Завершающее письмо второй главы. Предыдущие письма и первая глава - в предыдущих записях. Каждый отклик для меня очень важен. Третья глава, скорее всего, придётся уже на следующий год. Надеюсь, на его начало.
Письмо о практических приложениях трёх движущих усилий
Приветствую тебя, друг мой, в надежде, что не утомил ещё своими письмами из внутренних путешествий. Хотя как не утомить? Все они требуют твоего внимания и стараний перепримерить сказанное – от моей жизни к твоей.
Особенно эта перепримерка касается практических воплощений того, о чём говорится образно или умозрительно. Ведь у каждого свои обстоятельства жизни, значит и выглядеть наши практические приложения буду по-разному. Но всё же давай попробую выразить свои соображения, а ты примеришь к ним свои.
Вот, например, приметчивость. Житейская, бытовая приметчивость доставляет человеку (мне, по крайней мере) особое удовольствие. Заметить, где быстрее движется очередь в кассу, суметь выбрать оптимальный маршрут передвижения, знать грибные места... мало ли подобных радостей, - всё это обычно на какую-то крупицу улучшает настроение. Так и должно быть, стоит даже этому учиться. Вглядывание в приметы более высоких уровней напряжённее, оно требует более пристального внимания, а затем и размышления, часто порождает чувство ответственности. Но чем выше уровень, тем важнее наша приметчивость. И к этому тем более стоит приучать себя.
Вот тут-то и начинаются практические приложения. Например, чтобы лучше ориентироваться в людях (а это составляет немаловажную часть приметчивости), очень полезно освоить какие-то элементы физиогномики, знать про языки тела, учиться искать приметы характера в стилистике речи и стилистике мышления, которое проявляется не только в словах, но и в поступках. Даже азы графологии могут сослужить свою службу.
Овладевать ориентированием в жизни вообще можно по разным направлениям, начиная с внешних примет, со скаутских навыков следопыта и разведчика. Но если говорить о том, что связано с мировосприятием и мировоззрением, тут надо начинать с себя, с внутреннего мира. С присматривания к тому, чем окружающие наделили твой внутренний мир в раннем возрасте, пока ты ещё не мог заняться этим сам, - для того, чтобы в дальнейшем самоопределяться свободно.
А дальше тебя ждёт ориентирование среди внутренних представлений – с помощью философских подходов (о, хотя бы с какими-то из них очень даже интересно познакомиться!), с помощью религиозных учений (почему бы не поинтересоваться и их взглядами на мир?). При этом нужно развивать в себе – и это тоже часть ориентирования – сочетание внутренней устойчивости по отношению к внешним поучениям с умением учиться тому, что представляется наиболее важным. Ведь направленность внимания на второстепенные явления, не ведущие к верхним уровням смысла, пренебрежение главными приметами жизни – это ни к каким стоящим ориентирам не выведет.
Как ты уже понял, друг мой, не берусь рекомендовать тебе все эти практики скопом или пытаться угадать, какие из них тебе особенно нужны. Моё дело, основываясь на своём опыте (наверняка тоже далеко не полном), лишь навести тебя на мысли о том, что тебе может пригодиться для приметчивости и ориентирования.
Та же оговорка относится и к следующей порции практических приложений – тех, что связаны со стремлением становиться собой как можно лучше. Всё-таки самое главное – чтобы это стремление у тебя было. Тогда ты можешь додуматься до многого такого, что мне и в голову не приходит.
Стремление становиться тесно связано с приметчивостью. Она нужна и во внутреннем мире, позволяя найти такие способы его усовершенствования, которые нужны именно тебе, и во внешнем, помогая определять пути их осуществления.
Чтобы становиться личностью, нужно уловить, что это такое. Для этого нужны примеры, которые помогут тебе: их даёт жизнь, их даёт история, их даёт литература – и лишь от тебя зависит, насколько ты будешь искать эти уроки, насколько сумеешь усвоить и насколько сумеешь применить к себе.
Чтобы становиться самим собой, нужно найти своё призвание. Часто для этого приходится пробовать себя во многом, обретать различные навыки, получать необходимые знания. А если призвание ещё не нашёл, искать снова и снова.
Чтобы становиться в своём призвании, или в поисках его, как можно лучше, нужно открывать свои творческие пути, потому что именно творчество поднимает человека над самим собой, над его самостью. Здесь нужно и внимательно смотреть на творчество других, и забывать про него ради собственных находок.
Чтобы сам твой возраст работал на твоё становление, нужно учиться с годами набирать высоту, а не утрачивать её. И здесь нужно искать примеры, знания и собственные приёмы развития. Чтобы всё это шло в дело, было ещё одним практическим приложением стремления становиться.
Осталось сказать о практических сторонах сотрудничества с судьбой, которое служит концентрированным воплощением внимания к жизни и общения с ней. Которое создаёт и поддерживает равновесие между созерцанием и деятельностью. Без которого не может быть полноценной дружбы с жизнью.
Не стоит считать образ судьбы чем-то абстрактным. Этот образ может стать главным средством взаимодействия с ней. Поэтому нужно его углублять и использовать. И прежде всего пользоваться его обучающим воздействием. Вглядываясь в чужие судьбы, реальные или художественные, делать выводы для себя. Вглядываясь в события своей жизни, прошлые или недавние, стараться осмыслить их и разглядеть общую линию судьбы. А если что-то идёт не так, рассмотреть и пересмотреть свои приоритеты.
Понимая, что твоя судьба осуществляется среди других судеб, необходимо осваивать личностные, культурные и педагогические взаимосвязи с другими людьми. Средств общечеловеческой культуры предостаточно, надо выбирать наиболее нужное тебе. Чтобы быть в гармонии с происходящим, быть его естественной частью – даже если возникает противоборство сил. Развивать гражданскую готовность к выбору своей позиции в той ситуации, которую ставит перед тобой общество.
Ещё одна практическая сторона сотрудничества с судьбой – в том, чтобы самому быть её инструментом. Учиться узнавать необходимость своего участия в жизни другого человека: не назиданиями, а сочувствием и помощью, передачей жизненного опыта тому, кому его пока не хватает. Если недостаточно природного педагогического чутья, нужно овладевать педагогическими принципами, не дожидаясь, пока они понадобятся конкретно, потому что это не всегда предсказуемо.
Как бы ни выстраивалась твоя судьба, чувствуешь ты себя счастливым или нет, нужно привыкать быть благодарным судьбе. Игра простодушной девочки Поллианны из романа Элиноры Портер может послужить простейшей иллюстрацией и практической подсказкой к этому подходу.
Напоследок, друг мой, хочу обратиться к тебе с личной просьбой. Давай считать моё написание и твоё чтение этих писем нашим сотрудничеством с судьбой: моё – с моей, твоё – с твоей, а наше – с общечеловеческой. Удачное или неудачное, но мы оба старались. Я – написать, ты – прочитать, каким бы ни было твоё восприятие. Если же оно к тому же не вовсе равнодушное или отрицательное, если ты готов к новой порции писем, то – до новой встречи, до следующей главы.