно получить краски, позволяющие показать и характер говорящего, и уровень его образованности, и внутреннюю культуру, и даже место постоянного обитания (если имитировать местный диалект, к примеру).
Но можно и ещё гораздо большее. Ведь всё, что мы напишем в описании, - это наша авторская речь, то есть, по сути, прямая речь автора. И наши персонажи, в разговоре между собой, вполне способны на такие же описания, пусть не столь прямолинейные.
- И ты думаешь, меня радует твой подарок? Эта аляповато раскрашенная ваза в мрачно-коричневых, почти тёмных тонах?.. По-моему, ты решила вогнать меня ею в депрессию.
Подобным способом можно описать не только вазу, но и всё, на что упал взгляд говорящего и о чём он хочет высказать своё мнение. обсуждая портрет или фотографию, участники диалога могут подробно описать читателю (да ещё не с одной точки зрения!) даже отсутствующего персонажа, никак не участвующего в диалоге.
Из чего состоит интонация
Интонация – это не только лексика персонажа (подбор слов для его фраз), но и многие другие, не сразу заметные особенности. Интонация зависит от расположения слов (например, пафосный или юморной человек чаще прибегает к инверсии, перестановке слов в нестандартном порядке), от длины предложений (одни говорят витиевато, другие рублеными фразами), от способов ведения разговора (например, уклонение от ответов, раздражение и т.п.), от используемых образов и приговорок, от тех или иных слов-сорняков и т.д.
Таким образом, с помощью интонации мы можем не только нарисовать портрет персонажа, но и представить его в динамике (изменение интонации при затрагивании определённых тем, при смене настроения и пр.).
Конечно, всё это относится не только к жанру самостоятельного диалога, но и к любым фрагментам прямой речи в прозе или в драматургии. Но отдельный диалог создаёт важное напряжение для автора, не позволяя ему «сбежать» к более привычным повествовательным приёмам. В этом важное тренировочное значение жанра диалога.
Художественный образ и рождающийся смысл
Все эти технические замечания – лишь разговор о красках. Но не будем забывать, что диалогу тоже нужны Образ и Мысль из правила ДОМ (кто на новеньких посмотрите описание это правила на сайте. Даже Действие очень даже желательно. В драматургии для его организации используются ремарки. Но содержимое ремарок тоже можно перенести в прямую речь (хотя и не механически).
И всё-таки главное для диалога – Образ и Мысль.
Образ мы рисуем словесными красками, как говорилось выше, но не надо забывать про то, что хороший образ виден не только своими подробностями, но и как некий символ, запоминающаяся картинка. И отражение персонажа в глазах собеседника становится важным средством для создания такой картинки. Ведь всегда в разговоре можно сказать «Ты мне напоминаешь...» - и это открывает путь для образа, метафоры, картинки.
А Мысль, наверное, - главная героиня диалога, даже если она угадывается лишь в подтексте сказанного. Прочтите Хемингуэя «Снега Килиманджаро» или «Френни» Сэлинджера, чтобы увидеть, как это может работать.
Но это всего лишь примеры, хорошие примеры прошлых литературных открытий. А нас ждут новые открытия – свои.
Вопросы для ответов
1. Встретились ли тебе имена и книги, которые хотелось бы прочитать?
2. Можешь ли ты оценить интенсивность своего чтения? Скажем, примерное число книг или прочитанных страниц за месяц или за год?
3. Какие из упомянутых авторов знакомы тебе и вызвали приятный резонанс?
4. Можешь ли отметить наиболее интересных тебе современных авторов и их книги?
5. Встречал ли ты диалог в виде законченного литературного произведения?
6. Легко ли тебе писать диалоги в рассказе или в сказке?
7. Наблюдаешь ли ты за тем, как говорят разные люди? Случалось ли записывать необычные или особенно выразительные фразы?
ВОЗ-1
И вот возможное задание: написать диалог. Это должно быть законченное произведение, а не просто фрагмент разговора. Если отталкиваться от темы чтения, это может быть диалог с любимым писателем или с его персонажем. Но если у вас возникнут иные мысли насчёт участников диалога, инициатива приветствуется.
ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОЗАИКА, МОЗОЛЬ, МОЛЕКУЛА.
ВОЗ-3
Придумать афоризмы-определения для слов ДИАЛОГ, РАЗГОВОР, БЕСЕДА. Постараться ухватить каждым определением особенность каждого из этих слов, которые кажутся синонимами.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →