Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Не пора ли подурачиться? - ИЗЮМИНКА-2014, занятие 9 (72)

Это не пауза в занятиях, а очередное занятие

Спешу сообщить об этом, чтобы вы не расслаблялись, увидев такой экстравагантный призыв. Это всего лишь тема занятия, которой мы сегодня займёмся.

Более того, эта тема может потребовать напряжения и от тех, кто любит дурачиться, но без связи с литературой, и от тех, кто не любит дурачиться вообще. Короче говоря, каждому есть чем заняться в нашем литературно-тренажёрном зале, было бы желание (от наличия которого зависит и наличие времени, и прочие обстоятельства жизни).


Текущие суммы плюсиков для участвовавших в предыдущем занятии:

aderkachev = 87, angelinakljuiko = 59, fox_kate = 33, himmelsweit = 52, iliysakucc = 105, veretennikovy = 91, lanemru = 108, mashkin_84 = 80, obi_van_ki_ro = 37, olgamydraia = 8, perrou = 104, shum_kaa = 53, snow07 = 18, soroka_nata = 66, tania_al = 171.

Небольшие изменения в порядке ВОЗможных заданий (впрочем, вы и сами заметите, но хочу мотивировать). Это связано в наблюдением за обычным порядком поступления ВОЗ в ходе занятия. Так что новый порядок просто приближен к более естественному. Тем не менее, не стоит откладывать ВОЗ-3 (в новом порядке) на последние дни занятия: можно не успеть обсудить текст и над ним поработать.




Занятие 9 (72). Не пора ли подурачиться?

В этот раз у нас особо весёлое занятие – направленное против чрезмерной правильности, занудства и прочих застойных явлений литературного творчества. Но оно нацелено не на развлечение, а на перетряхивание некоторых привычных представлений о том, как надо писать. За одно занятие это сделать невозможно, а вот побудить желающих присмотреться к этой стороне сочинительства пристальнее – вполне.

Косвенное отношение к этой теме имеют некоторые разделы НСК (ищите сами) и некоторые предыдущие занятия студии:
18 – Литература как игра и литературные игры
36 – Неожиданности большие и малые
62 – Юмор и самоирония
69 – Воображение и фантазия


Польза и вред правильности

Если у кого-то в студии ещё сохранилась иллюзия, что надо научиться писать ПРАВИЛЬНО, я вынужден её окончательно опровергнуть. Нужно учиться писать ПО-СВОЕМУ – и это единственное правило, которое необходимо соблюдать.

Почему?

Потому что каждый человек уникален, и в том, что он пишет, это должно максимально отражаться. Если пишешь ПО-СВОЕМУ, остаются ещё проблемы выразительности и чутья к языку, но направление верное: на реализацию своей уникальности, своего никем не повторимого внутреннего и внешнего опыта. Если пишешь ПРАВИЛЬНО, то те правила, которых придерживаешься, неминуемо обкорнают твою уникальность, ибо их назначение – всё приводить к норме.

Обратите внимание: все правила происходят из какого-то «по-своему», которому когда-то стали подражать, а затем и брать за образец, постепенно превращая в норму. И с помощью этой нормы в зародыше обтёсывать всякое новое «по-своему», пока какому-то из них не удастся отстоять своё право на самовыражение.

Все мы в детстве и отрочестве проходим период формирования исходной фокусировки виденья жизни, с многочисленными и неизбежными правилами, которые входят в эту исходную фокусировку. Но рано или поздно наступает этап саморазвития, когда каждый из нас может подправить или даже существенно изменить эту самую свою исходную фокусировку. И искать новые правильности, приходящие на смену друг другу. В этом, наверное, и состоит наше развитие. Так что не сама по себе правильность плоха, и лишь ты, которая не желает уступать место обновлению души.


Дети: испытание жизни озорством

Впрочем, и дети обладают сопротивляемостью к тем правильностям, которые в них стараются слишком усердно внедрить. Это выражается в озорстве и дурачестве, в игре и в фантазии. Поэтому тот, кто хочет хорошо писать для детей, тоже должен уметь озорничать и дурачиться, играть и фантазировать. - Детская литература должна быть озорной, игровой, тормошащей.

Вот, например, Олег Григорьев:
«Прохоров Сазон
Воробьёв кормил.
Бросил им батон –
Десять штук убил».

Григорьев не так известен, как классики детской литературы, но и в их произведениях вы найдёте множество дурачеств и море озорства, а как же иначе? Айболит очень правильный, зато на Бармалее Чуковский отыгрался...

Учитесь у детей озорничать! Евангельское «Будьте как дети» относится и к этому.


Традиция шутовства и юродства

Шут (обычный синоним этого слова – «дурак») – это известная фигура в истории, в литературе, в искусстве. Почитайте – в Википедии и в других источника – узнаете много интересного. Искусно дурачиться издревле считалось немаловажным искусством.

Речь идёт не только о придворных шутах, но и о площадных скоморохах. Они всегда привлекали внимание – наверное, потому что могли, как и высокопоставленные шуты, высказать какие-то витаминные для людей вещи, ради которых стоит подурачиться.

Такую же роль выполняют – в той или иной степени успешно – клоуны. И они ведь дурачатся, но иногда так... Вспомним гениального клоуна-мима Леонида Енгибарова!..

Особое место в жизни людей всегда занимали юродивые... Ещё древнегреческий законодатель Солон начал свою политическую деятельность в роли своего рода юродивого. Но что политика! – устами юродивых нередко говорят и гораздо более высокие силы.

Вспомним ещё Эзопа. К нему возводят «эзопов язык», из которого в дальнейшем вырос жанр басни. Эзоп был рабом, и сказки о животных были своего рода шутовством, маской для того, что нужно было бы сказать о людях.

Тому, кто захочет углубиться в эту интереснейшую тему, нетрудно будет найти работы Михаила Бахтина о смеховой культуре, о карнавальности, о смехе как преодолении старого.

Почитайте и Дмитрия Лихачёва – например, «Смех как мировоззрение»


Смеховые литературные жанры

Это уже совсем бесконечная тема, так что на её систематизацию и инвентаризацию я никак не претендую. Но позволю себе предъявить вам некоторое количество обозначений – чтобы у вас были ключевые слова для поисковика. Некоторые слова служат обозначением и жанра, и художественного приёма, лежащего в его основе.

Гротеск – причудливое обострение, преувеличение, доведение до особой выразительности. Например, кто не читал «Крошку Цахес» Гофмана, - прочитайте и окунётесь в гротеск с головой.

Бурлеск – речь не о шоу и не о фильме 2010 года (я его не смотрел), а о литературе, где бурлеском называется вид комической поэзии (см. Википедию). Чаще всего здесь речь идёт о вышучивании известных классических персонажей, но у термина есть и расширительное толкование, основной смысл которого, впрочем, всё равно близок к дурачеству на базе известного.

Пародия – она тоже отталкивается от чужого, но является своего рода критическим жанром: старается показать, в чём сам автор валяет дурака, и развивает этот промах по-своему.

Фарс – в драматургии или в литературе вообще – это вышучивание надоевших до оскомины тем, вплоть до чистой клоунады или буффонады.

Басня – это карнавал в масках представителей фауны, затеянный ради некоторой мысли, которую называют моралью.

Комедия – это целое русло жанров. Хочется лишь обратить внимание на определение Аристотеля: Комедия – «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Правда, современные мастера часто стараются преодолеть это ограничение и всё-таки показать людей во всей их порочности. Но мы не будем подражать этим людям-мастерам.

Чтобы совсем не погрязнуть в перечислении жанров, закончу стихотворным жанром по называнию «лимерик». О нём у нас было занятие 13 – Лимерик.

Вот один из лимериков Огдена Нэша:
«Один старикашка с косою
Гонялся полдня за осою.
Но в четвертом часу
Потерял он косу
И был крепко укушен осою».

Глядите, какой я заботливый. От страшного слова «мениппе́я» я вас уберёг.


Литература абсурда

Не могу не сказать и об абсурдистской литературе. Она бывает число абсурдистской, но ещё и философской (в эту сторону мы углубляться не будем).

Этот вид литературы, протестует против рационалистического, причинно-следственного мышления, поэтому она может выглядеть как дурачество, но за этим дурачеством обычно стоит стремление автора выдавить мышление читателя или зрителя через абсурд и парадокс к каким-то важным переживаниям, не укладывающимся в общепринятую правильность.

Литература абсурда – это тоже отдельная особая область. Почитать о ней можно самому, в меру заинтересованности, - начиная, например с Википедии. Но ещё важнее почитать самих представителей этой литературы. Почитать Льюиса Кэрролла, Даниила Хармса (и других обэриутов), Самюэля Беккета, Эжена Ионеско, Владимира Набокова, Франца Кафку, Альбера Камю...


А где же дурачество?..

Почему-то мне казалось, что занятие на эту тему я проведу, дурачась и забавляя вас изо всех сил. Но оно – напротив – получилось сдержанным и нагрузочным. Поэтому вдоволь подурачиться осталось на вашу долю. Впереди ВОЗ-3, но ВОЗ-1 и ВОЗ-2 тоже дают такую возможность.

Так что прошу мне помочь – и...

Не бойтесь дурачиться, я буду следить за вашими антраша с открытым ртом. :)


Вопросы для ответов

1. Как ты относишься к литературному озорству и дурачеству – по-читательски и по-писательски?

2. Кого из авторов, названных по ходу занятия ты особенно ценишь? Кто здесь напрасно не упомянут?

3. О чём не стоит, по-твоему, забывать в процессе литературного дурачества?

4. Чем отличаются юмор и ирония в литературе от озорства и дурачества?

5. Какой ещё вопрос стоило бы задать всем в связи с этим занятием? И что бы ты сам на него ответил?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: МЫ, МЫШЕЛОВКА, МЫШЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Напишите произвольный текст (до 5000 знаков), в котором (НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРИНЦИПЕ «ДОМ»!) можете подурачиться (повеселиться, позабавиться, поозорничать, поразвлечься, пошалить, похулиганить, оторваться, оттянуться) вволю.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →