Надеюсь, что лето каждому из нас принесло достаточно впечатлений. Ведь это главный урожай для пишущего человека. А значит нам есть с чем начинать общепринятый учебный год. Конечно, учебный год в Изюминке начинается с января, но почему бы нам не примазаться и к 1 сентября, Дню знаний?..
Впрочем, не всё так просто. День знаний означает, что у кого-то (у учителей, например) знаний полно, так что можно передавать их тем, у кого их нет. Для нашей студии лучше подошёл бы праздник «Дня незнания», а правильнее сказать «Дня Тайны». Потому что можно научить писать только по-старому, как уже было. Но писать надо по-новому, как ещё не писали, - и с этим мы входим в область Тайны. Мы можем только делиться опытом и навыками, помогая этим друг другу, но не передавать ЗНАНИЕ.
Хотелось, кстати, заметить, что наше взаимодействие будет полезнее, если пораньше начинать участие в занятии, не откладывая его на последние дни. Ведь при этом сокращаются возможности обсуждения и улучшения текстов. Хотя «вскакивание в последний вагон уходящего занятия» выглядит трогательно, но сами понимаете, что эффективность участия при этом снижается.
Надеюсь, все получили обновлённый комплект визиток – с новой участницей.
Вот набранные плюсики за вычетом израсходованных:
А теперь – к новым
Занятие 8 (71). Впечатлительность и выразительность
Некоторое время назад одна из участниц «Изюминки» задала мне вопрос (как тему для обсуждения на занятии): «Почему, если что-то сильно впечатляет, о нём невозможно писать, и надо ли это преодолевать?». В какой-то степени это занятие отвечает на предложенный вопрос, но выходит далеко за его рамки.
Тема выразительности обширна. Можно даже сказать, что почти все остальные темы, которые мы рассматриваем на студии, связаны с ней. Хотя мы коснёмся здесь и некоторых технических моментов выразительности, но всё-таки основное внимание будет сосредоточено именно на связи тех двух «в», которые вынесены в заголовок занятия. Такого сопоставления у нас ещё не было. Поэтому ссылок на прежние занятия и на НСК («Написать свою книгу») здесь не будет.
Чем полезна впечатлительность
Читаю сейчас новую книгу Марии Романушко (http://krotovv.livejournal.com/266694.html), моего любимого человека и писателя, в очередной раз находясь под большим впечатлением от её впечатлительности. Те, кто читал хоть одну её книгу, подтвердят, наверное, что я говорю не просто как муж, но в меру объективно. (Впрочем, моя мама, когда хвалила внуков, так и приговаривала: «Говорю не как бабушка, а объективно».) Так что слово «впечатлительность» я использую здесь самым положительным образом.
Впечатлительность я бы назвал впитыванием без выпытывания, способностью внутреннего мира сочувствовать внешнему, глубоко переживать те события и ситуации, с которыми внешний мир обращается ко мне лично.
Поскольку женщины, как правила, заметно впечатлительнее мужчин, а большинство участников нашей студии – участницы, хочу, чтобы вы знали: впечатлительность является вашим достоинством. Как пишущие люди – пользуйтесь ею! А участники мужского пола – развивайте её, хотя она всегда будет отличаться от женской.
Теперь конкретно: чем полезна впечатлительность пишущему человеку.
- Впечатлительность порождает в человеке вдохновение, побуждает к творчеству, чтобы выразить то, что нас поразило. Она не всегда срабатывает сразу, иногда гораздо позже, но может заронить семя, которое взойдёт, когда наступит его время и когда мы посодействуем этому.
- Она способствует накоплению энергии, возникающей от солидарности с воспринятым. Это даёт нам силы рассказать о том, что нас впечатлило, так, чтобы читатель почувствовал себя находящимся не в описании, а в самом событии, которое мы описываем.
- Она создаёт основу для создания образа. Это впечатывание в душу того восприятия, с которым ты столкнулся. Так впечатывается в гипс оригинал, чтобы потом заполнить эту гипсовую форму и отлить с её помощью копию. После художественной обработки эта преображённая «копия» реальности может стать образом, производящим впечатление на других.
- Через впечатлительность идёт расширение опыта и его усвоение. Именно неравнодушие, принятие близко к сердцу, включает происходящее вокруг нас в сферу нашего личного опыта. Именно с впечатлительности начинается осмысление и усвоение того, что на тебя воздействовало.
- От впечатлительности берёт начало эмоциональная заразительность, воздействующая на окружающих. Если говорить о литературе, то нужно пройти ещё этап словесной передачи этого воздействия, но это уже вопрос выразительности.
- Самый важный результат впечатлительности – это отклик на те или иные подробности замысла о мире, к какому бы началу жизни ни относить этот замысел. Ощутить эти подробности, откликнуться на них – значит сделать шаг и к своему творческому осуществлению.
Что такое выразительность
Выразительность – это эффективность доставки переживания от одного внутреннего мира другому. От мира пишущего – в мир читающего. Это умение привлечь внимание и возбудить переживание. Это линза, фокусирующая лучи собственных впечатлений для передачи энергии переживания другим людям.
Теперь конкретнее и подробнее. Итак, выразительность направлена на следующее:
- Сохранение впечатления для себя самого. Начинаю с этого не по писательскому значению, а по человеческому. Проведя несколько лет за мемуарами, я совершенно уверен в том, что именно самому автору нужнее всех та работа, которую он ведёт, переводя свои впечатления в слова и добиваясь от них максимальной выразительности. Ведь невыразительность искажает впечатление, и через некоторое время ты будешь иметь дело только с его поблекшей копией, если не позаботишься сохранить его как следует.
- Передача своего внутреннего опыта другим. Вот это уже писательская задача. Но она удивительным образом во многом совпадает с предыдущим пунктом. Если нет, то писательскую деятельность правильнее считать манипулированием: расчётливым воздействием на чужое сознание с определёнными целями. Так что я говорю о честной передаче опыта, одновременно являющейся его собственным осознанием.
- Привлечение внимания к тому, что считаешь важным. Мы получаем от жизни немало впечатлений, и не каждое из них достойно усилий по его передаче. Поэтому первая наша цель – обнаружить то главное, что наиболее достойно передачи другому. Иногда это само впечатление, иногда его осмысление, а иногда просто желание пообщаться с читателем на тему, которая привлекла твоё внимание и выбилась в главные переживания на какой-то творческий период.
- Стремление увлечь читателя, мотивировать его к дочитыванию, то есть к полному восприятию написанного вами. Этому служат и название, и зацепка, и другие приёмы, многие из которых описаны в НСК и обсуждались на студии.
- Эффективная передача образа. Это одна из самых значительных целей выразительности. Если основу для создания образа создаёт впечатлительность, то затем, когда мы переходим к тексту, заботиться о том, чтобы этот образ уцелел и даже получил бы развитие, - это и означает заботиться о выразительности. Если же само по себе впечатление, пусть и сильное, не сформировало образ, самое время заняться этим теперь, чтобы донести впечатление до читателя.
- У стремления к выразительности много мелких подробностей, которые можно объединить такой формулировкой: забота о повышении качества текста. Чуть ниже мы к этому вернёмся, а пока попробую пересказать своими словами мысль Рильке о совершенствовании написанного. Он считал, что произведение должно быть отшлифовано до состояния самобытности, до такой же ощутимости, как предмет, который можно переставить с места на место и при этом он останется совершенно тем же самым. Конечно, это метафора, но в ней заключено что-то очень важное. Я воспринимаю это и чисто практически: произведение, для которого мы сделали всю возможную работы, связанную с выразительности, уже не нуждается ни в авторских исправлениях, ни во внешней корректуре. Оно осуществилось и овеществилось. Это идеал, но он намечает цель.
Передача эстафеты
Наше писательское дело – позаботиться о передаче эстафеты от впечатлительности к выразительности, помня о том, что это всё-таки два разных этапа. У первого свои достоинства, у второго свои.
Поэтому часто необходимо время, чтобы впечатление улеглось в душе, чтобы как следует его осознать или обдумать. Поэтому из разных жизненных впечатлений можно со временем выбрать то, с которым нам хочется поработать, сделать из него «вещь» (напомню о метафоре Рильке) – и начать работу по достижению выразительности.
Поскольку разные впечатления – это элементы некого общего Замысла, мы можем и в своём произведении подобрать несколько из них, с помощью которых получится особый разворот темы, которая нас волнует.
Однако при этом не забудем записать своё впечатление как можно раньше, как можно ближе к его зарождению. Записать пока для себя, хотя бы пунктиром, не заботясь ещё о выразительности и литературном процессе. Будет ли это дневник, записная книжка или просто листок бумаги, это станет вкладом в наше писательское будущее.
Некоторые приёмы выразительности
Здесь я напомню о некоторых наиболее простых вещах, связанных с выразительностью, в качестве примеров этой работы.
- Принцип ДОМ, который позволяет заботиться о трёх основных элементах конструкции произведения Действии, Образе, Мысли. Этот принцип помогает и сртоить произведение и обнаруживать в нём возможные недочёты.
- Необходимо думать об архитектуре текста: как разбить его на части, часть на главы, главу на главки. Где нужно отделить фрагмент звёздочками и т. п.
- Важен не только сам текст, но и способы его разбивки. На строки – в стихах и в прозе. На абзацы в прозе и строфы в стихах. Важны отбивки (иногда нужна пустая строка между абзацами). Это как паузы в речи артиста – создающие интонацию.
- Немаловажная работа: удаление лишних слов и неработающих подробностей. Её не стоит оставлять целиком до этапа редактуры. Написал фрагмент, перечитай – и выбрось лишнее.
- Надо не забыть и об оттачивании текста на уровне фразы. Ведь каждая фраза лучше действует, если сделать её вкусной и, может быть, немного необычной.
Повторю: это лишь маленькие иллюстративные примеры. У выразительности много ракурсов, и мы будем к ним ещё обращаться.
Вопросы для ответов
1. Считаешь ли ты себя впечатлительным человеком? Как бы ни ответить на этот вопрос, вот следующий: помогает это писать или мешает?
2. Записываешь ли ты свои впечатления?
3. Как тебе привычнее сочинять: по свежим впечатлениям или по отстоявшимся?
4. Что, по-твоему, важнее для писателя: приёмы выразительности или непосредственность?
5. Можешь назвать три-четыре главных условия выразительности?
ВОЗ-1
Напишите небольшой рассказ (до 3000 знаков). В этом рассказе должен присутствовать самый необычный человек, какого вы встречали в жизни (не документальное свидетельство, а художественный образ). Главное (при очень ограниченном объёме текста!) – ДОНЕСТИ до читателя своё ВПЕЧАТЛЕНИЕ от этого человека, ПОКАЗАТЬ его необычность, постараться УБЕДИТЬ в ней читателя. Это может быть и не рассказ с полноценным сюжетом, а зарисовка, даже страничка из дневника (не фактическая, а в смысле жанра). Основная задача – выразительность.
ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОШЕННИК МУСОР, МУШКЕТЁР.
ВОЗ-3
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →