Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Разумное отношение к разуму. Четвёртое письмо из внутренних путешествий

Продолжаю публикацию цикла "Письма из внутренних путешествий". Это одновременно и начало, и продолжение большой работы. Путешествие первое, которое станет первой главой цикла, включает пять писем-эссе. Это уже четвёртое письмо. Первое можно прочитать здесь, второе здесь, а третье здесь.

Кстати, теме первого эссе из этого цикла (с небольшими вылазками в другие темы) была посвящена позавчерашняя беседа на радио "Теос". Её запись можно будет прослушать на сайте.

Мне очень важны ваши замечания любого рода. Важно даже отсутствие замечаний. Так что буду благодарен каждому, кто просто прочитает очередное письмо или даже все четыре.


Разумное отношение к разуму
Письмо об опоре на разум

Друг мой, сразу должен признаться: я неравнодушен к разуму. К самой его таинственной энергетике, которая не только позволяет заглядывать в смысл явлений, но в то же время освещает их, чтобы мы видели многое из того, что не способно уловить обычное зрение. Чтобы выразить суть разума, я назвал бы его зрячим светом.


Надеюсь, тебе будет интересно взглянуть на некоторые определения разума – разные ракурсы внимания, выпукло обрисовывающие образ этого особого явления человеческой жизни:

«Разум – источник жизни человека», – говорит нам Ветхий Завет.  Ясно, что речь не о биологической жизни, а о той Жизни, которой и посвящено Писание.

«Разум – не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело людей», – пишет Луций Сенека, подчёркивая нашу причастность к Высшему именно через обладание разумом.

«Разум – сознательное бытие духа», – вторит ему Фридрих Якоби, обращая внимание на то, что место разума не столько в теле, сколько в сознании.

«Разум – божественная сущность души, открывающая ей её отношение к миру и к Богу». Это слова Льва Толстого.

«Разум – лазутчик внеприродного». Так Клайв Льюис формулирует свою идею о том, что это явление иной Природы, вошедшей в нашу, земную жизнь. И уточняет: «Разум – место встречи Бога и природы.

«Разум – способность видеть связь общего с частным, способность познавания связи истин между собой», – подчёркивает Иммануил Кант главное свойство разума, о котором мы ещё будем говорить как об увязывании.

«Разум – это высшее соединение знания и самосознания, то есть знания о предмете и знания о себе». Георг Гегель говорит ещё об одной важной стороне разума. Только знание здесь надо воспринимать не как совокупность рациональных суждений, а в самом широком смысле слова.

Но в то же время... «Разум – лампочка, которую часто не включают из-за общей освещённости», – добавляет, лукаво прищурясь, современный афорист Геннадий Малкин, призывая нас не удовлетворяться словами великих людей, а озаботиться тем, чтобы дополнить их и своей собственной частью божественного духа.


Давай же почаще будем включать свою лампочку, не считая освещение жизни уделом специальных мудрецов!.. К мыслям великих я добавлю кое-что своё, а ты, мой друг, при свете собственной лампочки, присмотрись, насколько тебе это нужно.

Главное, что разум обеспечивает возможность воспринимать смысл. Это зрение и слух на смысл. Осязание, обоняние и вкус к смыслу. Именно смысл, а не сам по себе разум, является опорой мировосприятия. Так строителю нужно добраться до твёрдой породы, на которую опирался бы фундамент.

Сила разума – не в его проницательности, а в нашей надежде на всепобеждающую силу смысла. Без этой надежды ни к чему наши размышления и рассуждения. Потому что бессмысленный мир был бы миром дурачащегося беса, но именно смысл является главным материалом Творения.


Ещё можно сказать и так, что разум – это опорно-двигательный аппарат души и духа. Такая же естественная и незаметная опора для сознания, как позвоночник для тела. Поэтому дружба с жизнью неминуемо опирается, прежде всего, на разум, на высшую способность человека к восприятию жизни, позволяющая увязывать между собой все остальные восприятия.


Но прежде чем продолжать развивать метафору опоры на разум, нужно сказать об очень важном обстоятельстве. О том, что разуму свойственны два подхода к мышлению. Один из них можно назвать выстраивающим – это рационально-логический способ мышления, который часто отождествляют со всем разумом. Но столь же значителен и другой подход – улавливающий, к которому относятся интуиция и образно-метафорическое мышление. Воспользовавшись улавливающим подходом, скажу, что эти две стороны мышления похожи на два крыла. Оба они ему необходимы разуму, оба ему верно служат.

Нетрудно заметить, что и тема этого письма – опора на разум – тоже является метафорой. Да и само представление о разуме во многом носит образный характер. Не стоит ни удивляться, ни удручаться. Это не умаляет, а укрепляет его: подключая к выстраивающему мышлению улавливающее.

Когда человек стоит, ходит или бегает, он опирается на две ноги, вместе или поочерёдно. Если использовать лишь одну ногу, понадобятся костыли. Что-то похожее происходит при стремлении опираться на одну лишь рациональную сторону мышления: походка нашего сознания будет, в той или иной степени, инвалидной.


Любопытно, что у разума есть несколько псевдонимов. Вернее, не совсем псевдонимов, обозначающих именно разум, но имён для некоторых свойств, для которых он служит основой. И тут важно не обознаться.

Вот, скажем, рассудок, или здравый смысл, – житейско-прагматичное приложение разума.

Другой пример – логическое чувство, зависящее от эпохи, традиций окружения и просто от индивидуального восприятия. Оно больше всех других чувств тяготеет к опоре на разум, но и это лишь его псевдоним.

Норовит представиться разумом интеллект – аналитическая способность, основанная на памяти и эрудиции.

Наконец, любая конкретная специализация разума, которую называют умом, тоже нередко претендует на универсальность. Но вряд ли, например, шахматное или политическое мышление, даже развитое в высшей степени, может справиться с проблематикой человеческой жизни в целом, даже если это жизнь шахматиста или политика.


С псевдонимами разума связаны многие распространённые мифы о внутреннем мире. Самый яркий пример – противопоставление разума чувствам. которое правильнее относить к рассудку или к здравому смыслу, то есть к рационально-прагматическому навыку мышления. Но противопоставлять разум чувствам – всё равно что противопоставлять солнечный свет земной растительности. Ведь именно разум поддерживает возможное развитие чувств и помогает им поменьше конфронтировать друг с другом.

Опора на разум подразумевает не альтернативу чувствам или эмоциям, а просто готовность к мышлению. И это очень немало. Всё остальное приложится.


Теперь можно сказать, что опора на разум – совершенно естественный и очевидный подход к жизни... если это именно опора именно на разум. Не на логику, рассудок, интеллект или здравый смысл, а на то, от чего зависят все эти проявления сознательной жизни.

Опора на разум – единственное, что позволяет нам понять, на каком свете мы живём, сориентироваться в себе и вокруг, во внешнем мире и во внутреннем. Позволяет нам всё глубже овладевать возможностями этого самого разума. Сюда относится и умение распределять внимание между выстраивающим и улавливающим мышлением.

Опора на разум – это бесплотный фундамент личности.

А религиозное сознание знает, что опора на разум – это опора на Создателя, который нас им наделил.


Кажущийся парадокс состоит в том, что понять природу разума можно только с его собственной помощью. Того, кто с этим не согласен, достаточно спросить: с помощью чего он додумался до своего несогласия.

Этот парадокс подсказывает нам, что разум – особое свойство человека, имеющее несколько иную природу, чем другие элементы человеческого сознания.

В основе опоры на разум лежит надежда, что разум стоит того, чтобы на него опираться. Кто-то относится к нему как к достаточно адекватному зеркалу реальности, кто-то – как к божественному началу в человеке, могут быть и другие понимания. Это недоказуемые убеждения, поэтому их не назовёшь иначе как надеждой. Но такая надежда играет роль соединительной влаги при получении бетона для возведения зданий.

Именно иноприродность разума делает его для нас реальным рычагом мышления. Иначе мыслительные усилия напоминали бы о бароне Мюнхгаузене, который сам себя тащил за волосы из болота. Истоки разума скрыты в области Тайны, но только с его помощью мы можем осмысливать жизнь в целом и собственное существование.


В то же время опору на разум не стоит понимать как опору исключительно на свой разум.

Во-первых, ты взаимодействуешь с разумом человечества, с Мы-разумом, нашедшим выражение в мировой культуре.

Во-вторых, ты имеешь дело с разумом каждого человека, который общается с тобой, даже если вы не ведёте мировоззренческих бесед.

В-третьих, неуследима роль сверхразума, о котором мы мало что знаем, но его присутствие часто ощущается мыслящим человеком.

Так что разум – это явление не только в тебе сосредоточенное, но и тебя объемлющее.

*   *   *
Стоит предупредить и о помехах для опоры на разум.

Прежде всего, это перекос в сторону рационального мышления, отождествление с ним разума в целом. Попытка свести роль разума к роли одного из его псевдонимов – скажем, к интеллекту или к рассудку. Да и любое другое непродуманное применение общепринятых клише к явлениям, с которыми встречаешься. Отказ от самостоятельного увязывания. Опасно также использование стандартных представлений о том, что такое человек вообще, а уж тем более попытки самому втиснуться в предопределённый стандарт..
В то же время ни к чему и самоуверенность, побуждающая считать разум чисто индивидуальным свойством, а себя – особо выдающимся его обладателем. Это ведёт к тому, что возможности познания и понимания жизни будут ограничены лишь собственным мнением. Силовое, напористое использование разума мешает ему выполнять свою балансирующую роль, поддерживать внутреннее равновесие. Если во что бы то ни стало направлять разум не на дружбу с жизнью, а на поиск узко направленных эитейских достижений, он может в какой-то мере утратить свои опорные свойства.

Впрочем, не нужно пугаться, вернёмся к позитиву. Важно помнить о трёх повседневных направлениях внимания: о том, чтобы осмысливать встреченное, чтобы время от времени встряхивать, обновлять самовосприятие, а также о том, чтобы увязывать свои представления друг с другом. Важно стараться раскрепостить себя от чисто рационального мышления, воспринимать и рассуждения, и озарения, и образы как существенный материал для осмысления. Используя для своей жизни именно свой разум.

На дорогах, пролегающих по стране разума, каждого из нас, мой друг, ждёт много интересного. Ты сможешь, погружаясь в процесс мышления, одновременно приглядываться к тому, как этот процесс устроен. Сможешь понять принципы действия разных разворотов самосознания. Познакомиться с тем, какую роль в жизни играет личностное увязывание друг с другом встреченных явлений и как этому может содействовать философия. И за этими важными для понимания жизни подходами открываются новые увлекательные просторы... Нет, об этом путешествии ты не пожалеешь!..


Впрочем, нам пора прощаться, друг мой, - в ожидании новых встреч на путях разума, в компании друга, который вокруг. И впереди, будем надеяться, череда удивительнейших открытий.
Tags: письма о дружбе с жизнью, размышления
Subscribe

  • Шенкеля-приятели

    Жили-были два дружка-шенкеля, Лёва и Паша. Почему их шенкелями звали – никто не знал, даже они сами. Друг в друге души не чаяли. Только как до…

  • Чашка чая

    Чашка чая (друзья звали её Чача) никогда не оставалась одна. Как опустеет, в неё снова чай наливают. Как чай кончится, снова заваривают. А где чай,…

  • Ух, пух!

    Летела тополиная пушинка. Залюбовались все – какая она лёгкая, растопыристая, звёздчатая!.. Позавидовали другие пушинки и тоже вслед полетели.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments