Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Впечатлительность и выразительность - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 8 (71)

Как урожай?

Надеюсь, что лето каждому из нас принесло достаточно впечатлений. Ведь это главный урожай для пишущего человека. А значит нам есть с чем начинать общепринятый учебный год. Конечно, учебный год в Изюминке начинается с января, но почему бы нам не примазаться и к 1 сентября, Дню знаний?..

Впрочем, не всё так просто. День знаний означает, что у кого-то (у учителей, например) знаний полно, так что можно передавать их тем, у кого их нет. Для нашей студии лучше подошёл бы праздник «Дня незнания», а правильнее сказать «Дня Тайны». Потому что можно научить писать только по-старому, как уже было. Но писать надо по-новому, как ещё не писали, - и с этим мы входим в область Тайны. Мы можем только делиться опытом и навыками, помогая этим друг другу, но не передавать ЗНАНИЕ.

Хотелось, кстати, заметить, что наше взаимодействие будет полезнее, если пораньше начинать участие в занятии, не откладывая его на последние дни. Ведь при этом сокращаются возможности обсуждения и улучшения текстов. Хотя «вскакивание в последний вагон уходящего занятия» выглядит трогательно, но сами понимаете, что эффективность участия при этом снижается.


Надеюсь, все получили обновлённый комплект визиток – с новой участницей.

Вот набранные плюсики за вычетом израсходованных:

aderkachev = 71, angelinakljuiko = 41, bazaron = 7, day4life = 17, iliysakucc = 94, lanemru = 92, mashkin_84 = 92, perrou = 88, snow07 = 9, soroka_nata = 56, tania_al = 152, tanigawa_spb_ru = 32.

А теперь – к новым плюсикам горизонтам!




Занятие 8 (71). Впечатлительность и выразительность

Некоторое время назад одна из участниц «Изюминки» задала мне вопрос (как тему для обсуждения на занятии): «Почему, если что-то сильно впечатляет, о нём невозможно писать, и надо ли это преодолевать?». В какой-то степени это занятие отвечает на предложенный вопрос, но выходит далеко за его рамки.

Тема выразительности обширна. Можно даже сказать, что почти все остальные темы, которые мы рассматриваем на студии, связаны с ней. Хотя мы коснёмся здесь и некоторых технических моментов выразительности, но всё-таки основное внимание будет сосредоточено именно на связи тех двух «в», которые вынесены в заголовок занятия. Такого сопоставления у нас ещё не было. Поэтому ссылок на прежние занятия и на НСК («Написать свою книгу») здесь не будет.


Чем полезна впечатлительность

Читаю сейчас новую книгу Марии Романушко (http://krotovv.livejournal.com/266694.html), моего любимого человека и писателя, в очередной раз находясь под большим впечатлением от её впечатлительности. Те, кто читал хоть одну её книгу, подтвердят, наверное, что я говорю не просто как муж, но в меру объективно. (Впрочем, моя мама, когда хвалила внуков, так и приговаривала: «Говорю не как бабушка, а объективно».) Так что слово «впечатлительность» я использую здесь самым положительным образом.

Впечатлительность я бы назвал впитыванием без выпытывания, способностью внутреннего мира сочувствовать внешнему, глубоко переживать те события и ситуации, с которыми внешний мир обращается ко мне лично.

Поскольку женщины, как правила, заметно впечатлительнее мужчин, а большинство участников нашей студии – участницы, хочу, чтобы вы знали: впечатлительность является вашим достоинством. Как пишущие люди – пользуйтесь ею! А участники мужского пола – развивайте её, хотя она всегда будет отличаться от женской.

Теперь конкретно: чем полезна впечатлительность пишущему человеку.

- Впечатлительность порождает в человеке вдохновение, побуждает к творчеству, чтобы выразить то, что нас поразило. Она не всегда срабатывает сразу, иногда гораздо позже, но может заронить семя, которое взойдёт, когда наступит его время и когда мы посодействуем этому.

- Она способствует накоплению энергии, возникающей от солидарности с воспринятым. Это даёт нам силы рассказать о том, что нас впечатлило, так, чтобы читатель почувствовал себя находящимся не в описании, а в самом событии, которое мы описываем.

- Она создаёт основу для создания образа. Это впечатывание в душу того восприятия, с которым ты столкнулся. Так впечатывается в гипс оригинал, чтобы потом заполнить эту гипсовую форму и отлить с её помощью копию. После художественной обработки эта преображённая «копия» реальности может стать образом, производящим впечатление на других.

- Через впечатлительность идёт расширение опыта и его усвоение. Именно неравнодушие, принятие близко к сердцу, включает происходящее вокруг нас в сферу нашего личного опыта. Именно с впечатлительности начинается осмысление и усвоение того, что на тебя воздействовало.

- От впечатлительности берёт начало эмоциональная заразительность, воздействующая на окружающих. Если говорить о литературе, то нужно пройти ещё этап словесной передачи этого воздействия, но это уже вопрос выразительности.

- Самый важный результат впечатлительности – это отклик на те или иные подробности замысла о мире, к какому бы началу жизни ни относить этот замысел. Ощутить эти подробности, откликнуться на них – значит сделать шаг и к своему творческому осуществлению.


Что такое выразительность

Выразительность – это эффективность доставки переживания от одного внутреннего мира другому. От мира пишущего – в мир читающего. Это умение привлечь внимание и возбудить переживание. Это линза, фокусирующая лучи собственных впечатлений для передачи энергии переживания другим людям.

Теперь конкретнее и подробнее. Итак, выразительность направлена на следующее:

- Сохранение впечатления для себя самого. Начинаю с этого не по писательскому значению, а по человеческому. Проведя несколько лет за мемуарами, я совершенно уверен в том, что именно самому автору нужнее всех та работа, которую он ведёт, переводя свои впечатления в слова и добиваясь от них максимальной выразительности. Ведь невыразительность искажает впечатление, и через некоторое время ты будешь иметь дело только с его поблекшей копией, если не позаботишься сохранить его как следует.

- Передача своего внутреннего опыта другим. Вот это уже писательская задача. Но она удивительным образом во многом совпадает с предыдущим пунктом. Если нет, то писательскую деятельность правильнее считать манипулированием: расчётливым воздействием на чужое сознание с определёнными целями. Так что я говорю о честной передаче опыта, одновременно являющейся его собственным осознанием.

- Привлечение внимания к тому, что считаешь важным. Мы получаем от жизни немало впечатлений, и не каждое из них достойно усилий по его передаче. Поэтому первая наша цель – обнаружить то главное, что наиболее достойно передачи другому. Иногда это само впечатление, иногда его осмысление, а иногда просто желание пообщаться с читателем на тему, которая привлекла твоё внимание и выбилась в главные переживания на какой-то творческий период.

- Стремление увлечь читателя, мотивировать его к дочитыванию, то есть к полному восприятию написанного вами. Этому служат и название, и зацепка, и другие приёмы, многие из которых описаны в НСК и обсуждались на студии.

- Эффективная передача образа. Это одна из самых значительных целей выразительности. Если основу для создания образа создаёт впечатлительность, то затем, когда мы переходим к тексту, заботиться о том, чтобы этот образ уцелел и даже получил бы развитие, - это и означает заботиться о выразительности. Если же само по себе впечатление, пусть и сильное, не сформировало образ, самое время заняться этим теперь, чтобы донести впечатление до читателя.

- У стремления к выразительности много мелких подробностей, которые можно объединить такой формулировкой: забота о повышении качества текста. Чуть ниже мы к этому вернёмся, а пока попробую пересказать своими словами мысль Рильке о совершенствовании написанного. Он считал, что произведение должно быть отшлифовано до состояния самобытности, до такой же ощутимости, как предмет, который можно переставить с места на место и при этом он останется совершенно тем же самым. Конечно, это метафора, но в ней заключено что-то очень важное. Я воспринимаю это и чисто практически: произведение, для которого мы сделали всю возможную работы, связанную с выразительности, уже не нуждается ни в авторских исправлениях, ни во внешней корректуре. Оно осуществилось и овеществилось. Это идеал, но он намечает цель.


Передача эстафеты

Наше писательское дело – позаботиться о передаче эстафеты от впечатлительности к выразительности, помня о том, что это всё-таки два разных этапа. У первого свои достоинства, у второго свои.

Поэтому часто необходимо время, чтобы впечатление улеглось в душе, чтобы как следует его осознать или обдумать. Поэтому из разных жизненных впечатлений можно со временем выбрать то, с которым нам хочется поработать, сделать из него «вещь» (напомню о метафоре Рильке) – и начать работу по достижению выразительности.

Поскольку разные впечатления – это элементы некого общего Замысла, мы можем и в своём произведении подобрать несколько из них, с помощью которых получится особый разворот темы, которая нас волнует.

Однако при этом не забудем записать своё впечатление как можно раньше, как можно ближе к его зарождению. Записать пока для себя, хотя бы пунктиром, не заботясь ещё о выразительности и литературном процессе. Будет ли это дневник, записная книжка или просто листок бумаги, это станет вкладом в наше писательское будущее.


Некоторые приёмы выразительности

Здесь я напомню о некоторых наиболее простых вещах, связанных с выразительностью, в качестве примеров этой работы.

- Принцип ДОМ, который позволяет заботиться о трёх основных элементах конструкции произведения Действии, Образе, Мысли. Этот принцип помогает и сртоить произведение и обнаруживать в нём возможные недочёты.

- Необходимо думать об архитектуре текста: как разбить его на части, часть на главы, главу на главки. Где нужно отделить фрагмент звёздочками и т. п.

- Важен не только сам текст, но и способы его разбивки. На строки – в стихах и в прозе. На абзацы в прозе и строфы в стихах. Важны отбивки (иногда нужна пустая строка между абзацами). Это как паузы в речи артиста – создающие интонацию.

- Немаловажная работа: удаление лишних слов и неработающих подробностей. Её не стоит оставлять целиком до этапа редактуры. Написал фрагмент, перечитай – и выбрось лишнее.

- Надо не забыть и об оттачивании текста на уровне фразы. Ведь каждая фраза лучше действует, если сделать её вкусной и, может быть, немного необычной.

Повторю: это лишь маленькие иллюстративные примеры. У выразительности много ракурсов, и мы будем к ним ещё обращаться.


Вопросы для ответов

1. Считаешь ли ты себя впечатлительным человеком? Как бы ни ответить на этот вопрос, вот следующий: помогает это писать или мешает?

2. Записываешь ли ты свои впечатления?

3. Как тебе привычнее сочинять: по свежим впечатлениям или по отстоявшимся?

4. Что, по-твоему, важнее для писателя: приёмы выразительности или непосредственность?

5. Можешь назвать три-четыре главных условия выразительности?


ВОЗ-1
Напишите небольшой рассказ (до 3000 знаков). В этом рассказе должен присутствовать самый необычный человек, какого вы встречали в жизни (не документальное свидетельство, а художественный образ). Главное (при очень ограниченном объёме текста!) – ДОНЕСТИ до читателя своё ВПЕЧАТЛЕНИЕ от этого человека, ПОКАЗАТЬ его необычность, постараться УБЕДИТЬ в ней читателя. Это может быть и не рассказ с полноценным сюжетом, а зарисовка, даже страничка из дневника (не фактическая, а в смысле жанра). Основная задача – выразительность.

ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОШЕННИК МУСОР, МУШКЕТЁР.

ВОЗ-3
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Защитник женщин

    - Давай побегаем! – предложила девочка Захарке. - Я от женщин не бегаю, – отказался тот. - Тогда в прятки! – сказала девочка. - Я…

  • Во всеувиденье

    Битику нравилось, топая по улице, говорить по мобильнику во всеуслышанье. А потом он купил голографический видеомобильник. Идёт, а рядом с ним…

  • Во что играем?

    Богатые родители подарили Игорю конструктор, из которого любую игру можно сделать. Вышел Игорь во двор похвастаться. - Кто со мной сыграть хочет?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Защитник женщин

    - Давай побегаем! – предложила девочка Захарке. - Я от женщин не бегаю, – отказался тот. - Тогда в прятки! – сказала девочка. - Я…

  • Во всеувиденье

    Битику нравилось, топая по улице, говорить по мобильнику во всеуслышанье. А потом он купил голографический видеомобильник. Идёт, а рядом с ним…

  • Во что играем?

    Богатые родители подарили Игорю конструктор, из которого любую игру можно сделать. Вышел Игорь во двор похвастаться. - Кто со мной сыграть хочет?…